понедельник, 24 октября 2011 г.

Eesti Gaas придется продать единую сеть

Газопровод между Таллинном и Кохтла-Ярве. Сейчас перед государством стоит вопрос о том, как поступить с владельцем газовой сети.
В конце ноября в правительство должен поступить законопроект, предписывающий фирме Eesti Gaas выставить на аукцион свою единую сеть. С большой долей вероятности ее покупателем станет предприятие по администрированию электросети Elering.

По неподтвержденным данным, Департамент конкуренции оценивает единую сеть Eesti Gaas в 25 миллионов евро. Это на треть ниже суммы, предложенной прошлым летом Министерством экономики. Департамент конкуренции принимает во внимание стоимость сети при согласовании тарифов.

На позапрошлой неделе Eesti Gaas провел встречу с представителями владельцев сети. По словам осведомленного о ходе переговоров источника, представители финского предприятия Fortum и немецкой фирмы EON Ruhrgas отнеслись к требованию продажи распределительной сети нейтрально, выразив озабоченность в основном по поводу возможности выручить в результате аукциона справедливую цену.

При этом точку зрения представителей Газпрома можно определить, как эмоционально нелегкое решение.

По словам члена правления предприятия Eesti Gaas Рауля Котова, в настоящее время ведутся переговоры и обсуждения по поводу разделения сети газоснабжения. «Как утверждает Министерство экономики, оно не планирует изъятия газовой сети, но предполагает ввести закон, чтобы к 2015 году разделить собственность — предприятие, занимающееся производством и реализацией, не сможет оставаться владельцем», — пояснил Котов.


Газовые проекты

Председатель комиссии Рийгикогу по вопросам экономики Кая Каллас отметила, что с нетерпением ожидает законопроекта о природном газе. «Изменение закона о газе не терпит отлагательств, все упирается в министерство», — утверждает она. «Для реализации директивы по закону о газе установлены определенные сроки, разумные сроки необходимо отвести и для внесения изменений», — полагает Каллас.

Главная проблема заключается в том, что государству делать с владельцем газовых труб, поскольку природным газом Эстонию по-прежнему снабжает исключительно российский Газпром.

В Эстонии сейчас остается два конкурирующих проекта по поставке сжиженного природного газа (LNG): программа терминала Ale­xela в Палдиски, а также намерение Elering и Tallinna Sadam создать с Мууга свой терминал LNG. Кажется, что проект Хейки Краниха по строительству терминала сжиженного газа уже не выдержал конкуренции.

Среди коммерсантов все чаще звучит идея создать для начала небольшой локальный терминал LNG. Его стоимость составила бы 125 миллионов евро. Правительство, пользующееся в Европе репутацией непревзойденного мастера по части финансирования государственного сектора, видимо, без труда смогло бы найти данную сумму.

В ноябре министрам будет представлен анализ ситуации на газовом рынке, подготовленный консалтинговой фирмой Pöyry. Эксперты рекомендуют Эстонии открыть для конкуренции газовый рынок и увеличить объемы потребления в стране природного газа.

Последняя рекомендация диаметрально противоположна и абсолютно противоречит прежней политике эстонского государства, более склонной придерживаться курса на уменьшение потребления природного газа по причине политических рисков.

Вопрос договоренности

Эксперты Pöyry советуют заменит сланцевые станции газовыми электростанциями. Электричество, произведенное с помощью последних в силу более низкого содержания СО2, было бы значительно более конкурентоспособным, чем электричество, получаемое на основе горючего сланца.

Одной из составляющих открытия рынка для конкуренции является регулирование цен со стороны государства, однако в стране имеется только один продавец природного газа. Важная роль отводится терминалу сжиженного природного газа LNG. Этот шаг хотя бы теоретически сделал крошечный газовый рынок Эстонии с общим уровнем потребления газа менее миллиарда кубометров в год более открытым.

Как Elering, так и частные предприниматели вынашивают план создания в Эстонии регионального терминала LNG, который мог бы, кроме отечественного рынка, обеспечивать газоснабжение Латвии, Литвы и Финляндии. Последний проект мог бы осуществиться при открытии газопровода между Эстонией и Финляндией.

Месяц назад, отвечая на запросы перед Рийгикогу, министр экономики Юхан Партс заявил, что стоимость крупного терминала LNG составила бы 375 миллионов евро, к которым следовало бы прибавить 258 миллионов евро на межгосударственные трубопроводы. От этой суммы 134 миллиона евро составила бы стоимость трубопровода между Эстонией и Финляндией.

Однако создание регионального терминала предполагает наличие межгосударственного соглашения. Если бы соглашение между Балтийскими странами было достигнуто, поддержку в строительстве такого объекта оказала бы Европейская комиссия, которая всего несколько дней назад утвердила широкомасштабную программу финансирования проектов в энергетической сфере.

На уровне данной программы основное внимание было уделено Rail Baltic, хотя неотъемлемой частью программы остаются решения в области развития энергетики. Еще в мае месяце комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер направил Партсу письмо, в котором рекомендовал ему для получения финансовой поддержки как можно быстрее достигнуть договоренности с балтийскими партнерами.

По мнению проконсультировавшего Postimees источника, нет никакой надежды, что правительства стран Балтии сумеют договориться, в какой именно стране мог бы располагаться региональный газовый терминал.

В силу внутриполитических факторов трудно представить такого министра, который отрапортовал бы своим избирателям об отказе от дорогостоящего проекта в пользу соседей.

Eesti Gaas

Владельцы Eesti Gaas:
• 1,75% — малые акционеры
• 37,02% — Газпром
• 33,66% — Ruhrgas GmbH
• 17,72% — Fortum Heat
• 9,85% — Itera Latvija
(Gazprom)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: