среда, 6 ноября 2013 г.

Гитлеровская машина шпионажа: Разведывательная служба - Мститель наносит удар, НД Отделы 9 и 10, Враги Фатерланда, 1914–1918 гг

продолжение...
Мститель наносит удар

Полковник Николаи не сомневался, что российские и французские разведывательные службы тесно сотрудничают в работе против Германии и что французская Deuxieme Bureau(бюро 2 Генерального штаба, или военная разведка) имеет шпионов в германской армии. Николаи предполагал, что эти шпионы уже выдали Франции детали плана Шлиффена, предусматривавшего достижение победы в войне на два фронта. На самом деле копии плана Шлиффена добыла в сотрудничестве с военной разведкой русская охранка. Уже перед началом войны офицер французской разведки, капитан Ламблинг, трижды встретился с неким немцем, работавшим на русских и называвшим себя Le Vengeur (Мститель). Встречаясь с Ламблингом в Париже, Брюсселе и Ницце, Мститель выбирал уединенные места, куда являлся с забинтованным лицом. Однако, что бы ни думал капитан об этом маскараде, Мститель передал ему не только весь план Шлиффена, но и детали развертывания, сосредоточения и боевого порядка германской армии. Ламблинг оценил полученную информацию как вполне достоверную, что подтвердилось и проверкой ее через другие источники.

Всю полученную от немца информацию отправили в Париж, где Генеральный штаб французской армии, имевший репутацию команды блестящих аналитиков и стратегов, отверг план Шлиффена как нереалистичный, посчитав Мстителя подсадной уткой. Сам факт неприятия ценнейших плодов разведки позволяет сделать несколько важных выводов. Во-первых, он указывает на общую для всех военных неспособность пользоваться информацией, предоставляемой им разведывательными службами, и их скептическое отношение к сведениям, которые представляются им сомнительными именно в силу своей важности. Во-вторых, случай с планом Шлиффена ясно демонстрирует печальную для французов традицию полагаться в стратегическом планировании на опыт прошлого. Во время войны 1870–1871 гг. немцы, уважая нейтралитет Бельгии, вторглись во Францию через Эльзас и Лотарингию. Высшее французское командование почему-то решило, что и в будущей войне Германия повторит тот же сценарий. Исходя из этого предположения, французы создали внушительную оборонительную линию от бельгийской до швейцарской границы, разместив здесь все свои передовые силы и разработав план 17, предусматривавший собственное наступление в качестве ответа на любое

Восстание на Пасхальной неделе 1916-го. Ирландские республиканцы выступили против британцев. Пытаясь предотвратить такого рода восстания, Британия в XIX в. учредила Особый ирландский отдел
От полного фиаско в области разведки Германию спасли героические усилия Николаи, благодаря которым французам так и не удалось в полной мере оценить военную мощь Германии. К примеру, русские и французы не узнали о существовании тяжелых рельсовых орудий Круппа, которые сыграли решающую роль во взятии бельгийских и французских крепостей в 1914 г. и стали сюрпризом для противника. Другой неожиданностью, обеспечившей успех осеннего наступления 1914 г., стал метод развертывания немцами своих резервных дивизий, позволивший им не только создавать численное преимущество, но и пользоваться элементом внезапности. Знали в отделе военной разведки и о тесном военном сотрудничестве между Францией, Британией и считавшейся нейтральной Бельгией. Так, бельгийцы разрешили французам создать на своей территории широкую сеть агентов, ставивших перед собой, как следует из рапортов НД, одну простую задачу: шпионить за Германией.

НД Отделы 9 и 10

Основой дипломатической системы Германии был ее союз с Австро-Венгрией. Однако многоязычная и ослабленная империя Габсбургов являлась не столько ценным военным союзником, сколько тяжким бременем. Не внушала большого доверия и секретная служба Австро-Венгрии, поскольку глава ее контрразведки, полковник Редль, был в 1909 г. изобличен как русский агент. Единственное, в чем не приходилось сомневаться, – это верность правящей верхушки империи Германии. С другой стороны, Италия, второй официальный союзник Германии, на деле не спешила вступать в войну на ее стороне. НД пришла к такому выводу, наблюдая за отходом французских войск от итальянской границы, что могло означать только одно: Рим договорился с Парижем не вступать в войну с Францией, пока та вовлечена в боевые действия с Германией. Договоренность эта, разумеется, держалась в тайне от немецких политиков и генералов.

Организационная структура германского отдела разведки Генерального штаба и его работа против Франции и России отражают географическое и политическое положение Германии как континентального государства, основу военной мощи которого составляют в первую очередь сухопутные войска. Исходя из этого, было бы логично, если бы в борьбе с Францией и Россией союзником Германии стала именно Британия. Тот факт, что такой союз не сложился, является следствием серьезного стратегического просчета. На пороге ХХ в. Германия, прежде всего в лице кайзера Вильгельма II и агрессивно настроенного гросс-адмирала, графа Альфреда фон Тирпица, энергично стремилась построить второй по величине и первый по мощи военно-морской флот. Такая политика представляла собой прямую угрозу глобальному превосходству военно-морских сил Британии, и естественным ответом на нее стала широкомасштабная английская программа кораблестроения.

Британцы сами убедили себя в существовании этой угрозы; на протяжении нескольких предвоенных лет известные писатели создавали атмосферу страха, подозрительности и враждебности в отношении Германии. Утверждалось, например, что немцы, используя преимущества защищенного побережья Северного моря, могут предпринять попытку вторжения в Восточную Англию. Распространялась версия, согласно которой доставке и высадке немецких войск на беззащитные британские берега будет предшествовать выступление армии коллаборационистов и шпионов. В 1909 г. на заседании Объединенного комитета разведки, собравшегося для обсуждения учреждения постоянной разведывательной службы, один из сторонников этой меры, полковник Джеймс Эдмондс, заявил, что немцы – грозный враг, поскольку рассматривают шпионаж как законную и неотъемлемую составляющую войны. Серию военных побед Германии в предшествующем столетии он объяснил в том числе и эффективностью и профессионализмом ее служб военной разведки. Отсутствие таковых у французов стало, по его мнению, одной из главных причин их сокрушительного поражения в войне 1870–1871 гг. Эдмондс убежденно говорил о том, что, если служба военной разведки, профессионально укомплектованная и должным образом финансируемая, не будет создана в Британии, страна разделит участь Франции. Он также считал, что агенты германской разведки действуют на территории всей Британии, по одному в каждом графстве; что каждый офицер разведки контролирует нескольких платных германских агентов и предателей-британцев, посылающих донесения либо в германское посольство в Лондоне, либо непосредственно в отдел разведки Генштаба в Берлине. Сравнивая две страны, Эдмондс противопоставлял строгий контроль, наблюдение за иностранцами и их регистрацию в рейхе отсутствию какого-либо контроля в либеральной Британии. Опасения полковника трудно назвать безосновательными – вопреки противоположным утверждениям некоторых современных авторов.

Расширение Кильского канала позволило крупным военным кораблям беспрепятственно проходить из Северного моря в Балтийское. Канал стал одной из целей британской разведки МИ-6 (СИС)
Вообще-то Британия уже предприняла кое-какие меры в этом отношении. Столкнувшись с террористической угрозой со стороны Ирландского республиканского братства (ИРБ) и других националистических группировок, Скотленд-Ярд организовал особый ирландский отдел, целью которого было обеспечение внутренней безопасности и который, хотя и в значительно меньшем масштабе, напоминал российскую охранку. Многих британцев такое сравнение возмутило бы, но определенные черты сходства присутствовали.

Другим толчком к созданию новой секретной службы послужили военные неудачи Британии во время Англо-бурской войны 1899–1902 гг., явившиеся следствием недостатка точной и своевременной информации. Таким образом, существовали политические и военные причины, требовавшие неотложного учреждения разведывательной службы в рамках более профессиональной и структурированной системы.

Было бы ошибкой думать, что Британия не располагала никакой разведслужбой до 24 июля 1909 г., когда были созданы МИ-5 (Британская секретная служба) и МИ-6 (Секретная разведывательная служба). В 1887 г. появились должности директора военной разведки (ДМИ) и более влиятельного директора флотской разведки (ДНИ). До 1909 г. отдел флотской разведки оставался единственной должным образом организованной британской секретной службой. В мае 1909 г. капитан Реджинальд Блинкер Холл организовал в высшей степени успешную «фотографическую поездку» в Киль, в которой его сопровождали капитан Тренч (ВМФ) и лейтенант Брендон (морская пехота). Годом позже Брендон и Тренч вернулись – теперь их целью были береговые укрепления – на острове Боркум, но на этот раз бдительная немецкая полиция сочла слишком пристальным интерес двух «туристов» к военным объектам. Арестованные, оба получили по четыре года тюремного заключения. Во время Первой мировой войны СИС[1] доставила немцам немало проблем, причем главной помехой для немецких шпионов в Британии стала ответственная за контрразведку секция 5 военной организации сэра Вернона Келла (МО-5). Летом 1920 г. британцы попытались осудить за шпионаж лейтенанта Зигфрида Хелма. Попытка провалилась. Двумя годами позже немецкий перебежчик по имени Карл Хентшель выдал информацию, которая привела к задержанию и осуждению артиллериста военно-морского флота Джорджа Паррота. В 1909 г. особый отдел установил, что «почтовый ящик» германской НД для агентов в Британии управляется лондонским парикмахером по имени Карл Густав Эрнст из его заведения на Каледониен-Роуд. Отдел перехвата писем, проверив всю корреспонденцию, установил личность членов шпионского круга Эрнста. В ходе расследования подтвердились худшие опасения: парикмахерская действительно оказалась «почтовым ящиком» германской НД в Британии, причем «ящиком» чрезвычайно активным.

С началом Первой мировой войны в Британии были интернированы все «подозрительные лица», среди которых оказались и агенты германской разведки
Враги Фатерланда, 1914–1918 гг.

28 июня 1914 г. член сербской шпионско-террористической организации «Черная рука» (Гаврила Принцип, 1894–1918, был членом филиала «Черной руки», организации «Млада босна». – Ред.) застрелил в Сараеве, столице Боснии и Герцоговины (оккупированной Австро-Венгрией в 1878 г. и аннексированной в 1908 г. – Ред.), наследника австровенгерского престола, эрцгерцога Франца-Фердинанда. Через месяц разразилась Первая мировая война (28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 1 августа Германия объявила войну России, 3 августа Франции и Бельгии, а 4 августа Англия объявила войну Германии. – Ред.). МО-5 получил возможность предпринять решительные меры против германских шпионов и агентов в Британии. Первая операция в англо-германской «войне теней» началась на рассвете 4 августа, когда сотрудники особого отдела ворвались в парикмахерскую на Каледониен-Роуд. Эрнста арестовали, и в тот же день в тюрьму за ним последовали еще два десятка немецких шпионов. В ноябре 1914 г. Центральный уголовный суд приговорил его к смертной казни. 5 августа, на следующий после налета на парикмахерскую день, в действие вступил Закон о регистрации иностранцев, позволивший МО-5 в сотрудничестве с особым отделом задержать около двухсот германских агентов, а министерству внутренних дел интернировать 32 тысячи «враждебных иностранцев». Во время Второй мировой войны британскому правительству пришлось снова обратиться к этой эффективной и уже проверенной на практике политике. Политика эта подверглась резкой критике в обществе, но с точки зрения контрразведки была вполне оправданной. Все остававшиеся на свободе иностранцы – враждебные, нейтральные и дружественные – должны были зарегистрироваться в полиции. Как мы уже видели, опасения британцев по поводу вражеских шпионов, прячущихся в массе проживающих на территории страны иностранцев, имели под собой серьезные основания.

Пока процесс регистрации иностранцев набирал силу, Главное почтовое управление продолжало следить за телеграфной корреспонденцией. Внимание чиновников привлекла телеграмма от американца по имени Чарлз Лоди некоему Адольфу Буркхарду в Стокгольме с поздравлениями по случаю военных неудач Германии. Цензоры почтового ведомства стали отслеживать всю переписку Буркхарда, тогда как МО-5 установила наблюдение за Лоди. Прибывший в Шотландию с американским паспортом Лоди был арестован в начале октября 1914 г. Он оказался Карлом Хансом Лоди, отставным лейтенантом военноморских сил Германии. Все его зашифрованные сообщения Буркхарду были перехвачены. Все, за исключением одного, в котором говорилось о якобы переправленных в Шотландию и находящихся на пути в Бельгию – на помощь союзникам – русских частях. Неудивительно, что Лоди признали виновным и 6 ноября 1914 г. расстреляли в лондонском Тауэре. Тот факт, что шпиона расстреляли, а не повесили, как обычного преступника, объяснялся просто: он был германским офицером и действовал из патриотических побуждений. Оценил ли Лоди этот джентльменский жест, осталось неизвестным.

Критикам поведения британских властей в отношении оказавшихся на их территории иностранцев следует помнить о том, что немцы поступали точно так же и без всяких церемоний отправляли за решетку или в лагеря временного содержания своих иностранцев.

Ответом на британскую германофобию стала шпионская лихорадка в Германии, жертвами которой пали начиная с 1912 г. (в основном все же с 1914-го. – Ред.) миллионы людей. Частные лица, журналисты, бизнесмены и туристы из Франции, России и Британии воспринимались широкими слоями населения как потенциальные шпионы и вражеские агенты. Германские контрразведчики, действуя в тесном сотрудничестве с полицией, брали на заметку все подозрительное. За годы войны примерно 235 британских агентов были признаны виновными в шпионаже и попали в тюрьму. Из них лишь трое оказались британцами, один был перуанцем, а 46, как ни странно, французами.

назад                                         Оглавление                                          Далее

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: