Инженер
Последнюю мирную ночь доктор Барнс Уоллес провел в своем коттедже в Эффингеме, а утром, как и все британцы, услышал довольно странную речь Чемберлена. Что может сделать он, авиаконструктор фирмы Виккерс, чтобы сократить войну? Оригинальные идеи одна за другой посещали его голову. Уоллес думал, ГДЕ и КАК бомбардировка может нанести критический ущерб Германии. Военные производства рассредоточены, их нельзя уничтожить одним ударом с воздуха. Но, может быть, есть ключевые точки?
Угольные шахты! Штреки и туннели в сотнях метров под землей неуязвимы. Бомбы смогут обрушить только ствол шахты, вместе с подъемником, но разрушения можно быстро восстановить.
Нефть! Нефтяные прииски Плоешти вне зоны действия английских самолетов. Немецкие производства эрзац-бензина многочисленны и хорошо защищены. Тоже сомнительная цель.
Гидроэлектростанции - "белое золото"! В Германии стоят 3 дамбы — Мён, Эдер и Зорпе. Все в Рурском промышленном районе, они полностью обеспечивают водой и энергией этот огромный промышленный комплекс. Немецкой промышленности требуется 8 тонн воды для производства 1 тонны стали.
Дамба Мён образует озеро, поддерживая уровень воды таким, чтобы баржи с рудой и углем могли свободно подходить к заводам. Объем озера - более 130 миллионов тонн воды. Дамба Эдер запирает одноименную реку, создавая водохранилище Эдер. Зорпе образует озеро на притоке Рура.
Плотины колоссальны. Мён толщиной 34 метра у основания и 8 метров на гребне, имеет высоту 40 метров. 500-фунтовая бомба едва поцарапает бетон. Не менее прочна дамба Зорпе, хотя она сложена из грунта. Два огромных земляных кургана укреплены в центре бетонной стеной.
Прорыв дамб не только уничтожит ГЭС и лишит заводы воды и электроэнергии. Огромные массы воды помчатся вниз в долины, сметая на своем пути автобаны, мосты, железные дороги.
Огромные дамбы нельзя повредить обычными авиабомбами. Даже при прямом попадании нужен огромный заряд взрывчатки (по расчетам до 30 тонн), ни один из имеющихся бомбардировщиков RAF не поднимет такой боеприпас. Но потребную мощность заряда можно радикально уменьшить, грамотно расположив его в пространстве.
Во-первых, весь объем воды, запертой в водохранилище, давит на плотину и держит ее конструкцию в напряженном состоянии. Бетон хорошо работает на сжатие, но плохо противостоит растяжению.
Во-вторых, при взрыве вода ведет себя как несжимаемая среда. Если заряд подорвать на оптимальной глубине с напорной стороны дамбы, то значительная часть ударной волны не рассеется в пространстве, а уйдет в стену, вызывая необратимые разрушения. Далее, потоки воды окончательно размоют дамбу.
Все это прекрасно, думал Уоллес...но есть одна серьезная проблема. Мён, Эдер и Зорпе были защищены противоторпедными сетями, а это означало, что бомбу нужно точно положить в узкую полоску пространства между этими препятствиями и стеной дамбы (что почти невыполнимо) или искать другой способ.
Гибсон
Мотор отказал при полете к Штутгарту и "Ланкастер" не смог сохранить высоту. Гай Гибсон потерял строй, но оставаясь на прежнем курсе. Над Штутгартом он дал полный газ 3 моторам и отбомбившись по цели, помчался назад под покровом ночи, прижимаясь к земле. Это был 173-й вылет Гибсона. Он имел звание подполковника авиации и Крест Виктории за летные заслуги. Ему было 25 лет.
В этот же день Гая Пенроуза Гибсона вызвали на совещание к Ральфу Кохрейну, вице-маршалу авиации.
—Прежде всего хочу поздравить Вас с новой пряжкой к вашему ордену, подполковник.
— Благодарю, сэр.
—Могу предложить совершить еще один полет.
Гибсон пожал плечами и сказал немного устало:
— Какого рода полет, сэр?
— Очень важный. Сейчас я не могу ничего сказать. Разве что: вы будете командовать операцией.
Гибсон медленно ответил:
— Да... Я думаю, да, сэр.
Вот так в марте 1943 года появился 617 Squadron RAF – отборная бомбардировочная эскадрилья на счету которой потопление Тирпица, разрушение железнодорожного тоннеля Сомюр, бомбардировки немецких бункеров, имитация морского конвоя и конечно, операция Chastise, о которой сегодня пойдет речь.
Виккерс Тип 464
В 1943 году, на основании расчетов Барнса Уоллеса был создан план разрушения немецких дамб с воздуха. Доктор Уоллес решил головоломку, наблюдая за играющими детьми, заставляющими прыгать камешки по поверхности воды. Чтобы достичь подобного эффекта, бомбе следовало придать вращение еще на борту "Ланкастера" - после сброса, подпрыгнув несколько раз на поверхности воды, она без проблем преодолевала все противоторпедные заграждения, а затем, отрикошетив от надводного парапета дамбы, падала в воду на напорной стороне.
Такой план, в свою очередь, порождал новые проблемы. Согласно расчетам бомбу необходимо сбросить с высоты ровно 18,3 м, расстояние до цели в этот момент - 390 метров, скорость – 240 миль/час. "Ланкастер" пролетал это расстояние за 4 секунды!
Дистанция сброса определялась просто: ширина плотины была известна (ее определили по аэрофотоснимкам), что позволило изготовить простейший оптический дальномер.
С определением высоты было сложнее. Обычные средства - барометрические или радиовысотомеры для этого не годились - слишком мала высота полета. Нашли гениальное решение: в носу и хвосте Ланкастера устанавливались 2 прожектора, направленные один – вертикально вниз, второй - под определенным углом к вертикали, лучи пересекались на расстоянии 18,3 м от самолета. Во время полета прожекторы давали два пятна на поверхности воды и пилоты корректировали по ним высоту полёта. Когда пятна сливались - требуемая высота была достигнута.
После тренировок пилотам 617 Squadron удавалось без особого труда выдерживать необходимую высоту на боевом курсе. Но большой радости летчики не испытывали. Когда самолет заходит на хорошо защищенный объект на высоте 60 футов, экипаж очень сильно рискует. А при включенных прожекторах...
Оригинальная бомба Vickers Type 464 (она же – Upkeep) представляла собой цилиндр, диаметром 1,5 метра и весом 4 тонны, из них 2997 кг приходилось на торпекс. Перед сбросом бомба раскручивалась до 500 об/мин.
Затопить Германию!
16 мая 1943 года разведывательный «Москито» вернулся со свежими снимками дамб, вода в Мёне была всего в 4 футах от гребня. Водохранилища были полностью заполнены после весеннего таяния снегов. А лунная ночь поможет летчикам найти цель.
Ровно в 21.10 первые пять «Ланкастеров» пошли на взлет. Всего в ту ночь на задание вылетели 19 бомбардировщиков. Каждый нес диковинный боеприпас и 96 000 патронов калибра .303 British. Берега Англии медленно таяли позади.
Первая дамба
Самолеты летели к цели на малой высоте разомкнутым строем. Маршрут полета обходил известные позиции зенитной артиллерии и аэродромы ночных истребителей. Тем не менее, самолеты Барлоу и Байерса на цель не вышли. Никто не знал, где их сбили зенитки.
Экипаж лидера первым атаковал дамбу "Мён": бомба удачно скатилась на напорную сторону и там взорвалась. Дамба устояла. Цель прикрывали примерно 10 зениток, но «Ланкастер» Гибсона повреждений не получил.
После того как вода в озере успокоилась, в атаку пошел экипаж Хопгуда. Вдруг красное пламя расцвело на левом крыльевом баке, и за «Ланкастером» потянулся огненный шлейф. Похоже, бомбардир был убит, бомба «Upkeeper» перелетела парапет и упала на электрическую подстанцию. Самолет отчаянно задрал нос, набирая высоту, но страшная оранжевая вспышка проглотила «Ланкастер», крылья отлетели, и пылающий фюзеляж врезался в землю, похоронив летчиков.
Третий бомбардировщик получил два снаряда в крыло, но смог положить свой «Upkeep» точно в цель. Новый взрыв потряс дамбу. Озеро закипело, белый в столб воды взметнулся на сотни метров в высоту. Когда вода успокоилась, дамба по-прежнему стояла.
В атаку пошел четвертый «Ланкастер». Экипаж «А Apple» добился прямого попадания, но дамба выдержала удар и в этот раз.
Наконец на цель вышел экипаж Матлби. В это время освободившиеся от бомб самолеты кружили над позициями зенитчиков с включенными прожекторами и габаритными огнями, пытаясь отвлечь внимание немцев. Когда водяная стена улеглась, бетонное тело дамбы внезапно треснуло и распалось под напором воды. Миллионы тонн воды, пенясь и шипя, рванулись сквозь пробоину, многометровый водяной вал помчался вниз по долине, сметая все на своем пути.
Оставшиеся самолёты были перенацелены на дамбу "Эдер". Дамба лежала в складках холмов, что еще более затрудняло атаку, хуже того, в долине стоял туман. С шести заходов летчики не смогли поразить цель. На седьмом заходе бомба сработала без задержки и атакующий «Ланкастер» был уничтожен взрывом. Следующая атака оказалась для «Эдер» фатальной.
Хуже обстояли дела у второй волны, атакующей дамбу "Зорпе". Только пятый бомбардировщик сумел атаковать цель, но неудачно - пробоины не было. Срочно были вызваны три самолета резервной группы. После нескольких атак, пилоты добились попадания - плотина треснула, но все-таки устояла.
Два оставшихся резервных самолета были направлены к запасным целям: один неудачно атаковал дамбу "Эннерпе", второй самолет сбили зенитки.
В ту ночь из 19 «Ланкастеров», 9 не вернулись на базу, погибло 56 летчиков.
Результаты
Согласно немецким архивам, 19 бомбардировщиков за один вылет уничтожили две крупные плотины, 7 железнодорожных мостов, 18 автомобильных мостов, 4 турбинных электростанции, 3 паровых электростанции; в долине Рура были разрушены 11 заводов, 114 предприятий остались без электроэнергии.
Плотины были быстро восстановлены, но не из-за того, что полученные повреждения были невелики. Срочный ремонт лишь подчёркивает, какую важность представляли дамбы для Германии, все необходимые людские и материальные ресурсы были немедленно сняты с других объектов.
«Большая порка» (именно так переводится Chastise) стала легендарной операцией Второй Мировой войны, в ходе которой пилоты Королевских ВВС показали свой профессионализм и отчаянную смелость.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Последнюю мирную ночь доктор Барнс Уоллес провел в своем коттедже в Эффингеме, а утром, как и все британцы, услышал довольно странную речь Чемберлена. Что может сделать он, авиаконструктор фирмы Виккерс, чтобы сократить войну? Оригинальные идеи одна за другой посещали его голову. Уоллес думал, ГДЕ и КАК бомбардировка может нанести критический ущерб Германии. Военные производства рассредоточены, их нельзя уничтожить одним ударом с воздуха. Но, может быть, есть ключевые точки?
Угольные шахты! Штреки и туннели в сотнях метров под землей неуязвимы. Бомбы смогут обрушить только ствол шахты, вместе с подъемником, но разрушения можно быстро восстановить.
Нефть! Нефтяные прииски Плоешти вне зоны действия английских самолетов. Немецкие производства эрзац-бензина многочисленны и хорошо защищены. Тоже сомнительная цель.
Гидроэлектростанции - "белое золото"! В Германии стоят 3 дамбы — Мён, Эдер и Зорпе. Все в Рурском промышленном районе, они полностью обеспечивают водой и энергией этот огромный промышленный комплекс. Немецкой промышленности требуется 8 тонн воды для производства 1 тонны стали.
Дамба Мён образует озеро, поддерживая уровень воды таким, чтобы баржи с рудой и углем могли свободно подходить к заводам. Объем озера - более 130 миллионов тонн воды. Дамба Эдер запирает одноименную реку, создавая водохранилище Эдер. Зорпе образует озеро на притоке Рура.
Плотины колоссальны. Мён толщиной 34 метра у основания и 8 метров на гребне, имеет высоту 40 метров. 500-фунтовая бомба едва поцарапает бетон. Не менее прочна дамба Зорпе, хотя она сложена из грунта. Два огромных земляных кургана укреплены в центре бетонной стеной.
Прорыв дамб не только уничтожит ГЭС и лишит заводы воды и электроэнергии. Огромные массы воды помчатся вниз в долины, сметая на своем пути автобаны, мосты, железные дороги.
Огромные дамбы нельзя повредить обычными авиабомбами. Даже при прямом попадании нужен огромный заряд взрывчатки (по расчетам до 30 тонн), ни один из имеющихся бомбардировщиков RAF не поднимет такой боеприпас. Но потребную мощность заряда можно радикально уменьшить, грамотно расположив его в пространстве.
Во-первых, весь объем воды, запертой в водохранилище, давит на плотину и держит ее конструкцию в напряженном состоянии. Бетон хорошо работает на сжатие, но плохо противостоит растяжению.
Во-вторых, при взрыве вода ведет себя как несжимаемая среда. Если заряд подорвать на оптимальной глубине с напорной стороны дамбы, то значительная часть ударной волны не рассеется в пространстве, а уйдет в стену, вызывая необратимые разрушения. Далее, потоки воды окончательно размоют дамбу.
Все это прекрасно, думал Уоллес...но есть одна серьезная проблема. Мён, Эдер и Зорпе были защищены противоторпедными сетями, а это означало, что бомбу нужно точно положить в узкую полоску пространства между этими препятствиями и стеной дамбы (что почти невыполнимо) или искать другой способ.
Гибсон
Мотор отказал при полете к Штутгарту и "Ланкастер" не смог сохранить высоту. Гай Гибсон потерял строй, но оставаясь на прежнем курсе. Над Штутгартом он дал полный газ 3 моторам и отбомбившись по цели, помчался назад под покровом ночи, прижимаясь к земле. Это был 173-й вылет Гибсона. Он имел звание подполковника авиации и Крест Виктории за летные заслуги. Ему было 25 лет.
В этот же день Гая Пенроуза Гибсона вызвали на совещание к Ральфу Кохрейну, вице-маршалу авиации.
—Прежде всего хочу поздравить Вас с новой пряжкой к вашему ордену, подполковник.
— Благодарю, сэр.
—Могу предложить совершить еще один полет.
Гибсон пожал плечами и сказал немного устало:
— Какого рода полет, сэр?
— Очень важный. Сейчас я не могу ничего сказать. Разве что: вы будете командовать операцией.
Гибсон медленно ответил:
— Да... Я думаю, да, сэр.
Вот так в марте 1943 года появился 617 Squadron RAF – отборная бомбардировочная эскадрилья на счету которой потопление Тирпица, разрушение железнодорожного тоннеля Сомюр, бомбардировки немецких бункеров, имитация морского конвоя и конечно, операция Chastise, о которой сегодня пойдет речь.
Виккерс Тип 464
В 1943 году, на основании расчетов Барнса Уоллеса был создан план разрушения немецких дамб с воздуха. Доктор Уоллес решил головоломку, наблюдая за играющими детьми, заставляющими прыгать камешки по поверхности воды. Чтобы достичь подобного эффекта, бомбе следовало придать вращение еще на борту "Ланкастера" - после сброса, подпрыгнув несколько раз на поверхности воды, она без проблем преодолевала все противоторпедные заграждения, а затем, отрикошетив от надводного парапета дамбы, падала в воду на напорной стороне.
Такой план, в свою очередь, порождал новые проблемы. Согласно расчетам бомбу необходимо сбросить с высоты ровно 18,3 м, расстояние до цели в этот момент - 390 метров, скорость – 240 миль/час. "Ланкастер" пролетал это расстояние за 4 секунды!
Дистанция сброса определялась просто: ширина плотины была известна (ее определили по аэрофотоснимкам), что позволило изготовить простейший оптический дальномер.
С определением высоты было сложнее. Обычные средства - барометрические или радиовысотомеры для этого не годились - слишком мала высота полета. Нашли гениальное решение: в носу и хвосте Ланкастера устанавливались 2 прожектора, направленные один – вертикально вниз, второй - под определенным углом к вертикали, лучи пересекались на расстоянии 18,3 м от самолета. Во время полета прожекторы давали два пятна на поверхности воды и пилоты корректировали по ним высоту полёта. Когда пятна сливались - требуемая высота была достигнута.
После тренировок пилотам 617 Squadron удавалось без особого труда выдерживать необходимую высоту на боевом курсе. Но большой радости летчики не испытывали. Когда самолет заходит на хорошо защищенный объект на высоте 60 футов, экипаж очень сильно рискует. А при включенных прожекторах...
Оригинальная бомба Vickers Type 464 (она же – Upkeep) представляла собой цилиндр, диаметром 1,5 метра и весом 4 тонны, из них 2997 кг приходилось на торпекс. Перед сбросом бомба раскручивалась до 500 об/мин.
Затопить Германию!
16 мая 1943 года разведывательный «Москито» вернулся со свежими снимками дамб, вода в Мёне была всего в 4 футах от гребня. Водохранилища были полностью заполнены после весеннего таяния снегов. А лунная ночь поможет летчикам найти цель.
Ровно в 21.10 первые пять «Ланкастеров» пошли на взлет. Всего в ту ночь на задание вылетели 19 бомбардировщиков. Каждый нес диковинный боеприпас и 96 000 патронов калибра .303 British. Берега Англии медленно таяли позади.
Первая дамба
Самолеты летели к цели на малой высоте разомкнутым строем. Маршрут полета обходил известные позиции зенитной артиллерии и аэродромы ночных истребителей. Тем не менее, самолеты Барлоу и Байерса на цель не вышли. Никто не знал, где их сбили зенитки.
Экипаж лидера первым атаковал дамбу "Мён": бомба удачно скатилась на напорную сторону и там взорвалась. Дамба устояла. Цель прикрывали примерно 10 зениток, но «Ланкастер» Гибсона повреждений не получил.
После того как вода в озере успокоилась, в атаку пошел экипаж Хопгуда. Вдруг красное пламя расцвело на левом крыльевом баке, и за «Ланкастером» потянулся огненный шлейф. Похоже, бомбардир был убит, бомба «Upkeeper» перелетела парапет и упала на электрическую подстанцию. Самолет отчаянно задрал нос, набирая высоту, но страшная оранжевая вспышка проглотила «Ланкастер», крылья отлетели, и пылающий фюзеляж врезался в землю, похоронив летчиков.
Третий бомбардировщик получил два снаряда в крыло, но смог положить свой «Upkeep» точно в цель. Новый взрыв потряс дамбу. Озеро закипело, белый в столб воды взметнулся на сотни метров в высоту. Когда вода успокоилась, дамба по-прежнему стояла.
В атаку пошел четвертый «Ланкастер». Экипаж «А Apple» добился прямого попадания, но дамба выдержала удар и в этот раз.
Наконец на цель вышел экипаж Матлби. В это время освободившиеся от бомб самолеты кружили над позициями зенитчиков с включенными прожекторами и габаритными огнями, пытаясь отвлечь внимание немцев. Когда водяная стена улеглась, бетонное тело дамбы внезапно треснуло и распалось под напором воды. Миллионы тонн воды, пенясь и шипя, рванулись сквозь пробоину, многометровый водяной вал помчался вниз по долине, сметая все на своем пути.
Оставшиеся самолёты были перенацелены на дамбу "Эдер". Дамба лежала в складках холмов, что еще более затрудняло атаку, хуже того, в долине стоял туман. С шести заходов летчики не смогли поразить цель. На седьмом заходе бомба сработала без задержки и атакующий «Ланкастер» был уничтожен взрывом. Следующая атака оказалась для «Эдер» фатальной.
Хуже обстояли дела у второй волны, атакующей дамбу "Зорпе". Только пятый бомбардировщик сумел атаковать цель, но неудачно - пробоины не было. Срочно были вызваны три самолета резервной группы. После нескольких атак, пилоты добились попадания - плотина треснула, но все-таки устояла.
Два оставшихся резервных самолета были направлены к запасным целям: один неудачно атаковал дамбу "Эннерпе", второй самолет сбили зенитки.
В ту ночь из 19 «Ланкастеров», 9 не вернулись на базу, погибло 56 летчиков.
Результаты
Согласно немецким архивам, 19 бомбардировщиков за один вылет уничтожили две крупные плотины, 7 железнодорожных мостов, 18 автомобильных мостов, 4 турбинных электростанции, 3 паровых электростанции; в долине Рура были разрушены 11 заводов, 114 предприятий остались без электроэнергии.
Плотины были быстро восстановлены, но не из-за того, что полученные повреждения были невелики. Срочный ремонт лишь подчёркивает, какую важность представляли дамбы для Германии, все необходимые людские и материальные ресурсы были немедленно сняты с других объектов.
«Большая порка» (именно так переводится Chastise) стала легендарной операцией Второй Мировой войны, в ходе которой пилоты Королевских ВВС показали свой профессионализм и отчаянную смелость.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий