вторник, 17 января 2012 г.

Вторая мировая война - День за Днём СЕРИЯ 90: «Большой отстрел индюшек у Марианских островов»

40-мм зенитки на борту американского авианосца поливают огнем атакующие
японские бомбардировщики. Американские авианосцы обычно прикрывало
большое количество крейсеров и эсминцев, чтобы обеспечить уязвимым
"плавучим аэродромам" максимальную степень защиты.
19 июня 1944 г. Японский ВМФ решается дать противнику бой за Марианские острова. Сражению за них суждено стать последним крупным столкновением авианосных сил в Тихом океане в ходе Второй мировой.

19 июня 1944 г. (через девять суток после высадки в Нормандии) американские силы вторжения численностью в 535 судов, собранные за девять дней до того на Маршалловых о-вах, наносят удар по Сайпану на Марианских о-вах. Совершить этот крупный шаг в стратегическом марше «лягушечьими прыжками» по Центральному Тихому океану стало возможным, лишь создав массированные скопления авиации, что сумел обеспечить крупный американский авианосный флот.

Операция вынудила японцев отреагировать решительно, на что как раз и рассчитывали американцы. Практически все наличествующие силы вражеских надводных судов прошли перегруппировку путем формирования 1-го подвижного флота, ядром которого стали пять эскадренных и четыре легких авианосца; общее командование ими получил вице-адмирал Дзисабуро Одзава, преемник Нагумо в роли командующего ударными силами Императорского ВМФ. Поддержку при-мерно 400 самолетам палубной авиации Одзавы предстояло оказать ещё 540 машинам наземного базирования, поднимающимся со взлетных полос на островах. Если бы американцев удалось связать боями в пределах данного периметра, японские самолеты располагали бы фактической возможностью дозаправляться по его краям и наносить удары по противнику как на прямом, так и на возвратном участке полета, таким образом как бы удваивая эффективность оперативного применения.

Японский самолет, уничтоженный американским зенитным огнем. Японские летные
экипажи никогда нельзя было обвинить в недостатке храбрости. Один из летчиков
с "Тайхо", Сакё Комацу, заметил торпеду, выпущенную с подлодки США "Альбакор"
и скользящую прямо к "Тайхо". В попытке спасти авианосец Комацу спикировал
прямо на нее и взорвал ее ценой своей жизни.
Однако во всех остальных аспектах, за исключением рас-ширения боевого «шага», японская авиация уступала противнику, 58-е оперативно-тактические силы (ОТС 58) (из состава 5-го флота адмирала Реймонла Спрюэнса, под оперативным командованием вице-адмирала Марка Митчера) включали в состав семь эскадренных и восемь легких авианосцев. которые несли около 950 самолетов, снабженных прекрасно подготовленными экипажами, а кроме того, эскортные авианосцы — ресурс пополнения.
С тактической точки зрения на любых действиях невольно сказывался тот факт, что Спрюэнса связывала оборона Сайпана, а также одно важное обстоятельство — восточные ветры позволяли японцам отправлять на задания самолеты на пути к островам, тогда как американцам для поднятия в небо авиагрупп приходилось перекладывать курс на противоположный (чтобы дать возможность самолетам взлетать против ветра). Спрюэнс хитро-умно сгладил дисбаланс исходных условий путем недельной боевой операции — «войны на уничтожение» против самолетов наземного базирования Одзавы и их взлетных полос.

Выйдя из Филиппинских вол 15 июня, японская армада целенаправленно продвигалась в заданный район, однако положение ее отслеживали американские субмарины. В то же время и разведка Одзавы не дремала — его самолеты дальнего радиуса действия установили, что ОТС 58 Спрюэнса разделены на четыре быстрые авианосные группы (или дивизии), концентрирующиеся на 20-км центральных участках, прикрываемые в 25 км к западу надводной боевой группой вице-адмирала Уиллиса Ли (включающей в себя семь линкоров), которая служит для обеспечения заградительного зенитного огня.

Чтобы сбить с толку японцев, атаку на Сайпан предваряли
воздушные рейды на многие другие объекты.
Утром 19 июня ОТС 58 все еще обрабатывали цели на островах, когда в 08.30 флот Одзавы (все еще невидимый) отправил на задание 69 самолетов с расстояния около 500 км. Эти силы имели приказ атаковать противника, а затем перед возвращением приземлиться на островах для дозаправки. К счастью, радары Ли засекли их примерно в 250 км, что дало время собрать и бросить в бой значительное сосредоточение «Грумманов» Р6Р «Хеллкет». которые уничтожили 45 машин противника, потеряв только одну.

Заплатив столь высокую цену, японцы сумели лишь поразить одной бомбой линкор Ш5 «Саут-Дакота», не считая еще трех судов, по которым они отбомбились, не достигнув прямых попаданий.

Через полчаса, однако, появилась вторая волна вражеского налета, более мощная, включавшая в себя 109 самолетов. Между тем американцы, полностью готовые к встрече и построившие своего рода эшелонированную оборону в воздухе, уничтожили еще 79 машин противника, максимальным достижением которых стало лишь одно попадание близ цели. Недавнее появление у американцев боеприпасов с радиолокационным (дистанционным/неконтактным) взрывателем значительно повысило эффективность зенитного противодействия.

Пока флот Одзавы оставался вне досягаемости самолетов Митчера, он пользовался помощью субмарин. В 09.10 в «Тайхо» попала торпеда с подлодки «Альбакор», а тремя часами позднее ветеран Перл-Харбора, «Сёкаку», получил четыре торпеды с субмарины «Кавалья». Ни тому, ни другому авианосцу, как казалось, затопление не угрожало, однако оба они — практически один за другим — пали жертвами мощных взрывов, вызванных утечками паров горючего из поврежденных топливных трубопроводов.

Американские авианосцы находились на максимальном удалении от целей,
а потому американским самолетам приходилось отыскивать свои плавучие
базы и садиться на них в темноте.
Третья ударная волна палубном авиации Оливы из 42 машин стартовала в 10.00 и обошла заградительные барьеры Ли, но, стремясь атаковать с севера, в большинстве случаев не нашла целей в соединении Митчера и не достигла почти ничего, потеряв, однако, семь самолетов. Четвертое и последнее соединение из 82 самолетов оторвалось от палуб авианосцев Одзавы в 11.30. И опять очень многие не обнаружили целей, но на сей раз назад вернулось лишь девять. 49 погибло в схватках с «Хеллкетами» над Гуамом, другие потерпели аварии при попытках сесть на его перекопанные воронками взлетные полосы.

Как ни удивительно, но японский адмирал, казалось, не осознавал, какой урон понесло его соединение, и продолжал верить чересчур оптимистическим донесениям возвращавшихся с заданий пилотов. Имея на борту не более 100 самолетов, но оставаясь по-прежнему не обнаруженным американскими самолетами-разведчиками, Одзава отошел в западном направлении, чтобы ночью произвести дозаправку и утром продолжить атаку. Тем не менее он уже проиграл противостояние, поскольку по итогам боев 19 июня потерял 346 самолетов против 29 американских (только 23 из них от действий противника). Нокаутирующий удар, который победители позднее нарекли «Большим отстрелом индюшек у Марианских островов» (встречается также «Охота на фазанов» или «Охота на индюков»).

С 14.30 Митчер повел вверенное ему соединение в противоположном направлении, чтобы принять свои самолеты, и только в 20.00 Спрюэнс отдал распоряжение трем из четырех наличествовавших групп авианосцев повернуть на запад и приступить к преследованию японцев. Если бы не упорное нежелание противника отходить, неспособность Одзавы верно оценить обстановку и признать поражение, японцы, вполне возможно, избежали бы схватки, но в конечном итоге в 15.40 20 июня их на предельном расстоянии в 445 км засек «Грумман» TBF «Эвенджер» с USS «Энтерпрайз». Было уже поздновато, однако Митчер не мог упустить шанс, он приказал самолетам взлететь. 210 машин поднялись в течение минут и пошли к цели, а за ними на полной скорости, чтобы сократить пилотам обратную дорогу, устремились плавучие «посадочные полосы».

F6F "Хеллкет" - стандартный палубный истребитель ВМФ США. Все японские атаки в небе над оперативно-тактическими силами разбились в прах о мощь истребительной авиации ВМФ США. Одзава просто не мог поверить в то, какие громадные потери понесли его самолеты.
Разгорелось ожесточенное сражение, и, несмотря на потерю 20 машин от заградительного огня, американцы остались бесспорными победителями: две торпеды угодили в авианосец «Хиё» (который, как и другие, взорвался и затонул), бомбы попали в последнего ветерана Перл-Харбора, «Дзуйкаку», а также в легкий авианосец «Тиёда»; «смертельные раны» получили два японских заправщика. 85 истребителей эскорта тем временем сбили примерно 65 японских самолетов.

С опустевшими баками, застигнутые темнотой в пути, 80 американских самолетов не дотянули до своих авианосцев, хотя большинство экипажей на следующий день выловили спасатели с летающих лодок. Никогда не утихнут споры о том, должны ли были осторожный Спрюэнс и Митчер рискнуть попытать счастья с Сайпаном и добить флот Одзавы. Последний, хотя и получивший унизительную трепку из-за своих никуда не годных летных экипажей, продемонстрировал себя в бою как прекрасный тактик. Тем не менее гром победных салютов американского триумфа в Филиппинском море прозвучал похоронным маршем для японской морской авиации.

Японским судам приходилось совершать просто головокружительные маневры
для уклонения от атак американских бомбардировщиков в ходе битвы в
Филиппинском море. В условиях, когда пикирующие бомбардировщики круто
планировали на корабли сверху, а торпедоносцы атаковали на бреющем полете,
руководить противовоздушной обороной становилось особенно трудно.
Хронология

Попытка японцев лишить противника способности вести морские операции в районе Марианских о-вов вылилась в кровавую «децимацию» их же собственной авианосной авиации. За период в четверо суток японцы потеряли что-то около 480 самолетов. Преимущество в численности и техническое превосходство, которым располагали летчики США, побудили острословов окрестить этот эпизод войны «отстрелом индюшек».

1944 г.

16 июня. Японский 1-й подвижный флот и японские южные силы сосредоточиваются на позиции к западу от Филиппинских островов. Место назначения — Марианские острова, задача — не допустить их захвата американцами.

17 июня. Американские войска на Тихоокеанском ТВД высаживаются на Сайпане, приступая к проведению наступательных действии на овладение Марианскими островами. Морской составляющей американских войск служит 58-е оперативно-тактическое соединение под командованием вице-адмирала Марка Митчера. Он располагает семью авианосцами при пяти у противника и 950 самолетами при 400 у японцев (не считая авиации аэродромного базирования).

19 июня 08.30. Самолеты палубной авиации с японских авианосцев и машины наземного базирования с Гуама и Трука атакуют 58-е оперативно-тактическое соединение. Американские истребители «Хеллкет» сбивают 35 самолетов противника.

Вещественное доказательство- победы американских ВВС в небе над Марианскими
о-вами - "зарубки" в виде японских флагов, нарисованные на борту фюзеляжа
"Грумман" F6F "Хеллкет". Потери в воздушных боях, серьезная нехватка горючего и
опустошительные удары противника по военно- воздушным базам привели к тому,
что начиная с середины 1944 г. японские ВВС не могли оказывать заметного влияния
на ход боевых действий.
09.00. Участники другой волны японского рейда перехвачены в 80 км на пути к американскому флоту после того, как на расстоянии 250 км их засекает РЛС флота США. Из контингента в 373 японских самолета свыше 200 сбиты в воздушных боях (часть гибнет в авариях) и только около 130 возвращаются с задания.

09.05. Японский авианосец «Тайхо» торпедирован американской субмариной "Альбакор".

12.20. Другой американской субмарине («Кавалья») удается серьезно повредить еще один японский авианосец — «Сёкаку».

14.00. Японский флот разворачивает вторую крупную атаку. Самолеты сбиваются с пути и перехватываются американцами над Гуамом. В боевом столкновении потеряно еще 50 японских машин.

15.24. Тонет «Сёкаку».

15.52. На «Тайхо» происходит огромной силы взрыв, и вскоре авианосец идет ко дну.

20 июня. 16.30. Американские авианосцы переходят в ответную атаку, отправляя против японцев 216 самолетов.

18.44. Американские пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы топят японский авианосец «Хиё», выводят из строя и в итоге отправляют ко дну два японских заправщика. Тяжелые повреждения получают авианосцы «Дзуйкаку» и «Тиёда». В боях гибнет еще 65 японских самолетов.

20.45. Американские авианосцы несут крупные небоевые потери — около 80 самолетов. В основном вследствие того, что у них кончается горючее или же по причине аварий при посадке в темноте. Общий урон американской палубной авиации в ходе операции — 100 самолетов. Остатки японского флота уходят домой.

"Грумман" F6F "Хеллкет" прогревает двигатель на палубе USS "Лексингтон"
перед тем, как взлететь и взять курс на Сайпан. Около 480 истребителей F6F
принимали участие в сражении за Филиппинское море и внесли немалую лепту
в дело уничтожения 400 японских самолетов.
Международные события 1944 г.

13 июня. На Соединенное Королевство обрушиваются первые немецкие летающие бомбы «Фау-1» (Фергельтунгсваффе — оружие возмездия).

17 июня. Два наиболее крупных военных в окружении Гитлера — фон Рундштедт и Роммель — спорят с Гитлером по поводу пагубной тактики, избранной им на Западном фронте. Фюрер непоколебим, он лишь обещает, что скоро некое секретное оружие изменит баланс

18 июня. Японские войска из состава 11-й армии, сражающиеся в Китае, овладевают столицей провинции Хунань.

20 июня. Советское военное командование сосредоточивает 166 дивизий в Белоруссии в ходе подготовки к массированным наступательным действиям против немецкой группы армий «Центр».

22 июня. Блокада японцами Импала (Индия) в конечном итоге прорвана 2-й британской и 5-й индийской дивизиями после 88 дней осады.





Все 96 серий

Ещё:
День за Днём СЕРИЯ 89: Импал и Кохима
День за Днём СЕРИЯ 88: Кровавая Тарава
День за Днём СЕРИЯ 87: Кокода-Трейл
День за Днём СЕРИЯ 86: Соломоновы острова
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: