пятница, 25 мая 2012 г.

Невидимый фронт: советская разведка времен Великой Отечественной войны


Проведение подготовки к масштабным сражениям между фашистской Германией и Советским Союзом сопровождалось и глобальным противостоянием на «невидимом фронте». Во многом от того, кто в нем окажется победителем, зависел и успех в Великой Отечественной войне.

Перед началом войны, и в первые ее годы, вопросами государственной безопасности Советского Союза занимался Народный комиссариат госбезопасности и органы военной контрразведки.

Деятельность разведывательных организаций значительно активизировалась в 1940 году, когда стало очевидно, что Германия готовится к нападению на Советский Союз. Примечательно, что первые предупреждения о возможности нападения нацистов на СССР начали поступать задолго до 22 июня 1941 года. Первые такие вести начали поступать еще в 1940 году из Токио и Берна, а немного позже – и из Берлина, Вашингтона, Лондона, Анкары, Варшавы. В основном информация поступала по политическим дипломатическим каналам.

Начиная с лета 1940 года, советская военная разведка, которую возглавил Ф.И.Голиков, держала под контролем основную информацию о передвижениях немецких войск, о военном потенциале фашистской Германии, об общей численности ее войск, количестве и составе соединений. Было также определено количество армий, корпусов и дивизий, которые перебрасывались к границам Советского Союза, а также их вооружение.

В общей сложности, до 1941 года было получено порядка 22 донесений и дате начала военных действий Германией против СССР. Понятно, что существовал большой разнобой в датах, а также достаточное количество дезинформации (немецкая разведка тоже не сидела, сложа руки, а постоянно распространяла нужную ей дезинформацию). Таких дат набралось примерно 10-15. Но главное не в том. Главное, что за 10-11 дней перед началом войны было получено около 28 донесений с точной датой.

Самые точные и ценные донесения о том, что фашистская Германия готовится к нападению, поступили от Рихарда Зорге из Токио, который работал в немецком посольстве в Японии, поэтому имел доступ к секретным данным, в частности, к переписке Эйгена Отта (немецкий посол в Стране Восходящего Солнца). Первое донесение от Зорге поступило примерно за месяц до того, как Гитлер подписал печально известный «План Барбаросса» (случилось это 18 ноября 1940 года). Зорге отмечал, что на границах с СССР сосредоточено 80 фашистских дивизий. Позже – уже в начале 1941 года он неоднократно передавал информацию о том, что немцы концентрируют свои силы на границах, перебрасывая войска из Франции. Он же сообщил об окончании строительства немецких укреплений на восточных границах. И все же особую ценность имеют две его радиограммы от 15 июня, в которой была указана точная дата и время нападения немецких войск на Советский Союз.

Тем не менее, нападение Германии на советскую территорию 22 июня застало советскую разведку врасплох. Поэтому возникла необходимость в кардинальной реорганизации ее деятельности. Даже имея неопровержимые доказательства подготовки немцев к нападению, советская разведка не сумела достойно подготовиться к деятельности в условиях войны. Однако подобная ситуация остается на совести политического руководства, которое не сумело оценить обстановку и оперативно принять необходимые решения.

Все это сказывалось на оперативности разведки. Во-первых, все мероприятия, которые были намечены ранее, проводились медленно, во-вторых, мероприятия по мобилизации разведформирований не могли уложиться в установленные сроки. Объяснялось это тем, что для поддержания таких объединений в боевой готовности, необходима планомерная работа на протяжении как минимум нескольких лет. В-третьих, на характер проводимых мероприятий большое влияние имел принцип наступательных боевых действий на вражеской территории. Именно поэтому начало войны стало неожиданным для советской разведки, поскольку все происходящее противоречило ее довоенной подготовке.

Поэтому с самого начала войны Разведуправление развернуло активную деятельность по подготовке эффективной разведки в новых условиях. Для работы в органах разведки подбирались добровольцы. Преимущество имели те, кто был знаком с радиоделом. Обучение длилось в зависимости от уровня общеобразовательной и военной подготовки, а также от того, как долго планировалось использовать того или иного разведчика в тылу врага. Дольше всех подготовка длилась у радистов. Им необходимо было детально изучить рации, а также воспринимать на слух порядка 100-200 знаков в минуту.


Практически с первых дней войны разведка начала перебрасывать в тыл врага диверсионно-разведывательные группы и отряды, а также организовывала партизанские отряды. Так, только в первые два месяца войны было сформировано 17 партизанских отрядов, переброшено около 500 разведчиков, 29 разведывательно-диверсионных групп. А в 1943-1945 годах – еще более, порядка 1900 таких групп общей численностью порядка 10 тысяч человек, а также привлечено к работе порядка 15 тысяч человек местного населения. За этот же период времени было добыто около 170 тысяч различных документов, получена информация о проведении секретных переговоров между Гитлером и Муссолини, Хорти и Антонеску, которая свидетельствовала о том, союзники советской страны вели переговоры относительно односторонней капитуляции Германии. Важную роль в добывании этой информации сыграла зарубежная разведка, которая действовала на территориях Швейцарии, Ирана, Турции, Англии, Франции, Соединенных Штатов Америки. Время доказало, что такая деятельность была необходима не только для того, чтобы определить планы противника, но и для того, чтобы выяснить планы своих же союзников, поскольку те не очень хотели делиться ими с СССР.

Большое значение в деятельности военной разведки имели партизанские отряды и формирования, на которые была возложена задача сбора информации в войсках противника, срыв операций, проведение диверсий на объектах и коммуникациях. С начала 1943 года на основе партизанских отрядов начали формироваться оперативные центры, которые должны были заниматься организацией разведдеятельности. В каждом из таких центров был радиоузел для связи со штабами фронтов. В январе 1943 года при партизанском отряде Н.Федорова начал действовать центр «Омега», который контролировал районы Киев, Припять, Бахмач, и который должен был обнаруживать немецкие группировки и следить за переброской немцами резервов. Не менее активно действовал центр И.Банова в районе Минска, Бреста. Летом 1943 года был создан оперативный центр РУ под командованием А.Бринского, который действовал в районе Каменца-Подольского и Ковеля. Здесь действовала большая агентурная сеть, которая занималась сбором информации о перебросках фашистских войск. Центр Бринского оказал большое влияние и на планирование и проведение Белорусской операции.


Что касается внешней разведки, то проведение разведдеятельности за границей было возложено на Первое главное управление НКВД. Оно проводило совместные операции с Британской СИС по ликвидации агентурной сети в Афганистане, Иране и Турции. Одним из приоритетных заданий внешней разведки заключалось в получении данных относительно ситуации в Германии и определение ее военно-политических устремлений на Восточном фронте. А поскольку большинство агентов внешней разведки, которые действовали на территории Германии в предвоенное время, были уничтожены, то генерал-лейтенант П.Фитин, который являлся начальником ПГУ НКВД Советского Союза, поставил задачу перед лондонской агентурной сетью восполнить пробелы в недостающей информации. Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно прочные позиции британских агентов в Германии (они имели доступ к ближайшему окружению фюрера, Абвера, научным кругам, занятым разработками ядерного оружия), делиться информацией с СССР они не спешили. Информация, полученная от «кембриджской пятерки» (напомним, это сеть советских агентов, которая действовала в Великобритании и в состав которой входили Ким Фибли, Дональд Маклин, Энтони Блант, Гай Берджес и Джон Кернкросс) была крайне важной. Но Сталин с большим недоверием относился к британцам, которые накануне войны распространяли в Америке шифровку о том, что СССР якобы готовит предупреждающий удар по Германии. Поэтому и предоставленную ими информацию не принимал в расчет. Так, в 1942 году из Лондона была получена информация о подготовке Германией нового наступления в районе Северного Кавказа и Сталинграда – к чему это привело, все мы прекрасно знаем. Отношение советского руководства к развединформации, получаемой из Лондона, изменилось лишь в 1943 году, когда стало очевидно, что все данные достоверны, поскольку получены непосредственно в кругах немецкого военного командования. Именно от лондонских агентов была получена информация о подготовке фашистами операции «Цитадель» под Курском. По сообщениям агентов, Гитлер решил отыграться за Сталинград. Именно то обстоятельство, что эти данные были приняты к сведению, и была начата подготовка контрмер против «Цитадели», привело в итоге к перелому в войне.


Советская военная разведка активно работала и в распространении дезинформации. В ходе проведения всех операций действовала разведка воинских частей, а также проводилась разведка с воздуха. Очень часто при проведении операций использовались ночные поиски для захвата пленных, устанавливались засады, проводились налеты, разведки боем и наблюдения. Эффективно действовала и радиоразведка, которая в последние годы войны углубилась на многие километры на вражескую территорию.

Подводя некий итог деятельности советской военной разведки в годы Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что во многом именно благодаря полученным ею данным была одержана победа в войне. Ее деятельность высоко ценилась не только советским политическим руководством, но неоднократно отмечалась и фашистскими правящими кругами. В ходе проведения самых масштабных боев развединформация играла огромную роль. Так, в битве под Москвой разведкой была предоставлена полная информация о группе армий «Центр»: количество дивизий и танковых групп. В ходе битвы под Сталинградом именно разведка предоставила информацию о том, что у немцев появились новые реактивные снаряды «Фау», танки «Тигр», самоходные артиллерийские установки «Фердинанд».

На основе информации, предоставленной военными разведчиками, советское командование имело целостную картину всех планов и намерений немцев. За период войны было проведено тысячи диверсионных и разведывательных операций, взято в плен большое количество немецких солдат и офицеров, добыто множество важных документов, уничтожено огромное количество коммуникаций и пущено под откос тысячи поездов с живой силой, техникой и продовольствием противника.

Несмотря на то, что начало войны стало большим испытанием для советских разведчиков, они сумели выдержать его достойно. Они с честью выполнили свой долг, отстаивая свободу Родины и право ее людей на мирную жизнь.
Война невидимок. Тайны фронтовой разведки.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: