Коррумпированная финляндская чайка |
В марте 2012 года в отставку было отправлено практически все правление государственной авиакомпании «Финнэйр». Ранее руководство выписало на 18 ключевых фигур компании премиальные в размере 2,7 млн евро за то, чтобы они остались, а не покинули фирму в трудный час. Возмущение вызвал тот факт, что одновременно происходило значительное сокращение персонала, а пилоты вообще внесли предложение о сокращении собственных зарплат на 10 - 15%. В действия зарвавшихся руководителей вмешался основной владелец фирмы – Государство, которое отправило в отставку членов правления.
Эти два последних дела и вызвали в СМИ вопрос о том, есть ли в Суоми коррупция. Финляндия стабильно входит в первую десятку мирового рейтинга наименее коррумпированных стран. По данным Transparency International (международный фонд, занимающийся мониторингом уровня коррупции в странах мира), в 2005 - 2010 годах в рейтинге стран с наименьшим уровнем коррупции Финляндия занимала 1 - 6-е места с индексом 9,4 балла (в этом рейтинге Италия, например, была на 69-м месте, Греция - на 80-м, Россия - на 154-м месте, оставляя позади на 172-м месте Бурунди, на 177 - 178-м - Таджикистан и Узбекистан, и Афганистан с Сомали – 182 - 183-е).
И на бытовом уровне с Transparency International, безусловно, можно согласиться: в Суоми отсутствует системная коррупция, пронизывающая всю госструктуру. Финнам не надо платить мзду чиновнику за получение справки, тут без проволочек можно открыть свою фирму, моментально оформить приобретение недвижимости, не надо «половинить» штраф с дорожным полицейским за превышение скорости, «отстегивать» за получение места для ребенка места в яслях, детском саду, школе, не надо подкупать военкома за отсрочку в армию или главврача за право попасть на прием, а тем более не надо приплачивать получение чиновничьей должности.
Государственная машина, обеспечивающая население, работает как часы: зарплаты служащим, государственным и коммунальным работникам, пенсии пенсионерам, пособия безработным всегда выплачиваются в срок.
То есть в Финляндии нет коррумпированности, которая приводит к сбоям в работе госаппарата и выводит из себя обывателя на бытовом, каждодневном уровне и которая может вызвать глубокие потрясения народных масс и вывести людей на улицы. В пользу этого говорит и статистика. Так, в 2008 году в правоохранительные органы было подано всего 100 заявлений от граждан по фактам злоупотребления служебным положением или о злостном его злоупотреблении. В том же году заявлений о взяточничестве было подано 15, из них только 10 было подтверждено и виновные наказаны. По сообщению гособвинителя Юкка Раппе, в 2005 - 2010 годах поступало в среднем от 25 до 35 заявлений о подозрении в нецелевом использовании государственных средств.
Матти Ванханен |
Считается, что для развитой коррупции нужны деньги. Есть ли они у финской элиты? Есть, правда, не без забавных оговорок. Так, самый богатый гражданин Финляндии с капиталом 24 млрд долларов США - это Геннадий Тимченко, который проживает в Швейцарии. Второй финский богатей - Хайм «Пою» Заблудович, владелец паспортов Финляндии и Израиля, обладает капиталом в 3 млрд евро и проживает в Лондоне (напомним, Геннадий Тимченко связан с нефтяным бизнесом, а Заблудович унаследовал от отца доли в ВПК Израиля и теперь продолжает бизнес с американскими производителями систем ведения огня «Pocal»).
Что касается собственно финских толстосумов, то, по данным на 23.6.2011 г., в Суоми с населением 5,5 млн проживает 25 800 миллионеров, но только у 25 биржевой капитал превышает 100 млн евро. Первую десятку "настоящих финских миллионеров" с большим отставанием от Тимченко и Заблудовича возглавляет Антти Хэрлин (1,4 млрд евро) – владелец концерна «Коне» (производство лифтов). Замыкает же ее Пекка Перя с 312 млн евро (горно-добывающий концерн «Талвиваара»).
С историей некоторых богачей финны хорошо знакомы. Так, к примеру, члены клана Эрнроотов унаследовали капитал от своих именитых прародителей-аристократов и развили его до общей суммы 1,01 млрд.евро. Другой пример: вся Финляндия знает, что Аатос Эркоо и семья его сестры Патриции Сеппяля имеют суммарный капитал в 906 млн евро от медиабизнеса, начатого еще их дедом - основателем концерна «Саномат». Хорошо известна и история «лифтового» концерна «Коне», который успешно работает не только в Финляндии, но прежде всего на рынках постсоветского пространства и Китая. Особенно воображение обывателей будоражат репортажи о поставках эксклюзивной продукции, например изготовление золотого лифта для Московского Кремля в 1990-е годы.
Как считает гособвинитель Юкка Раппе, в Финляндии нет структурной коррупции, но существует сложившаяся еще 30 - 40 лет назад, во времена президента Урхо Кекконена, отлаженная схема некоего братства «хювя вели» (дословно «хороший брат»), что по-русски зовется «кумовством», или принципом «ты мне – я тебе». По общему мнению, с этим надо было бы бороться, но, как говорит Юкка Раппе, у правоохранительных органов нет достаточных средств для исследования глубинных процессов существующей коррупции и для ее пресечения, хотя известно, что она существует и имеется взаимосвязь между политическими, государственными и деловыми кругами.
Из «Истории финской коррупции»
Финский концерн «Патриа» в 2000 годы поставил в Словакию, а затем в Хорватию партии производимых ими бронетранспортеров на базе автомобилей «Сису». Как выяснилось, в конечных суммах сделок были заложены многомиллионные «откаты» руководителям этих государств в сумме до 21 млн евро. В результате директор-распорядитель концерна Йорма Виитакорпи был вынужден подать в отставку.
В 2010 году в отставку ушел премьер-министр Матти Ванханен. Прессе стало известно, что для ремонта собственного дома Ванханен принял в качестве подарка несколько кубометров вагонки. Хотя впоследствии досок на участке не было обнаружено. Сразу за этим последовала вторая волна публикаций по поводу премьера: выяснилось, что он завизировал документ, который позволил Фонду молодежи выделить деньги для проведения избирательных кампаний ряду политических партий, в том числе той, членом которой он сам состоял. Через этот фонд в 2002 - 2009 годы лично Ванханен получил 24 тыс. евро на агитационную работу, т.е. по 6 тыс. евро в год. Хотя даже по финским стандартам сумма небольшая, но суд посчитал, что премьер-министр был не правомочен подписывать документ. Ванханен оправдывался, что подписал бумагу среди прочих и что его подставили, но уйти с поста премьера пришлось.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий