В начале 1943 г. могло показаться, что с «Африка Корпс» вот-вот будет покончено, однако Роммель бросил своих ветеранов пустыни против не нюхавших пороху американцев.
Получилось так, что в начале 1943 г. состояние дел у войск альянса стран «Оси» в Северной Африке оказалось лучше, чем это представлялось всего два месяца назад, когда началось сражение под Эль-Аламейном. Гитлер, «моривший голодом» фельдмаршала Эрвина Роммеля тогда, когда тот протягивал руку к близкой победе, вдруг принялся вкачивать живую силу и военные материалы в «Тунисский плацдарм», по всей видимости, в надежде, что ему удастся задержать около него на длительный период англо-американские войска и сковать их действия. Генерал-полковник Юрген фон Арним с его 5-й танковой армией располагал около 100 ООО чел. и значительными силами бронетехники. и, хотя рубежи обороны тянулись на все 500 км от Средиземного моря до Гафсы и за нее, противнику приходилось действовать на таком же фронте, при этом снабжая свои армии по более протяженным линиям коммуникаций.
«Зеленее» неспелых яблок
Кроме всего прочего, союзнические армии делились на три не особенно хорошо взаимодействовавшие между собой группы. На северном участке сосредоточивались силы британской 1-й армии с очевидной целью осуществить бросок в направлении Бнзерты, г. Туниса и мыса Бон. Южнее располагались пока плохо вооруженные и все еше не забывшие двухлетней давности нападения британцев на Мерс-эль-Кебир французы. Далее на юг стояли задиристые, готовые драться и уверенные в своих силах, но совершенно неопытные американцы.
В последние недели 1942 г. фон Арним позаботился об усилении обороны путем вытеснения французов с перевала Пншон, примерно в 120 км южнее г. Туниса, одного из ключевых пунктов на участке Тунисского хребта, именуемом Восточный Дорсаль, — горной гряде, господствующей над прибрежном равнинои Туниса. В январе он вновь нанес удар по французам, выбросив их как из ущелья Фондук, так и из Пон-дю-Фахса, а на исходе месяца вынудил их отдать ему и Фаид. Теперь ключевые южные перевалы восточной части Тунисского хребта находились в его руках.
Тем временем на юге Рохшель завершил отвод войск от Эль-Аламейна через Египет и Ливию. Арьергарды занимали так называемую «линию Марет», ожидая подхода 8-й армии генерала сэра Бернарда Монтгомери. Роммель прекрасно понимал, что если он останется сидеть сложа руки, то скоро окажется зажатым между прежним и новым противниками — старым знакомым из Египта и американским II корпусом. Быстрые и решительные действия могли бы помочь разрешить проблему, и 4 февраля 1943 г. он предложил фон Арниму продолжить продвижение через Файл далее к Сбейтле, тогда как сам он ударит на запад к Гафсе, далее по направлению к Фернаие и, вероятно, если удастся уничтожить неопытных американцев, выйдет к Тебессе, а то и к самому побережью залива Бон, что дало бы возможность решительно и бесповоротно расколоть союзнические войска.
Американская контратака
В попытке хоть как-то исправить положение командир 1-й бронетанковой дивизии США генерал-майор Орландо Уорд развернул контратаку из Сбейтлы. Из 58 вступивших в бой «Шерманов» уцелело только четыре, всего же по итогам двух дней потери составили 98 танков, 29 орудий и 57 единиц полугусеничной техники.
Тем временем Роммель овладел Гафсой и подступил к Фериане, где царила невообразимая паника. В результате немцам достались склады горючего и других материалов, к огромной радости солдат, которые получили достаточно, чтобы продолжать продвижение. Сам же Роммель удостоверился в полной неопытности и тактической безграмотности противника, что убедило его в реальности собственных планов выйти по меньшей мере к Тебессе. Столь радужных перспектив перед Роммелем не открывалось с самых светлых дней броска к Эль-Аламейну.
После короткого совещания с начальством 18 февраля, Роммель провел перегруппировку и подготовку к броску на север в направлении Ле-Кефа, отправив дивизии старого доброго «Африка Корпс» через Кассерин и Сбибу, оставив при себе пока 10-ю танковую дивизию, рассчитывая использовать её на том участке, на котором создастся лучшая обстановка для достижения успеха.
Однако к тому времени на юг затыкать образовавшуюся и союзнических линиях брешь уже спешили британская 6-я бронетанковая дивизия и американская 34-я пехотная дивизия, тогда как генерал сэр Гарольд Александер, шокированный тем, что он увидел во время посещения штаба американского II корпуса, принял командование на себя. Он издал один простой приказ: нельзя бросать перевалы западной стороны Тунисского хребта (иначе Западный Дорсаль) — Сбибу и Кассерин надлежит удержать.
Операции «Фрюлингвинд» и «Моргенлюфт» завершились. Они обошлись союзникам почти в 10 000 чел. при потерях у альянса стран «Оси» 2000 чел., не говоря уже о тревоге, которая воцарилась в штабах союзников в Северной Африке.
Хронология
Под Кассерином Роммель стремился отрезать одни союзнические части от других, расколов их надвое, и спасти от грозившей им катастрофы войска альянса стран «Оси» в Северной Африке.
1943 г.
Январь. Фельдмаршал Роммель и генерал фон Арним, главнокомандующий войсками альянса стран «Оси» в Тунисе, планируют контрнаступление с целью сорвать продвижение союзников в глубь страны. Направление удара — американский участок между Гафой и Кассерином, задача — овладеть Тебессой и по возможности достигнуть залива Бон на северном побережье. Немцы намеревались окружить крупные силы союзнических войск или вынудить их отступить в западном направлении через Алжир.
15 февраля. Роммель дает старт атаке — операция «Моргенлюфт» («Утренняя прохлада») — по направлению к Гафсе, Фериане и Телепту.
18 февраля. Два коридора атаки сходятся под Кассерином, нанося тяжелый урон неопытным американским пехотинцам и танкистам. Путь через горы к Тате и Тебессе — двум ключевым целям наступления — лежит через Кассеринский перевал.
19—20 февраля. Смешавшиеся американские части на Кассеринском перевале не в состоянии сдержать «проникающих ударов» Роммеля. После тяжелых боев немцы 20-го числа овладевают перевалом, что позволяет им развивать успех по направлению к Тале и Тебессе. Войска Арнима действуют параллельно в направлении Сбибы и Ле-Кефа. Однако в тот же день начинается передислокация сил союзников на юг от Ле-Кефа в процессе подготовки к контратаке. Британская 6-я бронетанковая дивизия движется к Тате и Сбибе, а американская 1-я бронетанковая дивизия пытается остановить немцев в районе Тебессы.
21—22 февраля. Роммель концентрирует силы в Кассеринском перевале в ожидании союзнической контратаки, которой не последовало. Ближе к вечеру он возобновляет продвижение на север, но немцам уже приготовлена встреча в районе Тебессы, Сбибы и Талы. Во второй половине дня 22-го немцы приступают к отходу, после того как Роммель дает отбой наступательным действиям, потеряв 2000 чел. (между тем урон у его частей куда меньше, чем у союзников).
25 февраля. Кассерин вновь в руках союзников. Роммель переносит внимание на восток, где 8-я армия Монтгомери создает угрозу прорыва немецкой обороны на так называемой «линии Марет».
15 января. Немецкие и итальянские оккупационные войска в Югославии при поддержке хорватских фашистов приступают к координированным наступательным действиям против югославских партизан, прежде всего тех, которые действуют под руководством коммунистического лидера Тито.
27 января. ВВС США осуществляют первый налет на цели в Германии. Военно-морская база Вильгельмсхафен подвергается ударам 84 «Летающих крепостей» и семи бомбардировщиков «Либерейтор».
31 января. Командующий немецкой 6-й армией в Сталинграде фельдмаршал Фридрих фон Паулюс сдается русским с оставшимися в живых 91 000 чел. В ходе Сталинградской кампании немцы потеряли только убитыми 120 000 чел. Капитуляция становится своего рода поворотным пунктом «военной удачи» немцев. 3 февраля Гитлер объявляет трехдневный траур по всей стране.
8 февраля. Вкусивший всех «прелестей войны» город Курск освобожден советскими войсками Юго-Западного и Воронежского фронтов, которые менее чем за месяц продвигаются более чем на 150 км.
9 февраля. В целях подготовки к открытию второго фронта в Северной Европе президент Рузвельт увеличивает минимальную продолжительность рабочей недели в 32 ключевых отраслях промышленности до 48 часов.
18 февраля. Немецкий министр пропаганды Йозеф Геббельс делает публичное обращение к немецкому народу с призывом включиться в «тотальную войну» против союзников. Он пытается подстегнуть моральный дух немцев после поражения под Сталинградом.
28 февраля. Лаборатория немцев по созданию ядерного оружия в Норвегии сильно повреждена в ходе нападения норвежских коммандос. Вследствие чего Германия отброшена на годы в своих усилиях создать атомную бомбу.
Все 96 серий
Ещё:
День за Днём СЕРИИ 49-50: Сталинград
День за Днём СЕРИИ 47-48: Победа Монтгомери
День за Днём СЕРИЯ 46: Бросок к Волге
День за Днём СЕРИЯ 45: Операция «Торч»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий