среда, 11 апреля 2012 г.

Коса на камень, или Макинтайр против Вахтера

Во время Второй Мировой войны Атлантика долгое время была ареной ожесточенных схваток англо-американских противолодочных сил с немецкими "волчьими стаями".



5 мая 1943 г. английская эскортная группа В-2 вышла в море на соединение с конвоем SC-129, который следовал из канадского порта Галифакс в Англию. Корабли вел в поход коммандер Дональд Макинтайр, один из наиболее удачливых английских противолодочников. В состав группы входили эсминцы "Гесперус" и "Ванесса", и 7 корветов. Группа В-2, которую коммандер возглавлял с июня 1942 г., провела не один конвой и имела отличный результат - ни один транспорт из охраняемых ими не был потоплен. Вдобавок "Гесперус" потопил 26 декабря тараном U-357, а 25 апреля, применив новый бомбомет "Хеджехог", отправил на дно U-191.

До темноты корабли охранения усиленно искали того, кто подорвал репутацию "непробиваемого эскорта", но безуспешно.

Наступило 12 мая. конвой находился недалеко от Азорских островов, все моряки на кораблях и транспортах ждали, что вот-вот в атаку пойдут "волки" Деница. Наконец, радиолокационный пост доложил: "Слабый контакт по пеленгу 230 градусов, дистанция 5 миль." Это к конвою приближалась субмарина. Она не имела яркой биографии.

6 мая 1942 г. в Киле была спущена на воду новая подводная лодка U- 223. После прохождения курса боевой подготовки на Балтике, она была зачислена в состав 6-й флотилии Кригсмарине и перешла во французский порт Сен-Назер.

Командир лодки - капитан-лейтенант Карл Юрген Вахтер оправдывал свою фамилию и "стоял на вахте денно и нощно", изнуряя команду постоянными тренировками. Вероятно, в тот момент подводник считали, что им не повезло с командиром. Тем более, что особой удачливостью Вахтер похвастаться не мог, но и моря зря не утюжил. 3 февраля 1943 г. потопил американский пароход "Дорчестер"(5649 брт), а через двадцать дней - панамский танкер "Винклер"(6907 брт). Теперь, в мае командир был полон стремления продолжить список своих побед.
Однако он не знал. что его путь пересекся с одним из лучших "убийц лодок" английского флота.

Дональд Макинтайр.
Коммандер Макинтайр, получив доклад об обнаружении цели, направил "Гесперус" полным ходом к подлодке. Вскоре английский моряк заметил в бинокль белый, пенный кильватерный след субмарины, хорошо видимый в неярком свете луны на темной воде.

На лодке увидели эсминец довольно поздно, когда он выскочил на субмарину из дождевого заряда, но тренированная команда четко исполнила приказ "Срочное погружение". В воздух взлетели фонтаны брызг, и U-223 скрылась с глаз. Но на темной поверхности воды осталась фосфорисцирующая крутящаяся воронка. По этой отметке, как по мишени, сбросили первую серию глубинных бомб. В лодке погас свет силой ударов матросов бросило на палубу, и "двести двадцать третья" начала стремительное падение на глубину. Вот тут-то подчиненные въедливого Вахтера вспомнили его добрым словом. В полной темноте подводники действовали по схеме, отработанной до автоматизма. Вскоре зажглось аварийное освещение, погружение (или падение) замедлилось на глубине 180 м, и лодка медленно пошла вперед.

На поверхности моря Макинтайр развернулся, сбросил ход, и ввел в действие гидролокатор, который показал, что цель очень глубоко. Тогда бомбометная команда подготовила еще одну партию "глубинок" и по команде офицера сбросила за корму.

Коммандер доказал еще раз, что не зря заслуживает известность. Даже на такой глубине бомбы взорвались близко от лодки. На ней снова погас свет и от ударной волны и от огромного давления на глубине в носовой отсек стала поступать вода. начались замыкания и загорелась электропроводка. Обстановка на лодке постепенно выходила из-под контроля. Отказал один электродвигатель, многие механизмы вышли из строя и лодка снова начала падать. Все же высокая выучка экипажа позволила задержать корабль на глубине 210 м. Макинтайр вцепился в лодку "мертвой хваткой" и сбросил еще одну большую серию бомб, а затем пустил в ход британскую "новинку" - глубинную бомбу МК-Х. Собственно эта была даже не глубинная бомба, а разновидность метательной мины времен русско-японской войны. В корпус торпеды вместо двигателя заливали взрывчатку и махину весом в одну тонну выстреливали из торпедного аппарата.

После ужасающего взрыва командир лодки встал перед дилеммой - или погибнуть, или всплыть и надеяться на свою удачу.

Погибать подводникам не хотелось, и Вахтер скомандовал "Всплытие".


Акустик на эсминце услышал характерный1 звук продуваемых цистерн, и Макинтайр в свою очередь скомандовал артиллеристам "Приготовиться".

Лодка вынырнула прямо перед эсминцем. и стрелять из 120-мм орудия было нельзя. "Гесперус" поливая лодку из 20-мм "эрликонов", проскочил вплотную , сбросив серию бомб с установкой на минимально безопасную для себя глубину взрыва - 15м.

Когда опали фосфоресцирующие в лунном свете фонтаны воды, оказалось, что лодка не утонула, и, более того, смогла дать ход.

Стреляя из 120-мм орудия эсминец пошел на сближение. В ответ, уворачиваясь, капитан-лейтенант выстрелил последовательно четыре торпеды и даже попробовал идти на таран, но это не получилось. Главный калибр "Корабля Его Величества" стрелял беспрестанно, лодка снова потеряла ход и стояла без движения в свете прожектора. Но упрямо не тонула.

Время шло, конвой уходил все дальше, снаряды и глубинные бомбы подходили к концу, К тому же, израсходовав весь запас бомб, эсминец оставался безопасным для других встретившихся лодок. Такого коммандер себе позволить не мог.

После короткого совещания с командиром минно-артиллерийской боевой части Макинтайр решил попробовать загнать лодку в воду весом корабля. Эсминец дал ход, направляясь к U-223. Вид надвигающегося для смертельного удара противника был так впечатляющ, что без приказа стоящие на мостике унтер-офицер и матрос бросились в воду. "Гесперус" приблизился и уперся форштевнем в борт лодки, дав "малый вперед". U-223 накренилась и легла на борт, однако как только форштевень соскользнул с борта, лодка выпрямилась, хотя теперь сидела в воде гораздо глубже.

Вахтер отдал сразу два приказа. "Торпедный аппарат пли", "Команде в спасательных жилетах выйти на палубу и приготовиться покидать корабль".

Макинтайр никак не ожидал еще одной торпеды и с трудом уклонился от нее.

Он стоял перед необходимостью выбора: или таранить лодку, или бросить последние глубинные бомбы, которые гораздо менее эффективны против лодки на поверхности, или "вывалить" по малозаметной цели остатки снарядов. В момент раздумий он увидел, как из открывшихся люков на палубу начали подниматься фигуры в темных комбинезонах с ярко заметными спасательными жилетами.
Конвой за время боя ушел вперед миль на тридцать, и забота о его судьбе волновала командира эскорта все больше и больше.

Тогда-то Макинтайр нашел необычное решение. Плюнуть на немцев и уйти - пусть тонут как хотят!

К полному изумлению немцев эсминец прекратил артиллерийский огонь, развернулся и исчез в темноте.

Вахтер пребывал в замешательстве недолго, пожалев двух "слабонервных". бесцельно пропавших в волнах, он приказал - "По боевым постам!"

Развернувшейся работе трудно найти определение. 12 часов подряд полуоглохшие, в синяках и ссадинах люди трудились над спасением своего корабля и своей жизни. С большим трудом откачали воду, постоянно очищая фильтры насосов от обломков, какими полны были трюмы. Хорошо подготовленный экипаж вводил в строй один механизм за другим. Небо и море оставались пустынными, немецкое везение продолжалось. Через двенадцать часов U-223 смогла дать ход.

Самое странное, что хоть "баталия" длилась несколько часов, на лодке не было убитых и раненых, кроме двух пропавших в море.

Их история тоже весьма примечательна. Всплыв на поверхность после прыжка с лодки, подводники наблюдали окончание боя и уход эсминца. Лодку они не видели, поскольку все море застилал туман, а затем начал капать мелкий дождь. Неожиданно в разрыве тумана подводники увидели темный объект, дрейфующий к ним. Это оказался резиновый плот с одного из потопленных судов. Он уже полузатонул, но выдержал вес моряков. Прошел день, наступили сумерки,волны снова начали крепчать. Моряки страдали от холода и голода, постоянной болтанки. Дважды плот переворачивался и каждый раз унтер-офицер заставлял впавшего в апатию товарища залезть на плот. В третий раз это не удалось, и унтер-офицер остался в одиночестве. С рассветом волны еще усилились и приобрели пенные гребешки. Одна такая волна стукнула плот и он разорвался. Казалось, что все кончено и осталось только ждать прекращения мучений.

Однако во всей этой истории все шло не как обычно.

Рядом с человеком посреди громадной Атлантики всплыла германская подводная лодка. Просчитать вероятность такого совпадения, наверное, невозможно. Командир вышел на мостик и бросил взгляд в бинокль, собираясь дать команду на зарядку аккумуляторов. В этот момент обер-лейтенант Хайнц Фостер услышал крик. Он командовал лодкой U-359. Взглянув в бинокль, он увидел человека, болтающегося на волнах недалеко от его лодки.

Фостнер знал из сообщения штаб-квартиры, что позапрошлой ночью одна из субмарин в ходе боя потеряла двух человек экипажа, но никак не мог предположить, что найдет одного из "утопленников" в целости и сохранности.

После обмена радиограммами лодки встретились, и "пропажа" вернулась к месту службы. Кроме того, с борта подошедшей лодки передали некоторые запасные части. "Ожившая" U-223 кое-как поковыляла в Сен-Назер, куда прибыла через 12 дней.

Случай чудесного спасения и героический бой с английским эсминцем, еще долгое время живо обсуждался среди немецких моряков во Франции

Дональд Макинтайр еще раз подтвердил свою репутацию, потопив утром этого же дня остатками глубинных бомб U-186, которая прорвалась к конвою SC-129, находящейся в тот момент севернее Азорских островов.

За последние дни апреля и первые три недели мая через Атлантику прошло 12 конвоев, плотно прикрытых авиацией. Погибло 5 транспортов, потоплено 13 подлодок. Эра "волчьих стай" стала клониться к закату.

Сам Макинтайр плавал до августа 1944 г. 28 числа в Баренцевом море его новый корабль-фрегат "Бикертон" был торпедирован подводной лодкой U-354 обер-лейтенанта Ханса Штамера. Причем Штамер попал одной торпедой из трех в авианосец "Набоб" и пытался добить его пятым торпедным залпом. Одна из торпед навелась на фрегат. ставший фактически случайной жертвой. После этого случая коммандера перевели на береговую должность.

U-223 после памятного боя ремонтировалась до сентября 1943 г. во Франции, а затем была переведена в 29-ю флотилию на Средиземном море. Там Карл Вахтер потопил 2 октября английский пароход "Стенмор"(4970 брт), а 11 декабря так торпедировал английский эсминец "Стенмор", что его исключили из состава флота.

Затем он сдал в январе 1944 г. корабль новому командиру, и счастье отвернулось от U-223. Ее потопили 30 марта 1944 г. севернее Палермо глубинными бомбами английские эсминцы, которые завершили таким образом дело, начатое почти год назад "Гесперусом".
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: