Попытки Литвы отказаться от российского газа и электричества в условиях энергетической изоляции приводят лишь к росту угроз собственной безопасности: новые схемы энергопоставок одна за другой заходят в тупик.
В конце марта российские монополисты «Газпром» и «Интер РАО» убедили белорусских коллег из «Белэнерго» вырабатывать совместную политику экспорта электроэнергии. Данное решение напрямую затрагивает интересы Литвы, которая планировала закупать реэкспортированный более дешёвый белорусский газ за меньшую цену, чем напрямую у России. «"Газпром" даёт скидки на газ Беларуси, но хочет гарантий, что та не будет реэкспортировать в третьи страны ни газ, ни полученную электроэнергию"», - заявил литовским СМИ пресс-атташе «Интер-РАО» Николай Горелов.
Данная упущенная возможность может стать далеко не единственным неприятным сюрпризом для литовского истеблишмента при поисках альтернативного России энергопоставщика. И причина этого одна – несоответствие стратегии на размежевание с Россией реальному положению дел на мировом энергетическом рынке.
Так, в последнее время литовские власти в общении с международными партнёрами последовательно продвигают тезис о том, что национальная безопасность неразрывно связана с энергетической независимостью. В соответствии с этим министр энергетики Ярослав Неверович призвал Сенат США нарастить экспорт природного газа в Европу. По словам министра, Литва вынуждена платить «политическую цену» за газ, будучи всецело зависимой от поставок российского газа, поэтому, дескать, американские законодатели должны «сделать всё, что в их силах, для организации поставок природного газа на мировой рынок».
Вместе с тем литовские геополитические устремления на американском направлении на деле далеки от экономических интересов США.
В Америке на протяжении последних 75 лет действует закон, жёстко регулирующий газовую сферу. Для международного экспорта СПГ американским компаниям-поставщикам необходимо получить правительственную лицензию (сегодня её имеют всего 6 компаний).
Тем не менее, в последнее время в американском экспертном сообществе (не без усилий Литвы) муссируется тема необходимости наращивания поставок СПГ в Европу в качестве экономических санкций против России. Но по мнению старшего научного сотрудника Центра стратегических и международных исследований Эдварда Шоу, такого рода шаги не приведут к моментальному воздействию:
«Сегодня российский экспорт природного газа эквивалентен всем семи утверждённым правительством США проектам по экспорту СПГ, «помноженным на два», которые будут реализованы не раньше, чем к концу текущего десятилетия».
По мнению эксперта, для достижения данной цели Европе следует разрабатывать собственные газовые месторождения.
Для Белого дома досье СПГ является чувствительным, так как отражает корпоративный раскол Америки между производителями-экспортёрами энергоресурсов и их потребителями – промышленными группами. Крупнейшая американская газовая корпорация Exxon Mobil, поддерживаемая Национальной ассоциацией промышленников (NAM), Американским институтом нефти, а также Американской ассоциацией независимых нефтепромышленников (IPAA), которая представляет 85 процентов американских газодобывающих компаний, противостоит мощнейшему промышленному комплексу в лице таких компаний, как: Dow Chemica Corp., Alcoa, Celanese Corp., Eastman Chemical Co., Huntsman Corp., Nucor и т.д.
Американская администрация стала своего рода заложником данного корпоративного конфликта. С одной стороны, Вашингтон осознаёт необходимость включения в конкурентную борьбу за международные рынки сбыта, что сулит большие прибыли американским корпорациям. С другой стороны - наращивание экспорта СПГ может привести к внутреннему росту инфляции, а также изменить конъюнктуру рынка газа в США, где крупные промышленные потребители потеряют дешёвое сырье, используемое в химической и других отраслях промышленности США.
В этой связи, по оценкам международных экспертов, в ближайшее время каких-либо прорывных решений по данному направлению не предвидится. Скорее всего, наращивание международных поставок СПГ будет носить постепенный характер с учётом внутренних интересов всех хозяйствующих субъектов национальной экономики.
Косвенным подтверждением тому является и позиция вице-президента США Джо Байдена, посетившего недавно с кратким визитом Вильнюс. Байден не стал развивать затронутую президентом Литвы Д. Грибаускайте тему поставок СПГ в Клайпеду, лишь ограничившись общими заверениями о поддержке, которую иначе как моральной не назовёшь. Посол США в Литве Д. Маккарти в своём заявлении была более конкретна: «От момента договорённостей по коммерческой составляющей до реальных поставок пройдёт не меньше года» (т.е. не раньше 2016 г.), что обусловлено необходимостью получения американскими экспортёрами СПГ разрешения правительства в странах, с которыми нет договоров о свободной торговле.
Провал диверсификации СПГ на американском направлении стал кульминацией череды системных ошибок литовских властей в реализации национальной энергетической политики.
Присоединение Литвы к Евросоюзу в 2004 г. предопределило вектор развития электроэнергетического рынка на ближайшие десятилетия. Отказ от энергетического суверенитета в обмен на европейскую интеграцию превратил страну из экспортёра электроэнергии в ее импортёра. В 2009 г. была закрыта Игналинская АЭС (ИАЭС), вырабатывающая 70% всей необходимой электроэнергии. Страна полностью стала энергетически зависимой от РФ в рамках долгосрочных контрактов на поставки электричества и газа.
Ситуация усугубляется тем, что политика литовских властей любой ценой добиться «энергетической безопасности» от РФ существенным образом дестабилизирует переходный электроэнергетический рынок страны.
Поспешное решение об отключении от единой советской электрической системы BRELL (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва), контролируемой Москвой, последующие шаги в этом направлении, в частности по отказу от прямых контрактов на поставку электроэнергии «Интер РАО» (30% от общего потребляемого объёма страны), привели к резкому росту цен для конечных потребителей.
В настоящее время импортная зависимость Литвы обусловлена, в первую очередь, нерентабельностью основных электрогенерирующих мощностей, работающих на дорогом российском газе. Правительство в целях снижения потребления российского газа вынуждено квотировать субсидирование производства электроэнергии, а также ввести контроль над производством объёмов электроэнергии (минимальных) для поддержания устойчивости и безопасности национальной электроэнергетической системы.
В этой связи глава правительства А.Буткявичус был вынужден признать ошибки, заявив о необходимости пересмотра соглашения (лето 2013 г.) между операторами энергетических систем прибалтийских стран, которое фактически выдавило Россию с прибалтийского рынка. В 2014 г. ожидается возвращение квоты на прямые поставки электроэнергии из РФ.
В итоге литовские власти, свернув энергетическое сотрудничество с Москвой в расчёте на энергетическую помощь США, фактически создали себе искусственные риски, угрожающие энергетической безопасности страны.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В конце марта российские монополисты «Газпром» и «Интер РАО» убедили белорусских коллег из «Белэнерго» вырабатывать совместную политику экспорта электроэнергии. Данное решение напрямую затрагивает интересы Литвы, которая планировала закупать реэкспортированный более дешёвый белорусский газ за меньшую цену, чем напрямую у России. «"Газпром" даёт скидки на газ Беларуси, но хочет гарантий, что та не будет реэкспортировать в третьи страны ни газ, ни полученную электроэнергию"», - заявил литовским СМИ пресс-атташе «Интер-РАО» Николай Горелов.
Данная упущенная возможность может стать далеко не единственным неприятным сюрпризом для литовского истеблишмента при поисках альтернативного России энергопоставщика. И причина этого одна – несоответствие стратегии на размежевание с Россией реальному положению дел на мировом энергетическом рынке.
Так, в последнее время литовские власти в общении с международными партнёрами последовательно продвигают тезис о том, что национальная безопасность неразрывно связана с энергетической независимостью. В соответствии с этим министр энергетики Ярослав Неверович призвал Сенат США нарастить экспорт природного газа в Европу. По словам министра, Литва вынуждена платить «политическую цену» за газ, будучи всецело зависимой от поставок российского газа, поэтому, дескать, американские законодатели должны «сделать всё, что в их силах, для организации поставок природного газа на мировой рынок».
Вместе с тем литовские геополитические устремления на американском направлении на деле далеки от экономических интересов США.
В Америке на протяжении последних 75 лет действует закон, жёстко регулирующий газовую сферу. Для международного экспорта СПГ американским компаниям-поставщикам необходимо получить правительственную лицензию (сегодня её имеют всего 6 компаний).
Тем не менее, в последнее время в американском экспертном сообществе (не без усилий Литвы) муссируется тема необходимости наращивания поставок СПГ в Европу в качестве экономических санкций против России. Но по мнению старшего научного сотрудника Центра стратегических и международных исследований Эдварда Шоу, такого рода шаги не приведут к моментальному воздействию:
«Сегодня российский экспорт природного газа эквивалентен всем семи утверждённым правительством США проектам по экспорту СПГ, «помноженным на два», которые будут реализованы не раньше, чем к концу текущего десятилетия».
По мнению эксперта, для достижения данной цели Европе следует разрабатывать собственные газовые месторождения.
Для Белого дома досье СПГ является чувствительным, так как отражает корпоративный раскол Америки между производителями-экспортёрами энергоресурсов и их потребителями – промышленными группами. Крупнейшая американская газовая корпорация Exxon Mobil, поддерживаемая Национальной ассоциацией промышленников (NAM), Американским институтом нефти, а также Американской ассоциацией независимых нефтепромышленников (IPAA), которая представляет 85 процентов американских газодобывающих компаний, противостоит мощнейшему промышленному комплексу в лице таких компаний, как: Dow Chemica Corp., Alcoa, Celanese Corp., Eastman Chemical Co., Huntsman Corp., Nucor и т.д.
Американская администрация стала своего рода заложником данного корпоративного конфликта. С одной стороны, Вашингтон осознаёт необходимость включения в конкурентную борьбу за международные рынки сбыта, что сулит большие прибыли американским корпорациям. С другой стороны - наращивание экспорта СПГ может привести к внутреннему росту инфляции, а также изменить конъюнктуру рынка газа в США, где крупные промышленные потребители потеряют дешёвое сырье, используемое в химической и других отраслях промышленности США.
В этой связи, по оценкам международных экспертов, в ближайшее время каких-либо прорывных решений по данному направлению не предвидится. Скорее всего, наращивание международных поставок СПГ будет носить постепенный характер с учётом внутренних интересов всех хозяйствующих субъектов национальной экономики.
Косвенным подтверждением тому является и позиция вице-президента США Джо Байдена, посетившего недавно с кратким визитом Вильнюс. Байден не стал развивать затронутую президентом Литвы Д. Грибаускайте тему поставок СПГ в Клайпеду, лишь ограничившись общими заверениями о поддержке, которую иначе как моральной не назовёшь. Посол США в Литве Д. Маккарти в своём заявлении была более конкретна: «От момента договорённостей по коммерческой составляющей до реальных поставок пройдёт не меньше года» (т.е. не раньше 2016 г.), что обусловлено необходимостью получения американскими экспортёрами СПГ разрешения правительства в странах, с которыми нет договоров о свободной торговле.
Провал диверсификации СПГ на американском направлении стал кульминацией череды системных ошибок литовских властей в реализации национальной энергетической политики.
Присоединение Литвы к Евросоюзу в 2004 г. предопределило вектор развития электроэнергетического рынка на ближайшие десятилетия. Отказ от энергетического суверенитета в обмен на европейскую интеграцию превратил страну из экспортёра электроэнергии в ее импортёра. В 2009 г. была закрыта Игналинская АЭС (ИАЭС), вырабатывающая 70% всей необходимой электроэнергии. Страна полностью стала энергетически зависимой от РФ в рамках долгосрочных контрактов на поставки электричества и газа.
Ситуация усугубляется тем, что политика литовских властей любой ценой добиться «энергетической безопасности» от РФ существенным образом дестабилизирует переходный электроэнергетический рынок страны.
Поспешное решение об отключении от единой советской электрической системы BRELL (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва), контролируемой Москвой, последующие шаги в этом направлении, в частности по отказу от прямых контрактов на поставку электроэнергии «Интер РАО» (30% от общего потребляемого объёма страны), привели к резкому росту цен для конечных потребителей.
В настоящее время импортная зависимость Литвы обусловлена, в первую очередь, нерентабельностью основных электрогенерирующих мощностей, работающих на дорогом российском газе. Правительство в целях снижения потребления российского газа вынуждено квотировать субсидирование производства электроэнергии, а также ввести контроль над производством объёмов электроэнергии (минимальных) для поддержания устойчивости и безопасности национальной электроэнергетической системы.
В этой связи глава правительства А.Буткявичус был вынужден признать ошибки, заявив о необходимости пересмотра соглашения (лето 2013 г.) между операторами энергетических систем прибалтийских стран, которое фактически выдавило Россию с прибалтийского рынка. В 2014 г. ожидается возвращение квоты на прямые поставки электроэнергии из РФ.
В итоге литовские власти, свернув энергетическое сотрудничество с Москвой в расчёте на энергетическую помощь США, фактически создали себе искусственные риски, угрожающие энергетической безопасности страны.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий