Наутилус Помпилиус - "Титаник"
Уж думаешь, что больше ничем не может удивить глава города – ни откровенной неправдой, ни редким умением уйти от ответственности за свои обещания и за разбазаривание городских денег. Ан нет, полчаса послушаешь Михаила Анатольевича и вновь восхищаешься: вышеназванные умения нашего депутатского начальника еще больше развились и достигли, ну просто, совершенства.
По поводу впечатления, оставленного ярким и содержательным радиоинтервью председателя нашего горсобрания Михаила Стальнухина, которое он дал 11-го ноября.
Разговор, естественно, начался с самого актуального: с провала в городском бюджете. Ожидаемая всеми в Нарве финансовая, извините, яма наступила. Резко сократят расходы на детсады, школы, другие муниципальные учреждения и организации, уволят нескольких, цитирую, «приносящих вред чиновников». Приблизятся к нулю местные пособия. Поэтому вопросы к господину председателю были резоннее некуда: в чем причина, кто допустил просчеты в составлении городского бюджета, почему не реализуются звонкие проекты с целью «создания рабочих мест»?
И тут нам, радиослушателям, наконец-то, разъяснили: «горсобрание не занимается бизнесом»! То есть, понимаете, все-то до этого думали, что депутаты сами заключают договоры на стройки и ремонты, нанимают на Петровской площади рабочих, ищут инвесторов, проектируют и строят. Оказалось, что – как и во всем мире – это не так!
Хотя, с другой стороны… Давайте вспомним, что говорил Михаил Анатольевич в ходе такой же беседы на городском радио 20-го мая сего же года. Если забыли, напомню. Обстоятельно говорилось о победном движении проектов с использованием зданий на Линда, 6 и на Суур-Агули: к осени там начнется перенос коммуникаций и снос старых зданий, то есть закипит работа.
Конечно, правительство, как всегда, затянуло с решением по поводу европейских инвестиций, но теперь все пойдет, как надо.
В тему ложатся и заголовки публикаций в партийном еженедельнике «Город» годичной давности: «Развитие вопреки кризису» (об открытии нового ресторана в Нарвском замке), «Реальные дела на пользу нарвитян» (о летней ярмарке) и т.д.
Но вот прошло время, а срок сдачи объекта на Суур-Агули, как сообщил 11 ноября Стальнухин, «из октября этого года плавно перетекает на ноябрь следующего года». Почему? – А вот, «как только отвернешься, как тут же подводят», – не смущаясь, отвечает председатель горсобрания. «Как только не сам занимаешься, так жди подвоха», – сетует Стальнухин.
И уже не замечает, что опровергает сам себя в вопросе: курирует ли он производственные и строительные проекты или все-таки «не занимается бизнесом»? В принципе, ответа даже искать не надо: если кто-то из бизнесменов или крупных фирм что-то планирует в Нарве – это заслуга коалиции горсобрания (то есть, практически, господина председателя). Если бизнесменам этот проект не удается, даже несмотря на прямое участие в нем города – долей финансирования, преференциями, установлением обязательных условий (например, при продаже городской бани или «гробовой» мастерской), то – «Причем тут горсобрание? Мы бизнесом не занимаемся».
Впрочем, даже при относительном успехе какого-то бизнес-проекта Михаил Анатольевич все равно норовит слукавить. «Взять Кадастику – здесь все идет по плану. Только погода мешает закончить дорогу». Ну ведь врете, Михаил. По плану срок сдачи промпарка – как раз ноябрь 2010 года. Это значит, что строительство дороги надо было завершить еще в августе-сентябре. Теперь, когда этот срок сорван и «плавно перетек» минимум до весны, виновата… погода.
Хорошо, хоть правительство не регулирует осадки в Нарве.
Надуваем кислород, выдуваем…
Хотя, как же без правительства? Второй блок вопросов радиоинтервью касался бюджета города. Точнее, «внезапно» возникшей в нем дыры в 62 млн крон. Слушаем господина председателя:
- Когда принимался этот (2010 года, – А.Г.) бюджет, Финансовый департамент (Нарвы, – А.Г.) дал нам несколько сценариев. Но к этому времени было решено, что переходим на евро.
Вот так вот! Но бюджет этого года горсобрание утвердило в декабре 2009 года, а решение о переходе на евро было принято в июле 2010 года. Или с памятью у Стальнухина неважно, или Эйнштейн прав: время – понятие относительное, что ему, времени (и Стальнухину), смещение на какие-то 7-8 месяцев? Однако настораживает.
Впрочем, продолжим...
- И нормальное правительство должно было вернуть (Нарве, – А.Г.) 0,5% от подоходного налога. Это 15 млн крон. Плюс разрешить брать кредиты, – считает Михаил Стальнухин.
Вопрос: с какой статьи, параграфа, вообще – нормы (закона или логики) кабинет министров должен (!) возвращать из госбюджета местному самоуправлению какие-то 0,5% от налога? Кто-то где-то эту возможность увязывал с переходом на евро? Естественно, никто и нигде.
О кредитах – отдельно. Город Нарва по-прежнему кредиты берет. Год назад лишь запретили брать банковские займы без обеспечения их европейскими фондами. Сделано это в понятных целях – чтобы в период финансово-экономического кризиса местные самоуправления, набравшие у банков денег, не обанкротились бы.
Напомню, что уже в феврале 2009 года кредитная нагрузка на город составляла 363 млн крон, то есть – более 1/3 тогдашнего бюджета. Но на 2009 год Стальнухин и К° (это я от латинского слова kommandos) хотели занять в банках еще 143 миллиона на капстроительство! Но долги из чего-то надо отдавать. Поскольку наш городской лидер понимает это лучше, чем многие, напрашивается вывод: а не хотели ли нарвские центристы с «народниками» сознательно обанкротить Нарву путем растраты кредитов на ремонтно-строительные работы? Цель – политический взрыв: правительство Ансипа, мол, довело крупнейший русский город в Эстонии до неплатежеспособности.
О том, что бюджеты 2009 и 2010 годов раздувались сознательно, Стальнухин, в общем, не скрывает: да, мол, «мы вкачали в бюджет кислород. Не воздух, а кислород. И вот теперь приходится выпускать этот кислород».
В этой связи я часто вспоминаю еще более грустную (правда, для отдельно взятого человека) историю. В период «бюджетного надувательства» я ее приводил в газете «Квартирный товарищ» (№ 2 за 5 октября 2009 года):
«Итог этой авантюры (с раздутым бюджетом 2009 года) будет напоминать приключения деда Щукаря из шолоховской «Поднятой целины», которому цыган продал на базаре кругленькую, едва шагавшую от тучности кобылу.
Не успел Щукарь довести животное до своей станицы, как кобыла неожиданно с гулким звуком резко спала с боков. Продавец, оказывается, сумел надуть лошадь воздухом и заткнуть заднее отверстие…»
Есть в природе, г-н Стальнухин, такое явление: если в живой организм вдувать даже чистейший кислород, то «выхлоп» будет отнюдь не кислородный. Спросите у любого ветеринара, он это подтвердит. Надув искусственно городскую казну, Вы сделали «щукарями» население своего города. Теперь, растранжирив по коммерческим проектам наши деньги, Вы оставляете нарвитянам кобылу с тощими ребрами, готовую едва ли не рухнуть.
Дорогие причуды председателя
Ведь куда только не идут бюджетные средства. На один лишь проигранный суд с квартирным товариществом «Валге Сейн» (ул. Тиймана, 18) Вы смело перечисляете авансом более 20 000 крон присяжному адвокату из Таллинна – так хотелось наказать строптивого председателя КТ.
А на беспредметный суд с Инспекцией энергорынка, как выясняется, потрачено около 200 тысяч крон! О том, что административная жалоба будет бессмысленной и безрезультатной, Вас я предупреждал еще пять лет назад. Помнится, на встрече в ДК «Ругодив» я передал Вам несколько письменных вопросов, в том числе такой: «Не кажется ли странным, что город предъявил административную жалобу, а не исковое заявление в Нарвский горсуд о признании незаконными решения Narva Elektrijaamad и Narva Soojusvõrk об установлении ими тепловых тарифов?». Вы ответили:
- Хороший вопрос. Хороший потому, что типичный, его задают многие. Но решения Нарвских электростанций и Нарвских теплосетей обжаловать невозможно! И как юрист, Гамазин это хорошо знает».
Теперь, спустя полдесятилетия (!), выяснилось, что, со слов Стальнухина образца 2010 года, суды, «пользуясь тем, что изменилось законодательство, сказали: надо было обращаться не в административный, а в гражданский суд. И теперь будем туда обращаться. Бороться надо до конца».
Оставляя без комментариев неправду о каком-то изменении законодательства, сказавшемся на решении судов, вспомним весну 2005 года (публикация в «КТ» за апрель того года): «Стальнухин, может быть, единственный из всей его команды (кроме, конечно, еще и нанятого юриста из Тарту) отлично понимает, что административная жалоба города Нарвы к государственной инспекции абсолютно безнадежна. Как безнадежна была точно такая же жалоба мэра города Э. Эфендиева в 1999-2000 годах.
Результат судебного рассмотрения будет таким же, что и пять лет назад, – полный отказ».
А может быть…
Подведя сейчас Нарву к предбанкротному состоянию, М. Стальнухин, кажется, решил спрыгнуть с ведомого им локомотива, увидев впереди разобранный мост. Пересидеть в Таллинне четыре года в парламенте, показывая всей Европе, как крупный русский город в Эстонии барахтается в трясине, – чем не выгодная, даже – беспроигрышная позиция?
На этом коньке и в Европарламент, наконец-то, можно будет въехать.
PS. Разумеется 0,2 млн крон из горбюжета, которые М. Стальнухин затратил на суд по тарифам, не единственный случай. Бессмысленная и бесплодная тяжба, которую он затеял с Тартуским университетом по вопросу утверждения проекта здания на Ратушной площади, тоже опустошила нарвскую казну на сотню тысяч крон. Итог известен: проект «Дождь» все равно пришлось утвердить, но потеряны не только городские деньги. Потеряны два-три года, наступил кризис, и теперь уже застройщик отказался от своих намерений. Кто заплатит за личные вкусовые (архитектурные) предпочтения председателя горсобрания? Кто ответит за ямы – в бюджете и перед Ратушей?
автор Александр ГАМАЗИН
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий