продолжение...
Абвер в Скандинавии в 1933–1940 гг.Скандинавские страны (Дания, Норвегия, Швеция, Исландия и Финляндия) в Первой мировой войне не участвовали (до декабря 1917 г. Финляндия была частью воевавшей России – империи, после Февральской революции буржуазной республики, после Октябрьского переворота страны большевистской диктатуры) и значительных потерь сумели избежать; лишь Финляндию в 1918 г. поразила кровавая гражданская война между социалистами и коммунистами («красными» и «белыми»). Для Германии эта часть Европы по нескольким причинам представляла огромный интерес. Шведская руда, добывавшаяся в районе городов Елливаре и Кируна, почти полностью обеспечивала потребности Германии в железной руде, и без этого источника сырья Третий рейх просто не смог бы производить вооружение. Кроме того, Швеция оставалась главным поставщиком меди и шарикоподшипников. В летние месяцы руду привозили прямиком из шведских портов на Балтике, а вот зимой маршруты доставки жизненно важного сырья проходили через норвежские воды с использованием незамерзающего порта Нарвик, откуда ее отправляли в Гамбург и Бремен. Таким образом, Норвегия играла важнейшую роль в круглогодичном обеспечении Германии рудой. Вдобавок протяженную береговую линию с многочисленными островками и фьордами могли с выгодой использовать немецкие подлодки. Учитывая будущую войну с Британией – морскую или воздушную, – Норвегия представлялась потенциальной базой Третьего рейха. Для операций против Норвегии требовалось получить разрешение Дании на свободный выход в Балтику и размещение на ее территории войск и техники. Важным союзником, в случае обострения отношений со Сталиным, могла стать и Финляндия, которая отвлекла бы на себя советские войска. Все эти причины, но в первую очередь шведская руда и норвежские порты, и объясняли острый интерес Германии к северному региону Европы. И не только к названным странам, но и к Исландии.
Погрузка железной руды на одном из рудников Кируны в Северной Швеции в 1940 г. Эти рудники имели огромное значение для обеспечения военных потребностей Германии |
Между тем в Норвегии уже проводились разведывательные операции. Гитлер посещал эту страну в 1934 г. на борту «карманного» линкора (фактически тяжелый крейсер (водоизмещение 10 600 тонн), но с более мощным вооружением. – Ред.) «Дойчланд». Величественные ландшафты и, конечно, береговая линия, которая могла бы использоваться растущим флотом рейха, произвели на фюрера неизгладимое впечатление. Именно интерес к Норвегии с точки зрения германского флота побудил 1-й морской отдел абвера усилить разведывательную работу в Скандинавии через консульства в Бергене, Ставангере, Осло, Кристиансанне (все четыре в Норвегии), Скагене (Дания) и Гётеборге (Швеция). В сентябре должность германского консула в Тронхейме занял капитан Марк Нольде. Что абвер не ошибся в выборе, Нольде доказал, обзаведясь хорошими контактами, которые помогли ему узнать о планах самих союзников по вторжению в Норвегию. Начальником отделения абвера в этой нейтральной стране был харизматичный, энергичный и изобретательный майор Бертольд Бенеке. Он родился в Ганновере в 1889 г. и работал в тамошнем отделении абвера, выдавая себя за представителя «Рурсталь А. Г. Виттенс лтд» В 1937 г. Бенеке совершил длительную поездку по Скандинавии с посещением норвежских железных рудников на южном берегу Варангер-фьорда (центр добычи – Киркенес. – Ред.). За свою работу Нольде удостоился похвалы самого Канариса.
В Швеции производили также знаменитые зенитные орудия «Бофорс», которые покупали обе воюющих стороны. На снимке – знаменитый военный завод «Бофорс» в Центральной Швеции |
Зипо внимательно наблюдала за несколькими иностранными подданными, включая подполковника Германа Кемпфа, немецкого «судового агента».
Отдел 1 абвера доказал свою эффективность, контролируя растянутую по побережью шпионскую сеть, задача которой заключалась в наблюдении за транспортами союзников. Поступавшие от них сведения отличались такой точностью, что летчики люфтваффе без труда находили и атаковали конвои противника. Поскольку подлодок не хватало, уничтожением судов приходилось заниматься авиации. Благодаря донесениям этих агентов зимой 1939/40 г. было потоплено судов общим водоизмещением 152 400 тонн. Во второй половине января 1940 г. резидент абвера во французском городе Мец докладывал в Гамбург (через Швейцарию), что элитные альпийские части переброшены из Меца, где они дислоцировались в составе войск, защищавших линию Мажино, в Британию. Для Канариса это могло означать только одно: союзники намерены вторгнуться в Скандинавию. Найти предлог для вторжения было бы нетрудно: помощь Финляндии в войне против Сталина (советско-финская война продолжалась до 13 марта 1940 г. – Ред.), высадка в Нарвике и захват железорудных шахт Швеции. Их успех означал бы резкое сокращение производства вооружения в Германии и вел к поражению в войне, несмотря на победу в Польше. Главное командование кригсмарине (ОКМ) в Берлине согласилось с анализом угрозы абвером и представило планы вторжения в Скандинавию.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий