среда, 19 октября 2011 г.

НАЦИСТЫ ПРОТИВ ГИТЛЕРА

Первое русское издание мемуаров Отто Штрассера

В ростовском издательстве «Феникс» в популярной серии «Исторические силуэты» вышла книга Отто Штрассера «Гитлер и я». Это первое издание на русском языке хорошо известных историкам мемуаров О.Штрассера, впервые изданных в Бостоне в 1940 году.

ОТТО ШТРАССЕР был одним из наиболее ярких представителей социалистического течения германского национал-социализма. В молодости Отто являлся активистом социалистической партии, а во время подавления капповского мятежа против Веймарской республики в марте 1920 г. командовал крупным соединением "красных" отрядов берлинских рабочих. Позже, разочаровавшись в политике социалистов, он вышел из соцпартии и стал одним из лидеров левого студенческого движения.

В сентябре 1920 г. старший брат Отто Грегор Штрассер, ставший первым гауляйтером нацистской партии, познакомил его с Гитлером. "Гитлер казался обыкновенным человеком, - вспоминает Отто Штрассер. - Его бледность свидетельствовала о недостатке свежего воздуха и физических упражнений". В присутствии генерала Людендорфа Гитлер подавленно молчал и лишь кратко отвечал на вопросы генерала: "Да, Ваше превосходительство" и "Так точно, Ваше превосходительство".

Грегор Штрассер - лидер левого крыла нацистской партии

Весной 1925 г., когда Грегор Штрассер стал руководителем северогерманских организаций НСДАП, Отто Штрассер вступил в нацистскую партию и возглавил газету "Берлинер арбайтер цайтунг", которая превратилась в главный орган социалистического течения НСДАП. "В области экономики мы выступали как против капитализма, так и против марксизма, - отмечает О.Штрассер. - ...Мы предлагали провести национализацию лишь тех материальных ценностей, которые могут умножаться лишь коллективными усилиями народа, именно земельного и промышленного имущества страны... Процветание страны необходимо обеспечить национализацией тяжелой индустрии и распределением крупных поместий в качестве государственного имущества. Наша программа предусматривала уничтожение прусского милитаризма".

Нацисты считали себя "партией рабочих".
Надпись на нацистском плакате:
"Рабочие, голосуйте за фронтовика ГИТЛЕРА!"

Вскоре редактором штрассеровского журнала "НС-Брифе" и личным секретарем Грегора Штрассера стал начинающий журналист Йозеф Геббельс, которого братья переманили из рейнской газеты "Народная свобода". Геббельс превратился в "самого ревностного апостола" национального социализма. "Я ненавижу капитализм в любой форме, как чуму...", - писал в это время будущий глава гитлеровской пропаганды. Другим близким сотрудником Штрассеров являлся безработный агроном Генрих Гиммлер, ставший личным адьютантом и порученцем Грегора Штрассера.

Заручившись поддержкой гауляйтеров, Штрассеры начали атаку на программу НСДАП. "Мы делаем из национал-социализма партию классовой борьбы, - записал в своем дневнике Геббельс. - Именно так. Капитализм должен быть назван своим именем". В конце 1925 г. Грегор Штрассер распространил проект новой партийной программы, которая должна была заменить устаревшие "25 пунктов" Гитлера и Федера. Штрассеровский проект включал требования национализации крупной промышленности и банков, экспроприации помещичьих владений, поддержки рабочего профсоюзного и забастовочного движения и другие леворадикальные лозунги. Во внешней политике Штрассер предлагал ориентироваться на союз с большевистской Россией против "капитализма и империализма Запада".

Демонстрация нацистов - сторонников Грегора Штрассера.
В центре - сам Грегор Штрассер (второй слева) и Йозеф Геббельс
Конференция северных организаций НСДАП в Ганновере 24-25 января 1926 г. поддержали штрассеровскую программу. Когда представитель Гитлера Готфрид Федер выразил протест против решения северных нацистов поддержать коммунистов и социал-демократов в борьбе за экспроприацию княжеских земель, Геббельс вскочил и прокричал:

- В этих условиях я требую, чтобы жалкий буржуа Гитлер был исключен из национал-социалистической партии!

В ответ Гитлер 14 февраля 1926 г. созвал своих сторонников на совещание в Бамберге. Фюрер потребовал отказаться от попыток ревизовать программу НСДАП и запретил поддерживать предложения об экспроприации княжеских земель.

Парад сторонников Гитлера в Веймаре, 1926 год.
Геббельс - уже по правую руку от фюрера...

Уже через несколько месяцев самый рьяный революционер Геббельс переметнулся на сторону Гитлера, за что получил пост гауляйтера Берлина. Грегор Штрассер также уступил фюреру и был назначен главой пропаганды НСДАП. В 1928 г. на службу к Гитлеру перешел Генрих Гиммлер, ставший рейхсфюрером СС. Лишь Отто Штрассер продолжал отстаивать социалистические принципы нацизма. "...Мы - социалисты, Гитлер же перешел на терминологию капиталистов, - убеждал он брата. ...Грегор, мы должны отказаться от сотрудничества с ним".

Открытый разрыв произошел в 1930 г., когда одна из газет О.Штрассера поддержала забастовку на саксонских предприятиях, владельцы которых финансировали Гитлера. 22 мая 1930 г. между Гитлером и Отто Штрассером состоялся резкий разговор. "Если вы хотите сохранить капиталистический режим, - заявил Штрассер, - то вы не имеете права говорить о социализме..." В ответ Гитлер обвинил Штрассера и его сторонников в марксизме. 4 июля 1930 г. Отто Штрассер и его приверженцы демонстративно вышли из нацистской партии под лозунгом "Социалисты уходят из НСДАП!".

Многое штурмовики, особенно в рабочих кварталах
Берлина, сочувствовали Штрассеру
Летом 1930 г. Отто Штрассер основал Боевой союз революционных национал-социалистов, который стал известен под названием "Черный фронт". Он издавал антигитлеровские листовки и памфлеты, печатал газеты, распространял компроментирующие материалы о Гитлере и других видных наци. В апреле 1931 г. Штрассер подбил на мятеж против Гитлера главу берлинских штурмовиков Вальтера Штеннеса. Штурмовики захватили здание геббельсовской газеты "Ангрифф" и объявили об отстранении Гитлера от руководства нацистской партией. К мятежу были готовы присоединиться некоторые гауляйтеры. Однако через несколько дней спешно прибывший в Берлин Гитлер уговорил большинство мятежников.

После захвата нацистами власти в январе 1933 г. Черный фронт ушел в подполье. На руководителей и активистов фронта обрушились репрессии: многие штрассеровцы были убиты или заключены в концлагеря. Сам Отто Штрассер едва избежал ареста, выехав из Берлина за несколько часов до захвата его квартиры гестаповцами.

В 1934 г. Гитлер приказал
убить Грегора Штрассера.
Его брата Отто фюрер до конца
жизни считал своим личным врагом
В мае 1933 г. Отто Штрассер, получив предупреждение от брата Грегора о готовящемся покушении, тайно перешел германо-австрийскую границу. Однако в Австрии нацистские агенты продолжали преследовать лидера Черного фронта. Вскоре Штрассер бежал в Чехословакию. В Праге антигитлеровские публикации и лекции Отто имели успех. Вскоре Штрассер при помощи своего друга Формиса основал в городке Захори близ Праги подпольную радиостанцию. Радио Черного фронта ежедневно транслировало на Германию компроментирующую информацию о Гитлере и его окружении. В январе 1935 г. спецгруппа гестаповцев совершила нападение на радиостанцию, в ходе которого был убит Формис. Самому Штрассеру пришлось быть предельно осторожным, чтобы избежать ловушек гестапо. "Я с улыбкой вспоминаю бутылочку с ядом в руках моего "верного" друга Константина, анонимные письма с приглашениями на любовные свидания и слишком откровенную попытку английского псевдожурналиста заманить меня на уик-энд в Судетскую область", - пишет лидер Черного фронта.


Несмотря на то, что оппозиция Черного фронта, по мнению большинства исследователей, не представляла серьезной угрозы для гитлеровского режима, сам фюрер очень опасался Штрассера. В апреле 1941 г. Вальтера Шелленберга, занимавшего в то время должность начальника контрразведки в центральном управлении гестапо, пригласил Гиммлер и заявил, что Гитлер требует устранить Отто Штрассера. "Гитлер ненавидит Отто так же, как ненавидел его брата Грегора, - сказал рейхсфюрер. - Он считает их обоих... своими личными врагами. Гитлер убежден, что Отто только и ждет возможности убить его и работает над осуществлением своих планов вместе с британской и американской секретными службами". Вскоре Гиммлера, Шелленберга и шефа Главного управления имперской безопасности Гейдриха вызвали в рейхсканцелярию.

Шеф контрразведки
Вальтер Шелленберг
получил от Гитлера
специальный приказ -
уничтожить Отто Штрассера
любыми средствами
- ...Я решил, - заявил фюрер, глядя на Шелленберга, - уничтожить Отто Штрассера любыми средствами. Задание это я приказываю выполнить лично вам.


Из сообщений агентов, внедренных в Черный фронт, стало известно, что Отто Штрассер должен был появиться в Лиссабоне. Для организации его убийства Шелленберг получил два крохотных пузырька с ядовитой сывороткой, созданной по заданию СД.

Две недели агенты гестапо и нанятые ими помощники пытались установить местонахождение лидера Черного фронта, однако все усилия были напрасны: Отто так и не появился в Португалии. Шелленберг вернулся в Берлин, а вскоре полет Гесса в Англию и подготовка к войне с Советским Союзом отвлекли Гитлера от преследования своего личного врага.
Отто Штрассер надолго пережил Гитлера. Во время войны он жил в Канаде, а в 1955 г. вернулся на родину, в Западную Германию. Умер "личный враг Гитлера" 27 августа 1974 г. в Мюнхене в возрасте 76 лет.
Имена Отто Штрассера и его брата Грегора в 70-80-х гг. были подняты на знамена европейскими "новыми правыми", которые видели идеал нонконформистского революционного движения - так называемого "Третьего Пути", - в раннем национал-социализме. Гитлеровский нацизм они считали оппортунизмом и извращением изначального якобы "чистого" национал-социализма.

Отто Штрассер в Западной Германии
С начала 90-х гг. небольшие группы сторонников "Третьего Пути" появились и в России. Так, ведущий теоретический журнал русских "новых правых" "Элементы", издаваемый Александром Дугиным, регулярно публикует материалы, пропагандирующие ранний нацизм, а Отто Штрассера именует "отвергнутым пророком Германии" .


Правда, сам Отто Штрассер уже в конце 30-х гг. радикально пересмотрел свои взгляды. "Народу Германии нужно народное сообщество... Ему нужна свобода в собственном доме, то есть демократическое самоуправление; ему нужна свобода за границей, то есть равные национальные права с другими народами. Народу Германии нужен новый политический, юридический и экономический порядок внутри страны; ему нужен мир в Германии, мир в Европе и мир во всем мире", - писал лидер Черного фронта в 1939 г. Будущее Германии и всей Европы он видел в возрождении христианских ценностей, восстановлении демократических свобод и замене "стремления к господству духом европейского сотрудничества".
--------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Комментариев нет: