Наблюдая за очередным раундом минских переговоров по урегулированию конфликта на Украине, невольно вспоминаешь американский фильм «День сурка», где изо дня в день повторялись одни и те же события до тех пор, пока главный герой не сделал неожиданный шаг, разорвав замкнутый круг. Так и в результате марафона, длившегося более полусуток, был подписан документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», почти в точности повторяющий положения сентябрьского Минского меморандума, который так и не был выполнен.
Если сравнивать тексты двух минских документов, различаются они лишь степенью конкретики и обозначением сроков, в течение которых должны быть выполнены пункты соглашения. По духу же – это прежнее минское соглашение с созданием демилитаризованной зоны, перемирием, возвращением Новороссии под юрисдикцию Украины, проведением повторных выборов в соответствии с украинским законодательством, возвращением Киеву контроля над государственной границей и т.д. Также предлагаются не сработавшие осенью механизмы обмена пленными «всех на всех», амнистии участников конфликта, разоружения «незаконных групп».
Но если соглашения были сорваны один раз, возникает вопрос, будут ли выполнены те же договоренности сейчас? За время, прошедшее с момента Минска-1, ситуация принципиально не изменилась. Можно сказать, даже ухудшилась. А сами договоренности по-прежнему не соответствуют интересам США и подконтрольного им украинского режима.
Прежде всего, вызывает сомнение возможность выполнения соглашений украинской стороной. Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» был принят предыдущим составом украинского парламента. Депутаты нового созыва, в который было избрано огромное количество представителей националистических партий и командиров карательных батальонов, неоднократно предлагали вообще отменить действие этого закона. Кроме того, за этот период Верховной радой было принято заявление, в котором Россия объявлена государством-агрессором. Парламент рекомендовал Петру Порошенко внести предложение об объявлении состояния войны с Российской Федерацией и военном положении, ужесточить санкции против России и потребовать того же от других стран.
Очень показательно, что в момент подписания «мирных» договоренностей, Верховная рада приняла постановление, лишающее российские СМИ аккредитации в органах государственной власти Украины. Несколькими днями ранее «народные избранники» утвердили закон, запрещающий демонстрацию на Украине аудиовизуальной продукции, «в которой содержится популяризация, агитация, пропаганда и т.д. каких-либо действий правоохранительных органов, вооруженных сил, других вооруженных, военных и силовых формирований государства-оккупанта», а президентская фракция внесла в парламент законопроект об уголовной ответственности за «отрицание российской агрессии».
Сложно ожидать от законодательного органа, охваченного подобной антироссийской истерией, принятия постановления «с указанием территории, на которую распространяется особый режим», закона, «запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» и тем более «принятия постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей» и проведения конституционной реформы. Урегулирование вопросов деятельности, предусмотренной «комплексом мер», народной милиции, прокуратуры, судебных органов, введение в Донбассе собственного языкового законодательства и другие меры также требуют участия Верховной рады.
Вызывает обоснованные сомнения и способность П. Порошенко обеспечить выполнение пунктов о прекращении огня и отводе тяжелых вооружений. Во-первых, после внесения изменений в законодательство о Совете национальной безопасности и обороны, секретарем которого стал один из предводителей «партии войны» А. Турчинов, Порошенко в значительной мере утратил контроль над силовыми структурами страны. Во-вторых, на Украине действует огромное количество различных частных вооруженных формирований и неонацистских батальонов, которые вообще не подчиняются государственной власти. В частности, представители «Правого сектора» отказались от всех предложенных вариантов вхождения в состав Министерства обороны и объявили о создании параллельного генштаба. Киев не смог даже расформировать «отличившийся» зверствами батальон «Айдар», национал-социалисты батальона «Азов» открыто грозят захватить власть, а члены «Батальонного братства» 3 февраля даже предприняли попытку штурма администрации президента. Незаконные вооруженные формирования, требующие «войны до победного конца», с высокой вероятностью откажутся выполнить «предательский» минский протокол.
Кроме того, подписание мирных договоренностей может стоить Порошенко кресла. По словам спикера ВР В. Гройсмана, депутаты активно обсуждают закон об импичменте президента. Другим вероятным сценарием является осуществление на Украине нового государственного переворота силами незаконных вооруженных формирований и в интересах либо группировки Тимошенко–Турчинова–Яценюка, либо А. Парубия, либо И. Коломойского. Претендентов на власть, как и «ландскнехтов», хватает. Например, в разгар переговоров «нормандской четверки» в Минске Д. Ярош, обвинив главнокомандующего в предательстве, коллаборационизме, сдаче украинских территорий, коррупции и откатах, пригрозил: «Если Петр Алексеевич Порошенко не опомнится, у нас, украинцев, будет новый президент и главнокомандующий».
Дополнительную угрозу выполнению договоренностей создает и катастрофическая экономическая ситуация в стране. Хотя правительству А. Яценюка удалось достичь соглашения с МВФ о предоставлении очередного транша кредита, глава МВФ К. Лагард подчеркнула, что требуется его одобрение правлением фонда. Помимо этого, условия финансирования включают в себя повышение стоимости газа для населения в 4-6 раз, повышение пенсионного возраста и сокращение 260 тыс. бюджетников, что может спровоцировать социальный взрыв и распад страны.
В мирном урегулировании украинского конфликта не заинтересованы США, которые вообще ни с кем ни о чем не договаривались. Значительное оживление «челночной дипломатии» А. Меркель и Ф. Олланда в качестве «добрых полицейских» происходило на фоне вашингтонских угроз начать поставки Украине летального оружия в случае срыва мирных договоренностей в Минске.
Тревожной тенденцией является то, что вопрос войны на Украине объединил «ястребов» республиканской и демократической партий, представителей Пентагона и военного командования США. Так, экс-госсекретарь США М. Олбрайт открыто поддержала поставки Украине тяжелых вооружений, заявив, что «на украинцев нападают, и у них есть право защищаться». Комментируя заявление заместителя советника президента США по национальной безопасности Т. Блинкена о возможности поставок оружия Украине, бывший посол США в Киеве отметил: «Это важно, что американское правительство думает над этим, поскольку два месяца назад позиция властей США была следующей: предоставление оружия Украине может угрожать дальнейшей эскалацией со стороны России. Тот факт, что кто-то уровня Тони Блинкена заявляет об этом, наводит меня на мысль, что в американском правительстве ведется серьезная дискуссия о предоставлении оборонительных вооружений».
Проводится и законодательное обеспечение передачи вооружений киевскому режиму. В дополнение к ранее принятым Конгрессом США «Акту поддержки свободы Украины 2014 г.» и резолюции «О резком осуждении действий Российской Федерации при президенте Владимире Путине по проведению агрессивной политики против соседних стран с целью достижения политического и экономического господства», американский парламент готовит новый закон о поставках оружия на Украину в соответствии с предложениями, озвученными в докладе Атлантического совета. Сумма помощи, которая должна быть выделена на эти цели, составляет 3 млрд. долл., а период финансирования – три года. Очевидно, именно столько Вашингтон намерен воевать.
Людям, знакомым с процессом функционирования государственной машины, известно, что некоторые решения являются необратимыми, поскольку для обеспечения их выполнения выделены бюджетные средства и наняты люди. Одним из таких решений является принятие в армию США 100 новобранцев, владеющих украинским языком, с целью работы инструкторами для обучения бойцов «нарождающейся национальной гвардии» Украины. По информации The Washington Times, обучение примерно 600 человек должно начаться на западе Украины в марте
Обещания военной поддержки вдохновляют украинское руководство на продолжение войны. Косвенным признаком того, что оно планирует в очередной раз нарушить мирные соглашения, является воинственная риторика П. Порошенко, заявившего накануне вылета в Минск, «надо дать по зубам – мы дадим по зубам, надо защищать свою землю – будем делать это до последнего». Подготовка к переговорам сопровождалась наступлением нацистского батальона «Азов» под Мариуполем под руководством А. Турчинова и провокацией в Краматорске. Как заявил советник главы МВД З. Шкиряк, обстрел Краматорска «будет хорошим примером для наших западных партнеров, которые уже, наверное, после этого кровавого преступления сделают выводы, и, в конце концов, предоставят Украине высокоточное оружие. Нам нужны «Джевелины», «Стингеры». Если Запад нас вооружит, то их танки, установки «Град», «Ураганы» и их «сушки» – если они поднимутся в украинское небо, будут трескаться, как скорлупа от яиц»
Настойчивость Вашингтона в эскалации конфликта совершенно неудивительна, поскольку война США крайне необходима для спасения собственной экономики, принуждения Европы к подписанию кабального соглашения о Трансатлантической зоне свободной торговли, захвата энергетического рынка ЕС и укрепления НАТО.
Исходя из этого, даже успехи в реализации Минска-2 не смогут остановить эскалацию конфликта, истинной причиной которого является не ситуация в Новороссии, а необходимость для США сохранения сложившегося после окончания холодной войны однополярного миропорядка и ослабления России. Любые нарушения минских соглашений украинским режимом будут использоваться Вашингтоном и союзниками для давления на Москву с целью все больших уступок. Не успели еще высохнуть чернила на минском документе, как премьер-министр Финляндии А. Стубб уже заявил, что «если прекращение огня не продержится, то нам надо оставить все иллюзии о том, что Россия может быть частью международного сообщества, выполняющей международные правила, и мы будем склоняться к замороженным отношениям между Западом и Россией на обозримое будущее». Тот факт, что военные действия в январе начала именно Украина, во внимание не принимается. Обвинят в любом случае Россию.
Как говорится, плохой мир лучше хорошей войны. И в этом плане повторное подписание минских договоренностей должно было произойти в качестве новой попытки прекратить кровопролитные сражения, приводящие к гибели сотен мирных жителей. С другой стороны, ни решения приведших к конфликту проблем, ни перспектив долгосрочного урегулирования ситуации на Украине переговоры не принесли. Минск-2 больше похож на хождение по кругу. Найдется ли герой, который, подобно персонажу «Дня сурка», сделает нетривиальный шаг и разорвет петлю конфликта?
Если сравнивать тексты двух минских документов, различаются они лишь степенью конкретики и обозначением сроков, в течение которых должны быть выполнены пункты соглашения. По духу же – это прежнее минское соглашение с созданием демилитаризованной зоны, перемирием, возвращением Новороссии под юрисдикцию Украины, проведением повторных выборов в соответствии с украинским законодательством, возвращением Киеву контроля над государственной границей и т.д. Также предлагаются не сработавшие осенью механизмы обмена пленными «всех на всех», амнистии участников конфликта, разоружения «незаконных групп».
Но если соглашения были сорваны один раз, возникает вопрос, будут ли выполнены те же договоренности сейчас? За время, прошедшее с момента Минска-1, ситуация принципиально не изменилась. Можно сказать, даже ухудшилась. А сами договоренности по-прежнему не соответствуют интересам США и подконтрольного им украинского режима.
Прежде всего, вызывает сомнение возможность выполнения соглашений украинской стороной. Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» был принят предыдущим составом украинского парламента. Депутаты нового созыва, в который было избрано огромное количество представителей националистических партий и командиров карательных батальонов, неоднократно предлагали вообще отменить действие этого закона. Кроме того, за этот период Верховной радой было принято заявление, в котором Россия объявлена государством-агрессором. Парламент рекомендовал Петру Порошенко внести предложение об объявлении состояния войны с Российской Федерацией и военном положении, ужесточить санкции против России и потребовать того же от других стран.
Очень показательно, что в момент подписания «мирных» договоренностей, Верховная рада приняла постановление, лишающее российские СМИ аккредитации в органах государственной власти Украины. Несколькими днями ранее «народные избранники» утвердили закон, запрещающий демонстрацию на Украине аудиовизуальной продукции, «в которой содержится популяризация, агитация, пропаганда и т.д. каких-либо действий правоохранительных органов, вооруженных сил, других вооруженных, военных и силовых формирований государства-оккупанта», а президентская фракция внесла в парламент законопроект об уголовной ответственности за «отрицание российской агрессии».
Сложно ожидать от законодательного органа, охваченного подобной антироссийской истерией, принятия постановления «с указанием территории, на которую распространяется особый режим», закона, «запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» и тем более «принятия постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей» и проведения конституционной реформы. Урегулирование вопросов деятельности, предусмотренной «комплексом мер», народной милиции, прокуратуры, судебных органов, введение в Донбассе собственного языкового законодательства и другие меры также требуют участия Верховной рады.
Вызывает обоснованные сомнения и способность П. Порошенко обеспечить выполнение пунктов о прекращении огня и отводе тяжелых вооружений. Во-первых, после внесения изменений в законодательство о Совете национальной безопасности и обороны, секретарем которого стал один из предводителей «партии войны» А. Турчинов, Порошенко в значительной мере утратил контроль над силовыми структурами страны. Во-вторых, на Украине действует огромное количество различных частных вооруженных формирований и неонацистских батальонов, которые вообще не подчиняются государственной власти. В частности, представители «Правого сектора» отказались от всех предложенных вариантов вхождения в состав Министерства обороны и объявили о создании параллельного генштаба. Киев не смог даже расформировать «отличившийся» зверствами батальон «Айдар», национал-социалисты батальона «Азов» открыто грозят захватить власть, а члены «Батальонного братства» 3 февраля даже предприняли попытку штурма администрации президента. Незаконные вооруженные формирования, требующие «войны до победного конца», с высокой вероятностью откажутся выполнить «предательский» минский протокол.
Кроме того, подписание мирных договоренностей может стоить Порошенко кресла. По словам спикера ВР В. Гройсмана, депутаты активно обсуждают закон об импичменте президента. Другим вероятным сценарием является осуществление на Украине нового государственного переворота силами незаконных вооруженных формирований и в интересах либо группировки Тимошенко–Турчинова–Яценюка, либо А. Парубия, либо И. Коломойского. Претендентов на власть, как и «ландскнехтов», хватает. Например, в разгар переговоров «нормандской четверки» в Минске Д. Ярош, обвинив главнокомандующего в предательстве, коллаборационизме, сдаче украинских территорий, коррупции и откатах, пригрозил: «Если Петр Алексеевич Порошенко не опомнится, у нас, украинцев, будет новый президент и главнокомандующий».
Дополнительную угрозу выполнению договоренностей создает и катастрофическая экономическая ситуация в стране. Хотя правительству А. Яценюка удалось достичь соглашения с МВФ о предоставлении очередного транша кредита, глава МВФ К. Лагард подчеркнула, что требуется его одобрение правлением фонда. Помимо этого, условия финансирования включают в себя повышение стоимости газа для населения в 4-6 раз, повышение пенсионного возраста и сокращение 260 тыс. бюджетников, что может спровоцировать социальный взрыв и распад страны.
В мирном урегулировании украинского конфликта не заинтересованы США, которые вообще ни с кем ни о чем не договаривались. Значительное оживление «челночной дипломатии» А. Меркель и Ф. Олланда в качестве «добрых полицейских» происходило на фоне вашингтонских угроз начать поставки Украине летального оружия в случае срыва мирных договоренностей в Минске.
Тревожной тенденцией является то, что вопрос войны на Украине объединил «ястребов» республиканской и демократической партий, представителей Пентагона и военного командования США. Так, экс-госсекретарь США М. Олбрайт открыто поддержала поставки Украине тяжелых вооружений, заявив, что «на украинцев нападают, и у них есть право защищаться». Комментируя заявление заместителя советника президента США по национальной безопасности Т. Блинкена о возможности поставок оружия Украине, бывший посол США в Киеве отметил: «Это важно, что американское правительство думает над этим, поскольку два месяца назад позиция властей США была следующей: предоставление оружия Украине может угрожать дальнейшей эскалацией со стороны России. Тот факт, что кто-то уровня Тони Блинкена заявляет об этом, наводит меня на мысль, что в американском правительстве ведется серьезная дискуссия о предоставлении оборонительных вооружений».
Проводится и законодательное обеспечение передачи вооружений киевскому режиму. В дополнение к ранее принятым Конгрессом США «Акту поддержки свободы Украины 2014 г.» и резолюции «О резком осуждении действий Российской Федерации при президенте Владимире Путине по проведению агрессивной политики против соседних стран с целью достижения политического и экономического господства», американский парламент готовит новый закон о поставках оружия на Украину в соответствии с предложениями, озвученными в докладе Атлантического совета. Сумма помощи, которая должна быть выделена на эти цели, составляет 3 млрд. долл., а период финансирования – три года. Очевидно, именно столько Вашингтон намерен воевать.
Людям, знакомым с процессом функционирования государственной машины, известно, что некоторые решения являются необратимыми, поскольку для обеспечения их выполнения выделены бюджетные средства и наняты люди. Одним из таких решений является принятие в армию США 100 новобранцев, владеющих украинским языком, с целью работы инструкторами для обучения бойцов «нарождающейся национальной гвардии» Украины. По информации The Washington Times, обучение примерно 600 человек должно начаться на западе Украины в марте
Обещания военной поддержки вдохновляют украинское руководство на продолжение войны. Косвенным признаком того, что оно планирует в очередной раз нарушить мирные соглашения, является воинственная риторика П. Порошенко, заявившего накануне вылета в Минск, «надо дать по зубам – мы дадим по зубам, надо защищать свою землю – будем делать это до последнего». Подготовка к переговорам сопровождалась наступлением нацистского батальона «Азов» под Мариуполем под руководством А. Турчинова и провокацией в Краматорске. Как заявил советник главы МВД З. Шкиряк, обстрел Краматорска «будет хорошим примером для наших западных партнеров, которые уже, наверное, после этого кровавого преступления сделают выводы, и, в конце концов, предоставят Украине высокоточное оружие. Нам нужны «Джевелины», «Стингеры». Если Запад нас вооружит, то их танки, установки «Град», «Ураганы» и их «сушки» – если они поднимутся в украинское небо, будут трескаться, как скорлупа от яиц»
Настойчивость Вашингтона в эскалации конфликта совершенно неудивительна, поскольку война США крайне необходима для спасения собственной экономики, принуждения Европы к подписанию кабального соглашения о Трансатлантической зоне свободной торговли, захвата энергетического рынка ЕС и укрепления НАТО.
Исходя из этого, даже успехи в реализации Минска-2 не смогут остановить эскалацию конфликта, истинной причиной которого является не ситуация в Новороссии, а необходимость для США сохранения сложившегося после окончания холодной войны однополярного миропорядка и ослабления России. Любые нарушения минских соглашений украинским режимом будут использоваться Вашингтоном и союзниками для давления на Москву с целью все больших уступок. Не успели еще высохнуть чернила на минском документе, как премьер-министр Финляндии А. Стубб уже заявил, что «если прекращение огня не продержится, то нам надо оставить все иллюзии о том, что Россия может быть частью международного сообщества, выполняющей международные правила, и мы будем склоняться к замороженным отношениям между Западом и Россией на обозримое будущее». Тот факт, что военные действия в январе начала именно Украина, во внимание не принимается. Обвинят в любом случае Россию.
Как говорится, плохой мир лучше хорошей войны. И в этом плане повторное подписание минских договоренностей должно было произойти в качестве новой попытки прекратить кровопролитные сражения, приводящие к гибели сотен мирных жителей. С другой стороны, ни решения приведших к конфликту проблем, ни перспектив долгосрочного урегулирования ситуации на Украине переговоры не принесли. Минск-2 больше похож на хождение по кругу. Найдется ли герой, который, подобно персонажу «Дня сурка», сделает нетривиальный шаг и разорвет петлю конфликта?
Источник: ritmeurasia.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий