среда, 5 декабря 2012 г.

Китайский синдром Путина

Когда ранее в этом месяце шёл процесс избрания Коммунистической партией Китая нового высшего руководства страны, в ходе которого Ху Цзиньтао уступал власть Си Цзиньпиню, многие представители российской болтающей на политические темы братии заметили, насколько выгодно эта система смотрится на фоне отечественной.

«У китайцев получилось то, что никак не выходит у россиян: не полагаться больше на «великих и незаменимых» личностей, а наладить систему регулярной смены вождей», – написал в «Московском комсомольце» Михаил Ростовский.

С 1992 года, когда Дэн Сяопин передал власть Цзян Цзэминю, пребывание у власти в Китае ограничивается двумя пятилетними сроками.

Контраст с Россией, где политическая система вращается вокруг незаменимого Владимира Путина, был отмечен повсюду – от оппозиционного таблоида «Новая газета» и ориентированного на бизнес «РБК daily» до официальной общественно-политической «Российской газеты», которая назвала китайскую модель «поучительным примером для других стран», что само по себе весьма занятно.

В ежедневном «Коммерсанте» Александр Габуев написал о том, что китайский лидер является «лишь первым среди равных в своеобразном «совете директоров» КНР — чтобы избежать ситуации, когда страной правит стареющий больной лидер, засидевшийся наверху властной вертикали».

В прошлом году у Путина, конечно же, был шанс воплотить на практике нечто похожее на китайскую модель. Всё, что ему было нужно для этого сделать – это благословить Дмитрия Медведева на попытку остаться в должности президента на второй срок, как того убедительно просило от него технократическое крыло элиты, и сохранить за собой свою способность оказывать решающее влияние из-за кулис, поступив так, как в своё время сделал Дэн Сяопин.

Но, как и следовало ожидать, этого не произошло. И выбор Путина вернуться к президентству на следующие 6 – а возможно и 12 – лет, привёл к тому, что его сравнивают не с Дэном, а Леонидом Брежневым.

«Оба выглядели молодо и привлекательно в начале правления, болезненно и анекдотично – на излете. Оба, упустив верный исторический момент для ухода, изжили и пережили себя в политике», – написал на «Слон.ру» политический аналитик Станислав Белковский.

Аналогии с Брежневым, которые всерьёз начались около года назад и пережили второе рождение благодаря недавним слухам о состоянии здоровья Путина, стали уже немного утрированными и заезженными.

Но один их аспект имеет самое непосредственное отношение к будущему России. К концу своего правления престарелым и больным выглядел не один лишь Брежнев, но вся советская элита. Эти кадры, известные как «класс тридцать седьмого», поднимались к власти по следам сталинских чисток – и оставались у неё до самой своей смерти.

И многие обозреватели ныне задаются вопросом, не произойдёт ли то же самое со всей путинской командой. При таком варианте новое поколение, которое вступило в эпоху политической зрелости после развала Советского Союза, будет прозябать на обочине политической жизни в состоянии бесконечной фрустрации.

«Президент России Владимир Путин демонстрирует готовность сохранить в руках своих доверенных лиц пенсионного возраста управление государством до конца этого десятилетия, – пишет аналитик «РБК daily» Виктор Аверков. – Для того, чтобы не возникло нового конфликта поколений, необходимо срочно прорабатывать механизмы преемственности и передачи власти».

В пользу того, что он так и поступает, доказательств немного. На самом же деле, как проиллюстрировал в своей статье колумнист «Газеты.ру» Сергей Шелин, хвалёная путинская мини-чистка элиты, проводимая после серии коррупционных скандалов, мало чем отличается от перетасовки некоторых уже известных лиц на новые посты.

«Чистка Минобороны, Минрегиона, а также прочих ведомств и региональных структур вроде как обещает заждавшимся вожделенные посты, – пишет Шелин. – Но в этом и парадокс путинской кадровой чистки, что перетасовки аппарата идут полным ходом, а «вертикальной мобильностью» пока что и не пахнет».

Шелин добавляет, что «Кремлем тасуется одна и та же колода», когда вместе с «тяжеловесами» «с места на место перемещаются целые спаянные кланы».

Было время, когда многие наблюдатели, да и я в том числе, полагали, что долгосрочная цель Путина заключается в построении прочной и устойчивой (хотя и авторитарной) системы, которая будет держаться и по истечении периода его нахождения у должности.

Становится более чем понятно, что никакой такой стратегической цели не существует. Есть только тактические манёвры, нацеленные на выживание – которые парадоксальным образом работают на максимальную нестабильность системы.
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: