Завоевания ВМФ Японии позволили создать огромную морскую империю, однако американские субмарины скоро стали представлять все большую угрозу жизненно важным для Японии водным артериям.
Хотя перед войной японцы очень тщательно выверяли свои планы создания океанской империи на востоке, они не учли всей глубины проблемы, которые породит необходимость обеспечивать безопасность морских торговых перевозок. Стратегия Японии строилась исключительно на проведении краткого периода решительных военных действий, способных обеспечить быстрое завоевание обширных территорий,охрана же «торговцев» как-то не в вписывалась в представления о войне гордых и воинственных руководителей флота. Несмотря на то что факт наличия у США значительного количества субмарин не являлся секретом для Японии, она вступила в войну, не располагая планами организации конвоев, не имея противолодочных эскортов и практически не проведя никакой подготовки личного состава к выполнению подобных задач.
Как и японцы, американцы видели первостепенные задачи субмарин в обеспечении разведывательных данных для надводного флота и в нападениях на вражеские боевые корабли. Но в отличие от японцев, американцы быстро сориентировались в изменившейся ситуации и перекинулись на коммерческое судоходство противника. Предназначенные для ведения боевых действий в открытом море, американские лодки отличались большими размерами и способностью со значительной скоростью далеко продвигаться в надводном положении. Но поначалу они страдали от ряда изъянов: не могли быстро и глубоко погружаться, проходить большие расстояния в подводном состоянии и были просто громоздкими. Одним словом, их мореходные качества оставляли желать много лучшего, что, однако, ввиду скверной организации противолодочной обороны у неприятеля являлось на тот момент вполне терпимым обстоятельством. Тем не менее дальневосточные моря обычно бывали мелководными, а противник не страдал от нехватки глубинных бомб.
В период стремительного продвижения японцев немногие имевшиеся тогда у США в наличии субмарины могли лишь незначительно помешать победоносному шествию противника. 16 декабря 1941 г. субмарина «Суордфиш» отправила на дно 8660-тонный японский сухогруз «Ацутусан Мару», которому досталась сомнительная честь занять одно из первых мест в длинном списке морских потерь своей страны. Первыми вражескими боевыми кораблями, потопленными подлодками, стал эсминец «Нацусиё», который 8 февраля 1942 г. пал жертвой «древней старушки» S-37 в Макассарском проливе. Трое суток спустя USS «Шарк» стала первой не вернувшейся с задания субмариной США, оставшись лежать на дне поблизости от о-ва Сулавеси.
Нетерпимость положения с торпедами проявила себя самым вопиющим образом в тот день, когда капитан Ш5 «Тиноза» выпустил по вражескому кораблю 11 торпед, только две из которых взорвались, причем не уничтожив судно. С опозданием разобрались, что все дело в детонаторах, однако улучшенные образцы попали к подводникам не раньше конца 1943 г. Скверное качество торпед побуждало некоторых капитанов идти на риск, атакуя противника из надводного положения, применяя тяжелую 127-мм (5-дюйм.) пушку. Важным подспорьем с августа 1942 г. стал надводный радар SJ, который позволял субмаринам атаковать «вслепую» ночью.
Несмотря на все сложности, к концу 1942 г. субмарины записали на свой счет 138 японских торговых кораблей общим водоизмещением 600 000 больших регистровых тонн при потере трех лодок и вводе в строй 33. В 1943 г. количество возросло еще больше — 56 новых лодок при 15 погибших. При том. что ресурсы трофейных судов у Японии все истощались, а адекватная широкомасштабная программа пополнения флота отсутствовала. уровень сокращения количества торговых кораблей составлял 16 процентов в год.
С появлением тендеров, или подвижных передовых баз, американские подлодки получили возможность дольше оставаться в плавании, тогда как ответом на введение японцами системы конвоев стало формирование «волчьих стай» (состоявших обычно, правда, всего из трех лодок), носивших громкие клички вроде «Уилкинс Уайлдкетс» и «Роучс Рейдере» («Забияки Уилкинса» и «Громилы Роуча»). Появлялись и «асы»-одиночки, такие, как «Маш» Мортон, который, прежде чем пойти на дно в своей USS «Уаху» в проливе Лаперу- за, потопил 20 судов общим тоннажем в 60 000 больших регистровых тонн. Наивысший рекорд по тоннажу уничтоженных кораблей противника принадлежал USS «Флэшер», которая со своими 100 000 большими регистровыми тоннами выглядит тем не менее довольно скромно на фоне иных подводных лодок, скажем, немецких: U-35 с ее 224 потопленными судами и 536 000 большими регистровыми тоннами в Первую мировую войну или U-48 — 53 судна и 318 000 б.р.т. во время Второй мировой. В 1944 г. многие островные гарнизоны Японии сидели без подвоза предметов снабжения, а сама метрополия потеряла половину притока импорта сырья. Особенно чувствительно сказывались перебои с горючим, которые уже оказывали влияние даже на действия самого флота. К 1945 г. американские подводники стали испытывать «голод целей», так как все большее число субмарин вставало в строй, и капитан каждой мечтал записать на свой счет вражеский авианосец. Как-то две лодки, гонявшиеся за одним и тем же объектом, даже столкнулись под водой.
Храбро бросая вызов необъятным минным полям, субмарины в последние месяцы войны проникли даже во Внутреннее море Японии. К дате капитуляции японцы потеряли судов обшим тоннажем 8 миллионов б.р.т., из которых 5 миллионов приходилось на долю субмарин, расплатившихся за успехи утратой 42 лодок. Кроме того, подводники записали на свой счет более 200 боевых кораблей противника. Однако если последнее обстоятельство снизило шансы японцев на победу, уничтожение торгового флота стало первостепенным фактором из тех, которые при-вели Японию к поражению.
В ходе воины на Тихом океане американские субмарины потопили 201 японский боевой корабль и 1113 торговых судов. Хотя существует тенденция недооценивать вклад субмарин в победу на ТВД, факт остается фактом: американские подводники записали на свой счет 55 процентов всех японских судов, которые пошли ко дну за время враждебных действий, и едва ли не установили блокаду, создав мощный заслон на пути японских кораблей к территории метрополии.
1933-1941 гг.
ВМФ США вводит в строй 56 новых субмарин с дизельно-электрнческими силовыми установками, этим лодкам суждено сделаться становым хребтом подводного флота США на раннем этапе операций против ВМФ Японии в Тихом океане.
1941 г.
8 декабря. Подводный флот ВМФ США теряет первую субмарину. Японская авиация выводит из строя 1155 «Силайон» в доке Кавите (Филиппины).
11 декабря. Субмарина 5-38 по ошибке топит норвежское торговое судно «Хидра II» к западу от Миндоро.
17 декабря. Субмарина «Драм» ставит мины в проливе Бунго около собственно японских островов.
1943 г.
В этом году происходят значительные перемены в тактике субмарин ВМФ США. Ранее подлодки действовали по принципу «что важнее» — либо охотились за японскими судами, либо обеспечивали прикрытие в эскортах. С начала 1943 г. подводный флот сконцентрировал усилия на патрулировании в районах наиболее оживленного движения японских кораблей. Кроме того, прежде американские торпеды оснащались магнитными детонаторами, которые часто не срабатывали и не активировали подрывной заряд, в 1943 г. адмирал Нимии распорядился снять эти детонаторы с вооружения, и с тех пор эффективность атак американцев против японских судов постоянно возрастала.
Июль 1943 г.. Американские субмарины на-инают действовать в Японском море.
Август. На Тихоокеанском ТВД появляются американские субмарины, оснащенные шноркельными мачтами, позволяющими передвигаться на дизелях, заряжать батареи и осуществлять подачу свежего воздуха в подводном положении.
19—20 ноября. Субмарина «Хардер» нападает около Марианских островов на японский конвой и пускает ко дну транспорты «Хокко Мару», «Никко Мару» и «Удо Мару».
4 декабря. Субмарина «Сейлфиш» топит японский эскортный авианосец «Туё» к юго-востоку от Хонсю.
25 декабря. Субмарина «Скейт» торпедирует японский линкор «Ямато» к северо-востоку от Трука (Каролинские о-ва).
1944 г.
19 февраля. Субмарина «Джек» атакует японскую колонну из шести танкеров примерно в 500 км к западу от Лусона и пускает ко дну четыре судна.
19 июня. В ходе сражения в Филиппинском море субмарина «Альбаор» топит японский авианосец «Тайхо», а субмарина «Каватья» — авианосец «Сёкаку».
Торпедный отсек субмарины США. |
6 августа. 1)55 «Буллхед» подвергается нападению японского самолета армейских ВВС Японии и идет ко дну около о-ва Бати, становясь последней американской субмариной, потоп-ленной за время войны. На ее борту находят смерть восемьдесят четыре члена экипажа.
14 августа. Субмарина «Торск» топит японское судно сил прибрежной обороны — это последнее японское судно, которое записан) себе на счет американские подлодки на время войны.
Международные события 1942 г.
3—9 мая. Сражение в Коралловом море. Американские и британские морские силы отражают попытку японской группы вторжения захватить Порт-Морсби в Новой Гвинее.
4 июня. Япония теряет половину своего парка авианосцев в ходе битвы за Мидуэй.
1943 г.
7 февраля. Американская кампания по овладению Гуадачканачом приходит к удачному завершению — 11 000 японских солдат покидают остров.
17 августа. Американские войска вступают в сицилийский город Мессина. Захват Сицилии — первая крупная союзническая победа на Европейском ТВД с начала войны.
1944 г.
6 июня. Амфибийной высадкой в Нормандии (Франция) союзники открывают в Европе второй фронт, доставляя на берег 156 000 чел., 50 000 единиц техники и свыше 100 000 тонн снабженческих грузов.
20—25 октября
Потеряв в боях в заливе Лейте 60 различных судов, ВМФ Японии перестает представлять проблему для союзнического наступления на Тихоокеанском ТВД.
1945 г.
7 и 8 мая. Германия подписывает с союзниками акт о безоговорочной капитуляции.
14 августа. (15 августа в Японии) Япония соглашается на безоговорочную капитуляцию, но вместе с тем император Хирохито остается на престоле.
Все 96 серий
Ещё:
День за Днём СЕРИЯ 92: Возвращение на Филиппины
День за Днём СЕРИЯ 91: Залив Лейте
День за Днём СЕРИЯ 90: «Большой отстрел индюшек у Марианских островов»
День за Днём СЕРИЯ 89: Импал и Кохима
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий