вторник, 28 февраля 2012 г.

Чиновники теперь могут идти в бизнес

Танель Кальмет
postimees.ee
В отличие от действующего сейчас положения закона, согласно которому должностное лицо не может быть руководителем коммерческого объединения или членом надзорного органа, новый Закон о борьбе с коррупцией говорит, что в целом это возможно.

В то же время сохраняется и возможность запрета с учетом обстоятельств конкретного случая. Впрочем, для определенного круга все-таки остается в силе и полный запрет.

«Принцип в том, что соответствующий порядок станет более либеральным, — пояснил советник Министерства юстиции Танель Кальмет, составивший окончательные версии проекта закона и пояснительной записки к нему. — Каждый человек имеет право легально пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Если чиновник хочет заниматься предпринимательством, ему не нужно искать для этого «танкиста» — он может легально управлять своим бизнесом».

В то же время чиновник должен поставить своего начальника в известность об этой деятельности, и в определенных случаях последний обязан запретить внерабочую деятельность чиновника.

«Это в том случае, если есть конкретная опасность коррупции, если эта деятельность отнимает у должностного лица слишком много времени, если эта деятельность может навредить репутации публичной власти и так далее», — сказал Кальмет.

Может руководить фирмой

В пояснительной записке к проекту антикоррупционного закона подчеркивается, что чем выше должностное лицо, тем больше ограничений. В то же время, даже член правительства, в принципе, наряду с работой министра может руководить фирмой.

Сейчас такая деятельность не разрешается — несмотря на то, что в Эстонии, согласно Конституции, действует свобода предпринимательства и свобода владения собственностью, министру или старейшине уезда, действуя в качестве коммерческого руководителя, «нужно использовать подставных лиц или непрозрачные схемы».

В эстонской практике тема деятельности министров в связи с предпринимательством поднималась уже неоднократно.

Из недавней истории можно привести случай, который предшествовал еще ныне действующему антикоррупционному закону: в 1997 году министром внутренних дел стал Роберт Лепиксон, которого перед этим избрали членом совета Ühispank.

Таким образом, в должность министра он вступил с нарушением действовавшего закона, поскольку член правительства не имел права одновременно быть членом совета коммерческого объединения. Однако исключить Лепиксона из совета банка, по закону, могло только собрание акционеров, срочный созыв которого был немыслимым.

Обязанность старейшины

Тогда ситуацию разрешили таким образом, что Лепиксон заявил о приостановке своих полномочий члена совета — хотя такое заявление на самом деле не имело какого-либо юридического значения.

Если возникнет спор, то вопрос толкования можно рассмотреть и в суде. В то же время, для членов Рийгикогу порядок ограничений на побочную деятельность в новом законопроекте, по сути, не изменился.

Тем не менее, новый порядок вызвал и противостояние — в ходе круга согласования Министерство внутренних дел воспротивилось столь значительному сокращению круга подателей деклараций.

Например, весной прошлого года составители законопроекта решили, что даже старейшины частей города и частей волости не должны декларировать свои экономические интересы — несмотря на то, что посредством этих деклараций прежде выявлялись нарушения закона.

Так, например, осенью 2002 года Postimees, сравнивая декларации об экономических интересах старейшины Кесклиннаской части города Таллина Эрика Сийгура и его бывшей супруги Кристийны Оюланд, обнаружила, что последняя не внесла в декларацию являющуюся совместной собственностью часть дома в Таллине.

После этого Полиция безопасности вызвала министра иностранных дел и наказала ее за нарушение Закона о борьбе с коррупцией в порядке проступка предупреждением.

И все-таки, согласно последней, одобренной правительством версии законопроекта, старейшинам частей города и частей волости вновь вменено в обязанности декларирование своих экономических интересов.

Правительство одобрило проект нового антикоррупционного закона на прошлой неделе, однако официально он пока еще не передан парламенту.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: