пятница, 23 мая 2014 г.

"о`Город" №21: Европарламент-2014: кого выберет Эстония?


"о`Город" №21 - (506) 23 мая 2014 - 29 мая 2014г. (распространяется бесплатно).

rubaltic.ru
Страница 1
Европарламент-2014: кого выберет Эстония?

В Европарламенте нового созыва шесть депутатов будут представлять Эстонскую республику. Ожидается, что от Эстонии в Европарламент попадут ветераны национальной политики, а напряжение в эстонском обществе из-за украинских событий улучшит результат правых.

На прошлых выборах в Европарламент явка в Эстонии составила 43,9% избирателей, на позапрошлых – 27%. На нынешних выборах социологические опросы прогнозируют явку 37% избирателей. Выборы в Европарламент традиционно характеризуются низкой явкой, а в Эстонии в этом году нет катализаторов, способных стимулировать приход избирателей на избирательные участки: муниципальные выборы в стране прошли осенью, выборы в Рийгикогу пройдут через год. Поэтому явка в районе 50% на этих выборах будет очень хорошим показателем.

В нынешнем Европарламенте Эстонскую республику представляли два депутата от Центристской партии – Сийри Овийр и Вилья Сависаар, по одному депутату от правящих «Партии реформ», Социал-демократической партии Эстонии и «Союза Отечества» и «Res Publica» – соответственно Кристийна Оюланд, Ивари Падар и Тунне Келлам, а также независимый депутат Индрек Таранд. Имеющиеся опросы общественного мнения прогнозируют существенное обновление эстонской группы в представительном органе Европейского союза.

Согласно исследованию, проведенному TNS Emor по заказу новостной редакции ERR, голоса между партиями, проходящими в Европарламент созыва 2014, распределились бы практически поровну: 17% получила бы крайне правая IRL («Союз Отечества» и «Res Publica»), по 16% центристы, реформисты и социал-демократы.

Остальным партиям голосов для преодоления минимального избирательного порога не хватает, значит, в Европарламенте нового созыва Эстонию будут представлять только партии, входящие в Рийгикогу. А также всё тот же скандальный независимый европарламентарий Индрек Таранд – у него по опросу 11%.

Лидеры избирательных списков уже заявили, что проведут в Европарламент по три своих депутата, однако при имеющемся электоральном раскладе это едва ли возможно; скорее, борьба будет вестись за то, кто отправит на работу в Брюссель двух, а не одного своего представителя. В 2009 году двое европарламентариев было у Центристской партии, однако напряжение в эстонском обществе, вызванное украинскими событиями, только ухудшает электоральные перспективы считающихся пророссийскими центристов, полагает эстонский политолог Эдуард Тинн. «Только вчера читал статью Тунне Келлама, он говорит, что самое главное на этих выборах, чтобы люди Сависаара никуда не попали – они в Европе будут рупором Путина и прочее.

Сейчас у нас с военной истерией атмосфера такая, что на этой волне представители центристов вполне могут и проиграть. Против них сейчас идут таким единым фронтом остальные партии, плюс военный ажиотаж, плюс русское население (традиционный козырь Центристской партии), которое очень мало интересуется выборами в Европарламент», - считает Эдуард Тинн.

Противопоставление центристам всех остальных эстонских партий иногда проявляется даже визуально. Например, предвыборная реклама «Партии реформ», фото- и видеоряд которой противопоставляет экс-премьера Ансипа мэру Таллина Сависаару – практически как добро и зло. Голос эстонских ультраправых Тунне Келлам также предупредил избирателей, чтобы они были бдительны: столичный градоначальник ведь ездил на «путинскую Олимпиаду» в Сочи.

Эдгар Сависаар идёт первым номером в списке Центристской партии. Он уже заявил, что в случае победы в Брюссель не поедет, а отдаст своё место следующему в списке. Следующим в списке является вице-спикер Рийгикогу Юри Ратас.

Список правящей «Партии реформ» на выборах в Европарламент возглавила председатель экономической комиссии Рийгикогу Кая Каллас. Кроме неё шансы на попадание в Брюссель от «реформистов» имеют министр иностранных дел Урмас Паэт и депутат Рийгикогу Игорь Грязин.

От Социал-демократической партии Эстонии в Брюссель идёт профессор социологии Университета Тарту, в прошлом одна из основателей Народного фронта Эстонии Марью Лауристин – первый номер в списке социал-демократов. За ней министры нового правительства: Ивари Падар (министр сельского хозяйства) и Евгений Осиновский (министр образования и науки).

Список «Союза Отечества» и «Res Publica» на этих выборах возглавляет действующий европарламентарий, ветеран эстонской политики Тунне Келлам, за ним идут экс-спикер Рийгикогу Эне Эргма и председатель парламентской комиссии по иностранным делам Марко Михкельсон.

«У нас в Эстонии много политических пенсионеров, которых надо отправить в Европарламент, чтобы они и дальше там сидели. Тунне Келлама надо туда отправить. Келламу уже исполнилось за 80. Нужно, чтобы эти пенсионеры от нас в Брюсселе сидели, да и стыдно будет, если те политики, которые у нас тут последние 20 лет трудились в первых рядах, не попадут туда», - комментирует состав партийных списков Эдуард Тинн.

В подтверждение этой экспертной оценки, избирательные кампании партии ведут откровенно вяло, по-стариковски. Лозунги на этих выборах слабые и расплывчатые: социал-демократы уверяют избирателей, что готовы работать «умом и сердцем», реформисты обещают больше безопасности, IRL клянётся бороться с коррупцией, а Центристская партия просто заявляет, что она «за мир». Едва ли с такими избирательными технологиями можно мобилизовать электорат на избирательные участки. Тем более что в случае выборов в Европарламент электорат и так туда не особо ходит.


Дела нарвские



Страница 2
По вашим письмам: "Нарвских коррупционеров будут теперь защищать на европейском уровне?"

На почтовый ящик редакции "Стены" пришло очередное письмо от нашего читателя: "Здравствуйте! Напечатайте, пожалуйста, если возможно. Очень хочется отреагировать. Яна." Публикуем:

Прочитала в газете «Нарва» статью, которую сам автор, Михаил Стальнухин, претендующий на место в Европарламенте, называет «предвыборной рекламой»), и в очередной раз убедилась в том, что этот политик принимает избирателей за неразумных людей, которых не составляет труда обвести вокруг пальца.

Большую часть этой огромной рекламной статьи Стальнухин рассказывает о том, что в Нарве в 1990-е и начале 2000-х все было очень плохо, а в самом конце предлагает проголосовать за него, видимо, на том основании, что после того, как он пришел к власти в Нарве, всё, якобы, стало очень хорошо.

Стальнухин напоминает избирателям о том, что 16 лет назад бюджет у Нарвы был нищенский, городскую недвижимость распродавали по цене автобусного билета, а бандитов, расстреливающих друг друга время от времени из автоматов, боящиеся ходить по улицам горожане знали по именам.

Стальнухин забыл написать о том, что по именам нарвитяне знают и тех «бандитов», которые зарабатывали себе состояния, сидя на шее города, в менее далеком прошлом. Возможно, причина этой «забывчивости» - то, что система, в которой для для приобретения и удержания богатства нужны уже не автоматы, а близость к власти, была создана в Нарве уже в то время, когда Стальнухин являлся председателем Нарвского горсобрания, при его самом непосредственном участии.

Сам он не хочет об этом вспоминать, но люди помнят как Стальнухин, будучи лидером нарвских центристов, использовал свой пост для защиты обвиненного в коррупции известного нарвского депутата и бизнесмена Александра Моисеева, которого называли «северым кардиналом Нарвы». В конце концов, Моисеев сел в тюрьму за дачу взятки полицейскому, а у Стальнухина появились новые подзащитные — бывший председатель финансовой комиссии горсобрания Федор Овсянников и бывший вице-мэр Андрей Филиппов. Их обвиняли в проведении городских строительных тендеров с заранее определенным победителем - за откат. Недавно суд приговорил и этих деятелей к реальным тюремным срокам, несмотря на то, что их покровитель является теперь депутатом Рийгикогу. Кто следующий? Кого в будущем будет спасать от справедливого наказания Михаил Стальнухин? Хотим ли мы того, чтобы он занимался такой деятельностью являясь уже депутатом Европарламента?

Про то, что до прихода в нарвскую власть Стальнухина городскую недвижимость продавали по цене автобусного билета, ему лучше было бы промолчать. Разве при Стальнухине махинации с недвижимостью прекратились? Ой ли. Почитайте архивы новостных порталов. И что сделал лично Стальнухин за десять с лишним лет нахождения на верхушке нарвской власти для того, чтобы заставить покупателей недвижимости выполнить свои обязательства? Почему тот же Моисеев не заплатил ни одного цента за невыполненные обязательства по приведению в порядок развалин купленной им «гробовой», которая и при Стальнухине продолжала только разрушаться? Это риторический вопрос.

Про безопасность на улицах Нарвы лучше бы он тоже ничего не говорил. Камеры наблюдения на улицах Нарвы стали устанавливать только через два года после нашумевшего убийства юной нарвитянки. При этом ставят их в основном у торговых центров, вообще в центре города, а не на темных окраинах Нарвы.

Михаил Стальнухин, делая себе рекламу, предлагает сравнивать сегодняшнюю Нарву с Нарвой 1990-х. Это, мягко говоря, некорректно. Не только потому, что проклятые 90-е были тяжелым временем для всей территории бывшего СССР, но и потому что сравнивать нужно с другими эстонскими городами подобного масштаба. К сожалению, в сравнении даже со многими эстонскими девнями Нарва проигрывает.

Есть ли у нас хоть один современный стадион, который был доступен бы для всех горожан, а не только для частного футбольного клуба «Нарва Транс»? Нет. Есть ли у нас профессиональный театр для взрослых? Нет. Есть ли современный концертный зал? Нет. Есть ли городской бассейн, удовлетворяющий реальные потребности города? Есть давно устаревший. Есть ли современный железнодорожный вокзал? Нет никакого. А автобусный? Есть будка для покупки билетов. Есть ли городская сеть велосипедных дорожек? Нет. Есть ли рынок? Есть рынок «Энергия», который с 90-х годов почти не изменился.

Догадываюсь, что по мнению Стальнухина в том, что всего этого нет у нас, виноваты все, кто угодно, но только не он сам. Вы готовы в это поверить?
Нарвитянка Яна Тимохина


Вести от Горыныча



олитик"
4narva.ee
Страница 3
Рассказ

Рассказ этот — истинное происшествие. Случилось у нас в Нарве. Рассказал мне об этом политик-любитель. Вот что он рассказал.

«Вот вы меня, граждане, спрашиваете, был ли я политиком? Ну, был. Половину жизни избирался. Прикасался к это­му действу. А только ерунда. Ничего в этом нет выдающего, Конечно, если подумать глубже, то в этом деле много хорошего.

Скажем, наврёшь в три короба, а публика верит. А средь публики — знакомые, родственники со сторо­ны жены, коллеги с фабрики. Глядишь — подмигивают да ручку жмут — дескать, не робей, Миша, дуй до конца. А ты, значит, им знаки делаешь — дескать, оставьте беспокоиться, граждане. Знаем. Проходили.

Но если подумать глубже, то ничего в этой политике нету хорошего. Крови больше испортишь.

Вот раз придумали мы как электорат вокруг пальца обвести. С ценами на тепло. Очень это сильная тема. Там, значит, вроде толку от борьбы нет вовсе, а как вырастаешь в глазах у пуб­лики. Очень натурально выходит. Энергетики, значит, кри­чат, ногами отбиваются. А народ думает, что его грабят. Жуткая картина.

Так вот всё перепутаешь, те и другие в абстракции, а ты весь в белом.

Но как-то перед самыми выборами один политик-любитель, кото­рый роль верного центриста- депутата играл, предал дело. И в запале до того его, бродя­гу, растрясло, что, видим, хочет мою роль вести. И, как давай за детский садик заступаться, который мы собрались прикрыть по просьбе зачётных товарищей. Нарочно бегать начал, бумаги собирать, юридически давит.

Председатель горсобрания мне говорит: — Не придется,— говорит,— в следующий раз его в комиссии впущать. Продаст, сукин сын всех нас, или электорат на себя перетянет. Мо­жет,— говорит,— ты заместо его в садик начнёшь ходить? Публика дура — не поймет.

Я говорю: — Я, граждане, не могу,— говорю,— к людям вый­ти. Не просите. Я,— говорю,— сейчас даже от дебатов отказываюсь. Неважно соображаю.

А он говорит: — Выручай, браток. Хоть разок сходи. Может, тебе поверят, а мы тем временем и прикроем заведение, пока они очухиваются. Не срывай,— гово­рит,— просветительной работы центристской партии.

Все-таки упросили. Пошел я в детсад. И вышел по ходу, как есть, в своей цветной рубахе, в брюках, в которых обычно помойку выношу. Только что бороденку свою расчесал. И пошел. А публика хотя и дура, а враз узнала меня, — А,— говорят,— Миша вышедши! Не робей, де­скать, дуй до конца.

Я говорю: — Робеть, граждане, не приходится — раз,— гово­рю,— критический момент. Депутат,— говорю,— наш один против всех пошел, хочет ваш детсад продать. А вам врёт что это мы.

Кричу, значит, ногами от воспитателей отбиваюсь. И чувствую, будто кто-то из них действительно меня вот- вот раскусит.

Запихнул я рубаху в штаны вместе со свитером. Строго глянул в сторону народа.

Опять отбиваюсь от них. Прямо по больному бью. Ей-богу! — Не успокоитесь, — говорю, — сволочи, всех уволим без пособия.

А те по ходу дела это наседают и наседают. Вы­нули бумажки, что им иуда депутат заготовил и ещё из интернета чего- то распечатали сами.

Я кричу не своим голосом: — Да вы не правильно поняли, макаки, там цифры в расчёте по среднему.

А от этого полный эффект получается. Публика -дура заводится. Кричит: — Давай, Миша, давай. Отбивайся, милый. Вице-мэром по культуре ещё прикройся. Юриста Хрякка вызови.

-Поднимите мне веки!

— Братцы,— кричу,— да что ж это? За какое са­мое это страдать-то приходится? Председатель тут с окна высовывается.

— Молодец,— говорит,— Миша. Чудно,— говорит,— политические дебаты ведешь. Давай дальше.

Вижу — крики не помогают. Потому, чего ни крик­нешь — все прямо против складывается. Встал я на колени.

— Братцы,— говорю.— Тармо,— говорю,—Андрес. Не могу больше! Не надо дебатов. По­следнее,— говорю,— силы отнимают! Тут многие центристские спецы — видят, не по теме слова—из дверей выходят. Завотделом, спасибо, из-за спины наружу вылезает.

— Кажись,— говорит,— граждане, действительно прав был ваш депутат.

Вы говорите —политика? Знаем! Избирались!


rus.pohjarannik.ee
Страница 4
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О НАРВСКОМ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТE ИРИНЕ КИВИМЯЭ

Новая серия из цикла документальных фильмов канала ETV «Meie inimesed» посвещена единственному официальному нарвскому фотокорреспонденту Ирине Кивимяэ.

Born in the USSR

Ирина родилась в Нарве в примечательный 1953 год, который людям, изучающим историю эстонской культуры, известен не только как год, когда умер отец народов Сталин, — в этом году родилось также много творческих людей, повлиявших и до сих пор оказывающих заметное влияние на нашу культуру. Длинный список можно начать с музыкантов — Урмас Алендер, Рене Ээспере, Тыну Кальюсте, Рейн Раннап, продолжить писателями — Михкель Мутт и Пеэтер Олеск, а закончить last but not least президентом республики Тоомасом Хендриком Ильвесом.

Ирина считает, что более полусотни лет назад Нарва была больше похожа на эстонский город — больше, чем сейчас. "К Олимпиаде 1980 года Эстонию наводнили мигранты, после чего Таллинн уже перестал быть аккуратным западным городом", — говорит женщина.

После окончания средней школы — оценки в аттестате были средние — девушка проработала пару лет на местном предприятии союзного значения "Балтиец". "Мама пошла искать мне работу в местной элитной фирме, и там моим козырем стала эстонская фамилия — сказали, что эстонцы работают точно", — удивляется Ирина кадровой политике "полузакрытого" в то время и отдающего военным душком завода.

Ирина до сих пор не может определиться со своей национальностью, потому что до кампании по изменению фамилий на эстонские семья Кивимяэ была вообще семейством Стейнберг: "Папа был эстонцем родом из Камбья, а мама — русской с нарвской окраины".

Ленинград в жизни Ирины стал тем городом, которому она также обязана своим рождением — вторым рождением. Ирина родилась с проблемами сердца, которые были устранены в ходе операции в городе на Неве ленинградскими военными врачами. Тогда ей было шесть лет. "Так я спаслась от ранней смерти. Правда, когда захотела учиться хореографии — мне было двадцать — и после вступительных экзаменов пришлось проходить медицинскую комиссию, врач, увидев след от операции, в одночасье поставил крест на моей танцевальной карьере", — вспоминает женщина.

Танцы с фотокамерой

Из-за жестокого приговора наворачивались слезы. Ее отправили к директору вуза культуры в Ленинградской области, который и дал ей ключи от ее будущей профессии, сказав: "Вы могли бы поступить на факультет кинофотоискусства".

В то время как многие современники не могли даже заменить лампочку, Ирина была благодарна своему отцу, который всегда поощрял дочку в ее увлечении техникой и многому научил. Позже технические знания пригодились и в фотографировании.

Также Ирина благодарна своей первой alma mater, потому что там ее научили всему, что необходимо для работы руководителем кинофотокружка. "Раньше я даже не брала фотокамеру в руки — она вызывала у меня страх, — вспоминает женщина. — А в школе учили фотографировать, учили пользоваться техникой и, что самое главное в процессе фотографирования, как надо видеть".

Во время учебы в Ленинграде она встретила свою вторую половинку — его звали Вячеслав Иванов. "Я не хотела такую фамилию — Иванова, так после замужества и осталась Кивимяэ", — объясняет она.

Почему молодая семья не осталась в Ленинграде, где Вячеслав работал на телевидении, и что Ирина до сих пор испытывает к городу, давшему ей второе рождение? "Для мужа женитьба на эстонке стала судьбоносной", — Ирина находит причину, почему Вячеславу, уроженцу Бокситогорска, не продлили вид на жительство в Ленинграде. А Ира и так по окончании учебного заведения получила в городе на Неве статус нелегала.

Приехали в Нарву, Ирина стала бригадиром фотографов дома бытового обслуживания. "Смысл работы заключался в том, что мы выезжали и фотографировали на местах коллективы — как праздновали знаменательные даты и разные события", — объясняет женщина. Ирина Кивимяэ считает, что именно ее работу в доме быта сыграла важную роль в ее профессиональном развитии, и отмечает, что даже на похоронах она старалась делать фотографии как произведения искусства. А Вячеслав стал пионером нарвского телевидения.

Позднее Ирина начала руководить работой фотокружка в Доме культуры имени 50-летия Октября, который сейчас носит название "Ругодив". И уже много лет она работает фотографом в газете "Нарвский рабочий".

Хроника времен

Хотя с 1980 года Ирина изучала в Ленинградском институте культуры имени Крупской журналистику, а потом окунулась в фотографирование, она не считает себя художником. "Я хороший ремесленник", — скромничает женщина и называет качества, которыми, по ее мнению, должен обладать настоящий художник, — у него должно быть призвание свыше, а также очень хорошая профессиональная подготовка.

- Я ничего не создаю, я увековечиваю, — дает характеристику своей работе женщина, представлявшая свои работы на таком огромном количестве выставок, что даже не может точно вспомнить, сколько их. По мнению Ирины, ее фотография документальна.

- Когда я создаю атмосферу, переодеваю моделей, воплощаю в жизнь идею интерьера — все это больше относится к искусству, но это все равно связано с увековечиванием момента, — так женщина пытается словами обрисовать суть своей работы.

Отвечая на вопрос о любимых жанрах, Ирина называет портрет и фоторепортаж с места события. В минувшем году она представляла драматическую фотовыставку "По следам "Нарвского рабочего", 1980-1990 гг.", для которой Ирина снова использовала негативы черно-белых фотографий того времени из газеты "Нарвский рабочий", чтобы передать картину переломного времени.

- Последние годы минувшего столетия были богаты на события, радикально изменившие политическую картину мира. Но и Нарва в это время не осталась в стороне. "Находясь на границе двух государств, она переживала ломку старого мира и зарождение нового, и не без проблем. Из нашей жизни исчезали не только здания, но и привычные для советских людей культурные, социальные и моральные ценности", — говорилось в аннотации к выставке.

В конце прошлого года в Йыхвиском концертном доме Ирине была торжественно вручена Ида-Вирумааская премия года Эстонского Культурного капитала за многогранные достижения в фотоискусстве. Ирина Кивимяэ, являясь членом Нарвского художественного объединения "Вестервалли", Эстонского общества фотоискусства и фотоклуба "Нарва", в 2008 году представляла свои работы на шести выставках — было отмечено на торжественной церемонии. Ирина говорит, что на большой сцене перед взорами множества зрителей ей было очень неловко. Фотографы чувствуют себя увереннее не перед камерой, а за ней.



Страница 5
Мимо Нарвы пронеслась загадочная пыльная буря

В понедельник, 19 мая, приблизительно в половине шестого вечера резкие порывы ветра подняли в Нарве пыль и песок, которые повсеместно скопились в городе из-за дорожных работ. А где-то в районе Балтийской электростанции очевидцы увидели столб, похожий на торнадо, и настоящую пыльную бурю, происхождение которой осталось загадкой. Судя по фотографиям, которые сделал и разместил в Фейсбуке нарвитянин Игорь Петра, облако пыли поднялось в районе Балтийской электростанции или южнее её и прошло примерно на север, мимо Нарвы. Возникло предположение, что в воздух поднялась пыль с золоотвалов. Кроме того, несколько очевидцев рассказали, что облако было желтоватого цвета, хотя по фотографиям этого определённо сказать нельзя. На фото можно видеть также столб небольшого торнадо, который поднимается от земли.
По фотографиям в сети сложно понять, откуда появилось облако.prospekt.ee
Руководитель коммуникаций Нарвских электростанций Карина Конд расспросила специалистов и сообщила “ВП”, что облако не может происходить с золоотвалов. По её словам, зола поступает на золоотвал в смеси с водой, высыхает и цементируется. Какое-то количество пыли на золоотвалах есть. Но специалисты электростанций уверяют, что такое большое облако пыли из-за золоотвала образоваться просто не может. К тому же, по фотографиям видно, что пылевое облако находится между городом и электростанцией, а золоотвал, если смотреть с точки съёмки, расположен по другую сторону электростанции.

В самой Нарве уже давно стоит проблема пыли, которая образуется в результате замены водоканализационных труб и масштабных дорожных работ. За счёт городского бюджета улицы поливаются водой, но это не снимает проблему полностью. К тому же, пыль и песок скапливаются не только на дорогах, но также во дворах, на тротуарах и газонах. Ураган пришёлся на вечерний час пик - половину шестого вечера, заставил многих торопливо искать укрытие, но быстро прекратился.

В родном уезде и государстве



Министр образования Евгений Осиновский перед выступлением
dv.ee
Страница 6
Тонкому делу - толстый кошелек

На прошлой неделе «Деловые ведомости» провели в Нарве конференцию с поэтическим названием: «Северо-Восток - дело тонкое». Впервые. Целью мероприятия было собрать предпринимателей региона и поговорить о наболевшем.

Но не в традиционном стиле жалоб и причитаний, мол, регион далеко от столицы и никто его не любит, а в стиле конструктивного диалога - кто, что и как конкретно может сделать для того, чтобы предприниматели с радостью инвестировали в регион, а молодёжь оттуда не уезжала. Насколько нам, ДВ, удалось организовать этот диалог, судить, конечно, могут непосредственные участники конференции.

Побеседовав со многими из них, мы можем смело поставить себе «зачёт». Но! Помните, как преподаватели в университете когда-то, ставя вожделенную подпись в зачётку, говорили нам: «Я вам, милок, зачёт, конечно поставлю, но вы должны ещё прочитать то-то и обратить особое внимание на это». Похожее чувство переживали и мы, как организаторы. С одной стороны - облегчение, что всё удалось, все 125 человек (а для мероприятий подобного рода это рекордное количество участников) были на месте, ни один выступающий не подвёл. А Тийту Вяхи (ради которого пришла основная масса людей) вообще нужно выдать как минимум две медали: «За уважение к аудитории!» и «За скорость передвижения!». Несмотря на всю свою важность и занятость, он, выступив с утра со своим манифестом на конференции TransEstonia, приехал в Нарву, чтобы выступить перед нашей ауди­торией, а после сразу же отправился обратно в Таллинн, так как его там уже ждали. Согласитесь, это серьёзный показатель актуальности нашей конференции. С другой стороны - так как это был наш первый опыт проведения бизнес-конференции в Нарве, то мы теперь знаем, что нужно «подучить», «подтянуть», а что «зазубрить» раз и навсегда.

Очевидно, что у слушателей были очень высокие ожидания. Но, к сожалению, представители власти и общественно-правовых организаций этих ожиданий не оправдали, рассказывая о стандартных вещах. Для нас же, организаторов, это стало заданием номер один на будущее - ставить перед представителями государства чёткие задачи - отвечать на поставленные вопросы, а не участвовать в подобных мероприятих, так сказать, для галочки. Зато порадовали выступающие предприниматели. Да и аудитория, казалось, чётко знала, на какие вопросы хочет получить ответы. Как нельзя точнее сформулировал мысль председатель правления AS DBT Александр Волохонский: «Докажите, что ваш регион лучше, чем у соседей, и люди приедут к вам. Покажите, что инвестировать сюда выгоднее, чем в любой другой регион, и инвесторы придут к вам». ДВ полностью согласны с такой позицией. Не секрет, что Ида-Вирумаа в масштабе Эстонии на каком-то особом положении. С одной стороны, самая высокая по стране безработица (9,8%, в Харьюмаа, например, 4%), массовый отъезд молодёжи за границу (просто бегут из региона), бесконечно ремонтирующиеся дороги и т.д. и т.п.

Все эти «особенности» делают регион каким-то депрессивным, и все политики стремятся его спасать, особенно в периоды перед выборами. С другой же стороны, это всего 200 километров от Таллина, здесь живут такие же предприимчивые (а может, даже и больше) люди, как и в других уголках страны. Местных предпринимателей интересуют те же самые вещи, что и бизнесменов столицы - куда инвестировать, какие сферы экономики будут в ближайшее время развиваться активнее, куда стоит вкладывать деньги, каковы новые тенденции и т.д. И не надо делать из этого региона какого-то калеку, которому непременно нужна помощь. Просто не забывайте, что он находится в Эстонии. Дайте ему возможность доказать, что он не хуже, а во многом даже интереснее соседних регионов. Здоровую конкуренцию ещё никто не отменял.



Страница 7
Министерство юстиции: перевод 50 законов на русский язык будет неофициальным

Министр юстиции Андрес Анвельт подтвердил, что 50 законов будут переведены на русский язык, хотя переводы будут считаться неофициальными.

Недавно Анвельт заявил, что процесс перевода 50 наиболее важных законов на русский язык запущен, и в настоящее время различные министерства должны дать оценку инициативе. Премьер-министр Таави Рыйвас критически отнесся к данному начинанию и заявил, что поддерживает публикацию пояснительных материалов на русском языке к эстонским законам, но выступает против официального перевода на русский язык. «Мы не планируем переводить все законы, но организуем перевод на русский язык примерно 50 законов, которые больше всего касаются повседневной жизни людей. При этом обращаем внимание, что переводы законов будут неофициальными, и в ходе судебных слушаний в качестве официального языка будет использоваться эстонский», – сказал Анвельт новостному порталу ERR Uudised. «Мы хотим дать русским жителям страны возможность ознакомиться с законами на родном языке и повысить их правовую компетентность», – добавил он.

Кроме того, планируется давать юридические пояснения на русском языке на сайте www.juristaitab.ee. По словам Анвельта, русскоговорящие жители и раньше могли обращаться за консультациями, но сейчас планируется дать возможность спрашивать и получать разъяснения на их родном языке. Таави Рыйвас сказал сегодня порталу ERR Uudised, что свое первоначальное мнение не изменил, но правительство обсудит предложение Андреса Анвельта и сформирует единое мнение. Председатель реформистской фракции Рийгикогу Кристен Михал заявил сегодня изданию Postimees, что не следует создавать неверное впечатление, будто планируется масштабный перевод эстонских законов на русский язык.


Тамошние новости



Страница 8
Бардовская вечеринка в Ивангородской крепости

На днях в Ивангороде был День Крепости, как уже писали на stena.ee, здесь были осуществлены масштабные и очень ценные работы волонтерами из Санкт-Петербурга, Кингисеппа и Ивангорода. А в завершение трудового великого дня на небольшой площадке у стен крепости местные и приезжие барды провели дружеский вечер с песнями, костром, румяными пирожками и разными вкусностями. Что вы и увидите на данном видео:




Культура и спорт в Нарве


Страница 9
Фестиваль Мравинского: блистают звезды

По словам Анатолия Щура, художественного руководителя и дирижера Нарвского симфонического оркестра, главного организатора XX Международного музыкального фестиваля им. Евгения Мравинского, который открылся 18 мая в нарвском культурном центре «Geneva», звезд такого высочайшего уровня, как на нынешнем юбилейном фестивале, за всю его историю не было. По сложившейся традиции все концерты фестиваля проходят в канун годовщины со дня рождения выдающегося дирижера Евгения Александровича Мравинского, неоднакратно бывавшего в Нарве и Нарва-Йыэсуу и называвшего эту землю «благословенной». Из года в год в концертах фестиваля в память о великом музыканте принимают участие петербуржцы.
prospekt.ee
На церемонии открытия фестиваля 18 мая с приветственным словом к присутствующим обратились мэр Нарвы Эдуард Эаст, генеральный консул Российской Федерации Галина Поважная, председатель Нарвского отделения Союза объединений российских соотечественников в Эстонии Валерий Четвергов, принимавший все эти годы активное участие в поддержке и организации фестиваля, а также художественный руководитель и дирижер Нарвского симфонического оркестра Анатолий Щура.

А. Щура в качестве напутствия фестивалю передал собравшимся в этот вечер в нарвском центре культуры слова заслуженной артистки Российской Федерации, профессора Санкт-Петербургской консерватории, президента общества Е.Мравинского в Санкт-Петербурге, почетного гостя фестиваля на протяжении многих лет Александры Михайловны Вавилиной-Мравинской о том, что «музыка лечит и в трудное время помогает». Сама Александра Михайловна на нынешний фестиваль, к сожалению, не смогла приехать — в силу своего преклонного возраста. Открыл фестиваль Нарвский симфонический оркестр — на этот раз под управлением дирижера Санкт-Петербургского Михайловского театра, художественного руководителя и главного дирижера Балтийского симфонического оркестра (г. Санкт-Петербург) Валентина Богданова. В свое время он закончил элитарное хоровое училище при Ленинградской академической капелле им.М.Глинки, выпустившее из своих стен лучших российских дирижеров, в том числе и Евгения Александровича Мравинского.

На суд нарвитян свое исполнительское мастерство представил молодой певец из Северной Осетии, восходящая звезда петербургской оперной сцены, выпускник Академии певцов Мариинского театра и Санкт-Петребургской консерватории Вадим Чельдиев. Без преувеличения можно сказать, что он буквально покорил слушателей своим уникальным по красоте голосом, исполнив арии из известных опер. «В чем секрет такого долгожительства фестиваля на нарвском культурном небосклоне?»,- с таким вопросом «ВП» обратился к организатору фестиваля Анатолию Щура. «Во-первых, мне нравится этим заниматься, а во-вторых, очень хочется, чтобы в нашем городе у горожан была возможность слушать замечательную музыку, нельзя лишать людей духовного пространства,»- ответил г-н Щура. И при этом подчеркнул, что стоимость билетов на фестиваль им. Мравинского можно считать чисто символической: во всяком случае в других городах Эстонии подобной вы не встретите. В рамках фестиваля любителей музыки ждет еще много незабываемых встреч с замечательными музыкантами на концертных площадках Нарвы, Силламяэ, Нарва-Йыэсуу, Йыхви и Таллинна. Фестиваль продлится до 5 июня  

Наша справка: ХХ Международный музыкальный фестиваль им.Евгения Мравинского проводится с 1995 года. Его поддерживают: Нарвская горуправа, фонд Культууркапитал, Генеральное консульство Российской Федерации в Нарве, Ида-Вирумаа Культууркапитал, городские управы Силламяэ и Нарва-Йыэсуу, Фонд азартных игр.


rus.err.ee
Страница 10
Под Нарвой пройдут спортивные воздушные бои

На аэродроме Ольгино под Нарвой 24-25 мая пройдут соревнования авиамоделистов, в которых примут участие спортсмены из Эстонии и России. Соревнования представляют собой воздушные бои моделей самолетов. В первый день соревнований пройдет открытое первенство Эстонии, в котором могут принимать участие любые модели самолетов. Единственное ограничение - по объему двигателя, который не должен превышать 8,5 кубических сантиметров. Во второй день состоится этап Кубка Европы, на котором воздушный бой будет проходить между самолетами времен Второй мировой войны. Как рассказал порталу rus.err.ee один из организаторов соревнований Алексей Микенин, к авиамоделям крепится 15-метровая лента, которую соперники во время воздушного боя должны срезать. Чем больше раз пилот срезал ленту соперника, тем больше очков он получил. В первый день в воздушном бою будут принимать участие одновременно четыре самолета, во второй день - 7 авиамоделей. Воздушный бой длится от 5 до 7 минут. "По старым правилам раньше даже поощрялись дополнительными очками тараны самолетов, но в целях безопасности сейчас этого не делается, хотя в пылу "боя" столкновения самолетов происходят регулярно, - добавил Микенин. - Поэтому есть буферная зона для зрителей и буферная зона для "боя", за которую пилоты вылетать не имеют права, иначе они будут дисквалифицированы". В Нарву приедут любители радиоуправляемых самолетов из Таллинна, Кейла, Кивиыли, Йыхви, подтвердили свое участие в соревнованиях и гости из России.


"Товарищ" в помощь к/т



Страница 11
«Человек — на своем месте»

В редакцию «Нарвской Газеты» пришло письмо, в котором собственники одного из КТ нашего города благодарят за эффективную работу председателя правления своего квартирного товарищества. Публикуем текст письма ниже. «Мы, собственники квартирного товарищества Uusküla 16, хотим поблагодарить нашего председателя Инну Метляеву. В нашем доме всего 12 квартир, поэтому денег на все нужды у нас катастрофически не хватает. До прихода Инны Метляевой проблем с ремонтом было предостаточно. Поскольку дом относится к старому фонду, требовалось многое реновировать. Мы пытались как-то выплыть сами, но — безрезультатно. С приходом Инны Метляевой начались перемены. Хоть и не сразу, но все сдвинулось с мертвой точки. За те четыре года, что Инна возглавляет правление нашего КТ, в доме смогли провести очень много ремонтных работ. А именно: полностью реновировали всю систему холодного водоснабжения, заменили систему отопления, установили замкнутый контур двухтрубной системы отопления, заменили водостоки, окна в подъездах поменяли на пластиковые, отремонтировали вентиляционные трубы (пока только две), заменили канализационные лежаки, сейчас начинаем ремонт отмостки. Полностью сделан проект дома, включающий реновацию крыши и будущее строительство парковки, за который фонд Kredex вернул нам половину стоимости. Летом город нам обещал помочь в ремонте дороги около дома – это тоже заслуга Инны Метляевой. Наш председатель – очень энергичная и трудолюбивая женщина. Она постоянно работает с должниками: у нас ведь тоже не всегда все гладко с оплатой коммунальных услуг. Немаловажно и то, что все наши ремонты мы провели, не взяв ни разу ни одного кредита! Наш председатель умеет договариваться с фирмами о рассрочках и нам их предоставляют. В планах на следующий год у нас ремонт кровли. Но в этом деле мы уже не обойдемся без помощи города. Вот такой деятельный у нас председатель! Мы решили, что о нем должны узнать в городе. Инна Метляева – хороший председатель, а кроме того, она – человек на своём месте. Спасибо ей большое от всех собственников КТ Uusküla 16.
От имени жильцов
Наталья ЦВЕК


Субботея для души



Страница 12
История создания фильма «Никто не хотел умирать»

Жанр: драма 1947 год. В литовских лесах еще прячутся вооруженные банды из бывших полицейских, офицеров, кулацких сынков. Один за другим убиты четыре председателя сельсовета. Теперь погиб старый Локис. На похоронах четверо его сыновей клянутся не покидать деревню до тех пор, пока не уничтожат банду Домового…

Фильм Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» открыл новый этап в жизни литовского кинематографа, многих его мастеров и стал значительным художественным событием для всего советского киноискусства. Как справедливо заметил кинокритик А. Трошин, в этом фильме «соединились экспрессия литовской графики, лаконичность и монументальность ваяний Гедиминаса Йокубониса, интеллектуальная напряжённость поэм Юстинаса Марцинкявичюса, этнографизм литовских мастеров художественной фотографии и кинодокументалистики». Фильм рассказывает о жестокой классовой борьбе в литовской деревне в первые послевоенные месяцы. Лесными бандитами убит старый Локис — председатель сельсовета. Четверо его сыновей решают отомстить за отца и восстановить в деревне временно отступивший закон. Они все Локисы («Локис» по-литовски «медведь»), все едины в порыве борьбы за справедливость.

Но у каждого своё понимание этой справедливости, свой характер. Учитель Миколас (А. Масюлис), гуманист и интеллигент, незаметен, всегда спокоен и рассудителен. Его противоположность Донатас (Р. Адомайтис), самый младший, — эмоциональный, шальной, резкий, всегда готовый к драке. Бронюс (Б. Оя) — коммунист, человек цельный и духовно зрелый. Олицетворяет в фильме справедливость, убеждённость в собственной вере. Каждый из этих характеров прочно сформирован, устойчив, целен. И лишь юному Ионасу (Ю. Будрайтис) полной мерой отпущена душевная смятенность. После смерти отца Локисы приходят к Вайткусу (Д. Банионис), вчерашнему бандиту, попавшему под очередную амнистию. Братья считают, что он должен знать, кто убил их отца…

Жестокость Локисов не была самоцелью, а реплика учителя Миколаса: «Все понимаю, а на сердце тошно» трагически звенит над деревней, ставшей полем кровавого боя… В финале картины ползёт по лесной дороге разбитый «студебеккер», его тащат крестьянские лошади, застыли в кузове оставшиеся в живых смертельно усталые Локисы. Они победили, но победа досталась им дорогой ценой. Фильм «Никто не хотел умирать» Витаутас Жалакявичюс ставил по собственному сценарию. Режиссёр рассказывал: «Сценарий был уже готов. Мы приехали на натурные съёмки. Разговорившись с председателем исполкома небольшого городка, я узнал, что его отец был кузнецом, поддерживал Советскую власть. Националисты замучили его. Тогда собравшиеся на похороны сыновья взялись за оружие, чтобы отомстить. Невероятно было слушать рассказ, повторявший, подтверждавший выдуманную тобой историю о четырех братьях Локисах». Жалакявичюс, работавший с Бронюсом Бабкаускасом почти во всех своих картинах, знал, что делал, когда поручал ему роль старого крестьянина Марцинкуса.

Возможно, что и сама роль писалась в расчёте на творческую индивидуальность Бабкаускаса. «…Я стремился, — говорил Жалакявичюс, — раскрыть национальный характер нашего крестьянина с его медлительностью и в то же время способного на взрыв страстей». Марцинкус, представляющий сплав драматического и комедийного, — характер поистине народный. За плечами Лаймонаса Норейки была уже определённая творческая биография. В кино он пришёл из театра. На экране впервые появился в 1947 году в картине «Марите». Но своей следующей роли в кино Норейке пришлось ждать почти двадцать лет. Подбирая исполнителей для фильма «Никто не хотел умирать», Жалакявичюс пригласил Норейку на роль Домового, предварительно посмотрев несколько спектаклей с участием артиста и Государственном академическом театре драмы Литовской ССР.

В «Хронике одного дня» Регимантас Адомайтис снялся в эпизоде. На этот раз ему доверили одну из главных ролей. Как и все участники фильма «Никто не хотел умирать», Адомайтис хорошо знал жизнь, воссоздаваемую в нём. «Это, пожалуй, единственная моя роль, где мне всё было ясно с самого начала, — говорил Регимантас. — Впрочем, всем всё было ясно, режиссёру в особенности. Мы все через эти годы прошли в той или иной степени. Работу над фильмом я запомнил навсегда — редко бывает, чтобы все друг друга понимали с полуслова. Больше уже такого не было — даже с Жалакявичюсом». И лишь Юозас Будрайтис появился в этой команде как «человек со стороны». Предложение сниматься было для него неожиданностью, и ещё большей неожиданностью был собственный успех в непривычной «роли» актёра. Уже став народным артистом республики, Будрайтис заметил как-то: «Странно, но Ионас — одна из тех немногих моих ролей, пересматривая которые вновь я не испытываю сожаления и неловкости…

Он был очень во многом похож на меня. Наверное, поэтому тогда и получилось…» Снимал картину один из лучших литовских операторов Ионас Грицюс. В 1954 году он окончил ВГИК. Грицюс стал первым литовским оператором художественного кино, проработав три года практикантом у замечательного советского оператора Андрея Николаевича Москвина в Ленинграде.

Жалакявичюс снимал фильм поблизости от польской границы, где после войны хозяйничали «лесные братья». Среда, окружение способствовали более точному пониманию сценария. Добрые взаимоотношения в группе помогали работать без оглядки, свободно. Жалакявичюс жил в девятнадцати километрах от общежития, где поселилась группа. Работали на натуре в природном резервате — заповеднике. Банионис много лет спустя говорил: «В фильме с политической точки зрения ситуация до конца не определена. Когда сняли эту ленту в 1966 году, в ЦК Литвы нашлись люди, которые решили, что это — антисоветский фильм. Мол, никакого сопротивления советской власти не было и быть не могло, а в фильме получается, что сопротивление было.

И на самом деле оно было. Хотя у Жалакявичюса в картине сопротивление показано, но те, кто против советской власти, названы там бандитами. Между тем, они воевали за независимость родины. Всё-таки 1966-й год — это не 1954-й, отсюда полуправда этого фильма. Раньше бы его просто не выпустили, а нас посадили». На роль Оны, возлюбленной героя Баниониса, была приглашена латвийская актриса Вия Артмане. Пожалуй, на её долю выпало больше всего испытаний. 11 мая 1965 года Вия родила дочь Кристиану. И почти тут же Литовская киностудия предложила актрисе роль Оны. Артмане поначалу отказывалась, но на студии проявили настойчивость: «Нельзя ждать дольше. Съёмки идут к концу». Вия Артмане опешила: «Как идут к концу? Разве у вас не на все роли есть актёры?..» — «Есть.

Была одна актриса. Режиссёру не понравилась. Он переснял другую. И эта не понравилась. Потом ему предлагали несколько русских прекрасных актрис. Все ему не нравятся. Ему нужны вы. Именно Вия Артмане». В конце июля актриса вместе с дочкой вылетела в Вильнюс для съёмок в фильме. Самой интригующе интересной для всех была любовная сцена на сеновале с участием Баниониса и Артмане. Здесь надо было показать настоящую любовь, такую страсть, что сильнее внешних обстоятельств и самой смерти. Как добиться достоверности? Жалакявичюс хотел по-театральному отрепетировать сцену, затем сделать паузу, дать актёрам передохнуть, и только потом снимать.

И вот Банионис выходит на площадку. Он предельно собран, в нём таится огромная внутренняя сила. Донатас крайне взволнован. Его настрой передаётся Артмане. Репетировать нельзя. Надо довериться импровизации. Если это состояние упустить, потом будет поздно, может сработать голая техника. "Никто не хотел умирать" Жалакявичюс понял состояние актёров. Он быстро выгнал всех из сарая. Остались только Банионис и Артмане, оператор Грицюс с ассистентом и осветитель. Самую трудную сцену отсняли очень быстро, буквально за несколько часов. Как потом говорили, за это время группа выполнила трехдневную норму работы на съёмочной площадке…

«В картине много событий, персонажей. Но любовь — сильнее смерти. А партнёрство с Банионисом не забывается, — писала Вия Артмане в своей книге. — Такой работой редко одаряет нас жизнь». Фильм «Никто не хотел умирать» принёс всесоюзную известность литовскому кино — в 1967 году он был удостоен Государственной премии СССР. Поистине всенародный успех, с каким прошёл по экранам новый фильм Жалакявичюса, на долю литовского кино выпадал впервые. Начиная с 1959 года журнал «Советский экран» регулярно проводил зрительский конкурс на лучший фильм года. Так вот, первой картиной, победившей в конкурсе и выпущенной не на центральных киностудиях, а в республике, оказалась именно «Никто не хотел умирать». Так или иначе каждый из участников съёмочной группы «Никто не хотел умирать» называл эту картину одной из самых любимых и важных в своей жизни. Фильм вывел на всесоюзный экран целую плеяду прекрасных актёров, каждый из которых внёс серьёзный и значительный вклад в работу студий Москвы и Ленинграда, в кинематограф других союзных республик. Это Донатас Банионис и Бронюс Бабкаускас, Витаутас Томкус и Лаймонас Норейка, Альгимантас Масюлис и Регимантас Адомайтис, Бруно Оя и Юозас Будрайтис…



Другие номера еженедельника:
"о`Город" №20: Почему избирателям не интересны выборы в Европарламент?
"о`Город" №19: Сто дней пустоты
"о`Город" №18: Бардак в Нарвском автобусном парке
"о`Город" №17: Бюджет не принят. Но осадочек остался…
"о`Город" №16: Пчёлы против мёда? -------------------------------------------------------------------------------------------------------


Комментариев нет: