вторник, 10 апреля 2012 г.

Премьера русского абсурда. Часть 4. "Революция в деревне".

Передача 4-я. "Революция в деревне". Крестьянский бунт и мировоззрение Льва Толстого. Гибель русской усадьбы. Афанасий Фет, Глеб Успенский, Иван Бунин, Антон Чехов.

«В том же 1902 году, - рассказывает Короленко, - мне пришлось побывать в Крыму, и я не упустил случая посетить Толстого, который лежал тогда больной в Гаспре. <…> Когда же я перешел к рассказам о "грабижке", то Толстой сказал уже с видимым полным одобрением:
— И молодцы!
Я спросил:
— С какой точки зрения вы считаете это правильным, Лев Николаевич?
— Мужик берется прямо за то, что для него всего важнее. А вы разве думаете иначе?

Я думал иначе и попытался изложить свою точку зрения. Я никогда не был ни террористом, ни непротивленцем. На все явления общественной жизни я привык смотреть не только с точки зрения целей, к которым стремятся те или другие общественные партии, но и с точки зрения тех средств, которые они считают пригодными для их достижения. Очень часто самые благие конечные намерения приводят общество к противоположным результатам, тогда как правильные средства дают порой больше, чем от них первоначально ожидалось. Это точка зрения прямо противоположная максимализму, который считается только с конечными целями. А Толстой рассуждал именно как максималист. Справедливо и нравственно, чтобы земля принадлежала трудящимся. Народ выразил этот взгляд, а какими средствами для Толстого (непротивленца, отрицающего даже физическую защиту!) все равно. У него была вера старых народников: у народа готова идея нормального общественного уклада. Марксисты держались такого же взгляда, только для них носителями этого лучшего будущего являлся городской пролетариат. Лично я давно отрешился от этого двустороннего классового идолопоклонства …» (Короленко В.Г. Земли! Земли! М., 1991. С. 70-79.).

Аграрные беспорядки, начавшиеся задолго до 1905 года, в период "первой русской революции" приобрели неслыханные размеры - были сожжены и разграблены сотни дворянских гнезд. Революция в деревне отчетливо обнажила тот глубокий кризис, который переживал крестьянский мир. Однако, как показывает беспристрастный анализ, лежал он не в экономической плоскости: передача помещичьей земли крестьянам не могла решить проблемы земельного голода (более того, к 1917 году большинство дворянских угодий уже находились в руках крестьян), а в деревне именно в этот момент фиксируется начало экономического роста (периоды голода отходят в небытие, начинается время относительно зажиточного существования). При этом именно в революцию 1905 года крестьянский вопрос становится разменной картой в политической борьбе: за счет передачи помещичьей земли крестьянам их пытаются "перетянуть" и общественные деятели (аграрная программа кадетов) и высшая бюрократия (проект Кутлера). Но как нам представляется земельный вопрос не мог быть решен в политической плоскости, поскольку скорее являлся не вопросом социально-экономическим, но проблемой культурологической. Это очень четко было прочувствовано великими деятелями русской культуры. Именно об этой проблеме говорит Лев Николаевич Толстой в эпилоге "Войны и мира", над этой проблемой бьется Левин (герой, которого писатель наделил, пожалуй, наибольшим количеством автобиографических черт) в романе "Анна Каренина", решению этого вопроса посвящает часть своей жизни Афанасий Фет (см. цикл очерков "Жизнь Степановки или лирическое хозяйство").




Ещё:
Премьера русского абсурда, часть 1. Русско-японская война и русское общество.
Премьера русского абсурда, часть 2. "Кровавое воскресенье"
Премьера русского абсурда, часть 3. Революционные партии в России.
Премьера русского абсурда, часть 4. "Революция в деревне".
Премьера русского абсурда, часть 5. Московское восстание.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: