Советские мультфильмы времен Великой Отечественной мало чем отличаются от советских игровых фильмов той же эпохи. Это именно военные фильмы и мультфильмы – разновидность оружия. Образ врага доведен в них до гротеска. С врагом не может быть никаких компромиссов. Врага нельзя оставлять в живых. Захватчики – это нелюди. «Так убей же хоть одного. Так убей же его поскорей. Сколько раз увидишь его – столько раз его и убей!» - призывал читателей Константин Симонов в своем знаменитом стихотворении «Если дорог тебе твой дом».
Жестоко? Но не забывайте – в те годы вопрос стоял о выживании нашей страны и населяющих ее народов. Или мы или они. Третьего не дано.
Боевые страницы
Идеологическая и культурная подготовка к войне началась задолго до того, как 22 июня 1941 года захватчики пересекли границу нашей страны. Война неизбежна. Это понимали все – от дворника до генсека. Миллионными тиражами печатались книги наподобие «Первого удара» Шпанова. С экранов кинотеатров не сходили такие фильмы как «Если завтра война», «Глубокий рейд», «Эскадрилья номер 5». В этих произведения захватчики (не названные вслух немцами, но легко узнаваемые) терпели сокрушительные поражения в первые дни войны.
Мультфильм «Боевые страницы» - типичный агитационный мультфильм последних предвоенных лет. В нем ярко и образно пересказана история Гражданской войны. Мораль мультфильма проста – разгромили белых и интервентов. Разгромим и всех, кто посмеет вторгнуться в пределы нашей страны.
Стервятники
Мультфильм предельно прост – фашистские бомбардировщики-стервятники пересекают границу нашей Родины и получают то, что заслуживают от краснозвездных ястребков (легко узнаваемых «ишачков» - И-16). Мультфильм заканчивается знаменитым лозунгом – «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Удивляет выбор звуковой дорожки – за кадром звучит мелодия «Марша Артиллеристов». Хотя никакой артиллерии, даже зенитной, в кадре нет. Кстати, вопреки широко распространенному мнению «ишачки» последних модификаций в 41-ом году вовсе не были морально устаревшими самолетами. Да, по максимальной скорости они уступали «мессерам». Но на максимальной скорости бой никто не вел. А вот по маневренности «ишачку» равных не было.
Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины
Половину экранного времени фашистские сапоги топчут карту Европы – Чехословакия, Польша, Голландия, Дания, Франция … Кадры с сапогами иногда сменяются кадрами, в которых бомбы с нарисованными свастиками падают на все ту же многострадальную карту Европы. И вот, наконец, кровожадная свинья в мундире солдата Вермахта переходит границу нашей страны. И зрителю сразу становится ясно, что фашистскому сапогу нашей родины не топтать. За кадром звучит «Марш Танкистов» - «А если к нам нагрянет враг матерый, он будет бит повсюду и везде. Тогда нажмут водители стартеры и по лесам, по сопкам, по воде!». А в кадре быстроходные «бэтэшки» и трехбашенные Т-28 доказывают фашистам, что переходить границу нашей страны им не следовало. В момент создания мультфильма до Победы оставались долгих четыре года, но именно такие мультфильмы вселяли в жителей нашей страны уверенность в том, что Победа неизбежна.
Журнал Политсатиры
Мультипликационный киножурнал. Выпуск состоит из четырех сюжетов – «Чего хочет Гитлер?», «Бей фашистских пиратов!», «Бей врага на фронте и в тылу!» и «Крепкое рукопожатие». Чего хочет Гитлер? Конечно же, вернуть землю помещикам, а фабрики капиталистам. Чего он получит тоже понятно – скоропостижную смерть от советского штыка. Сюжет про фашистских пиратов радует своей психоделичностью – немецкие подводные лодки выглядят как акулы с танковыми башнями на спинах. Сюжет «Бей врага на фронте и в тылу!» посвящен фашистским агентам, заброшенным в советский тыл. Выглядят эти агенты как персонажи фильмов ужасов. И конец их ждет такой же, как и большинство кино-монстров – неизбежная смерть от руки положительных героев. А «Крепкое рукопожатие» посвящено заключению соглашения между Советским Союзом и Великобританией о совместных действиях против нацистской Германии – советский и британский солдаты жмут друг другу руки через всю карту Европы.
Киноцирк
Еще один анимационный киножурнал. На сей раз сатирический. Цирковое представление из трех номеров. Первый сюжет посвящен дрессировщику Адольфу и его собачкам – лидерам европейских стран – союзников Германии. Собачки с именами Муссолини, Хорти и Антонеску делают все, чтобы развеселить хозяина, а потом ожесточенно дерутся за брошенную им кость. Во втором сюжете Гитлер приходит просить благословения и совета у Наполеона. Надо заметить, что советская пропаганда в начале войны частенько сравнивала двух «великих полководцев». Схожий сюжет был в «Боевом киносборнике номер 2». А в песне «Гадам нет пощады» был такой куплет: «Гитлер ждал ответа от Наполеона. «Ты скажи, чем кончу я с Россией бой». Тот ему ответил из могилы сонно: «Я мой друг подвинусь, ты ложись со мной». Вот и в мультипликационном «Киноцирке» Наполеон тоже охотно готов подвинуться в своей могиле. Завершает выпуск киножурнала сюжет о Гитлере жонглирующем факелами, стоя на бочках с порохом. Каждая бочка символизирует одну из покоренных нацистами стран. В конце сюжета бочки, разумеется, взрываются. Заметьте, среди советских военных мультфильмов нет ничего похожего на Bugs Bunny Nips the Nips или Tokyo Jokio – мультфильмов, разжигающих межнациональную рознь. Чаще всего, главный отрицательный герой – бесноватый парень с усиками. Или же мы видим звероподобное существо, олицетворяющее собой фашизм. Речи о том, чтобы превратить Германию в «пространство без народа» в советских мультфильмах не идет. Ведь, как правильно подметил Сталин, «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается».
Ещё: Запрещённые мультики Второй Мировой. Часть I
Запрещённые мультики Второй Мировой. Часть 2 -----------------------------------------------------------------------------------------------------
Жестоко? Но не забывайте – в те годы вопрос стоял о выживании нашей страны и населяющих ее народов. Или мы или они. Третьего не дано.
Боевые страницы
Идеологическая и культурная подготовка к войне началась задолго до того, как 22 июня 1941 года захватчики пересекли границу нашей страны. Война неизбежна. Это понимали все – от дворника до генсека. Миллионными тиражами печатались книги наподобие «Первого удара» Шпанова. С экранов кинотеатров не сходили такие фильмы как «Если завтра война», «Глубокий рейд», «Эскадрилья номер 5». В этих произведения захватчики (не названные вслух немцами, но легко узнаваемые) терпели сокрушительные поражения в первые дни войны.
Мультфильм «Боевые страницы» - типичный агитационный мультфильм последних предвоенных лет. В нем ярко и образно пересказана история Гражданской войны. Мораль мультфильма проста – разгромили белых и интервентов. Разгромим и всех, кто посмеет вторгнуться в пределы нашей страны.
Стервятники
Мультфильм предельно прост – фашистские бомбардировщики-стервятники пересекают границу нашей Родины и получают то, что заслуживают от краснозвездных ястребков (легко узнаваемых «ишачков» - И-16). Мультфильм заканчивается знаменитым лозунгом – «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Удивляет выбор звуковой дорожки – за кадром звучит мелодия «Марша Артиллеристов». Хотя никакой артиллерии, даже зенитной, в кадре нет. Кстати, вопреки широко распространенному мнению «ишачки» последних модификаций в 41-ом году вовсе не были морально устаревшими самолетами. Да, по максимальной скорости они уступали «мессерам». Но на максимальной скорости бой никто не вел. А вот по маневренности «ишачку» равных не было.
Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины
Половину экранного времени фашистские сапоги топчут карту Европы – Чехословакия, Польша, Голландия, Дания, Франция … Кадры с сапогами иногда сменяются кадрами, в которых бомбы с нарисованными свастиками падают на все ту же многострадальную карту Европы. И вот, наконец, кровожадная свинья в мундире солдата Вермахта переходит границу нашей страны. И зрителю сразу становится ясно, что фашистскому сапогу нашей родины не топтать. За кадром звучит «Марш Танкистов» - «А если к нам нагрянет враг матерый, он будет бит повсюду и везде. Тогда нажмут водители стартеры и по лесам, по сопкам, по воде!». А в кадре быстроходные «бэтэшки» и трехбашенные Т-28 доказывают фашистам, что переходить границу нашей страны им не следовало. В момент создания мультфильма до Победы оставались долгих четыре года, но именно такие мультфильмы вселяли в жителей нашей страны уверенность в том, что Победа неизбежна.
Журнал Политсатиры
Мультипликационный киножурнал. Выпуск состоит из четырех сюжетов – «Чего хочет Гитлер?», «Бей фашистских пиратов!», «Бей врага на фронте и в тылу!» и «Крепкое рукопожатие». Чего хочет Гитлер? Конечно же, вернуть землю помещикам, а фабрики капиталистам. Чего он получит тоже понятно – скоропостижную смерть от советского штыка. Сюжет про фашистских пиратов радует своей психоделичностью – немецкие подводные лодки выглядят как акулы с танковыми башнями на спинах. Сюжет «Бей врага на фронте и в тылу!» посвящен фашистским агентам, заброшенным в советский тыл. Выглядят эти агенты как персонажи фильмов ужасов. И конец их ждет такой же, как и большинство кино-монстров – неизбежная смерть от руки положительных героев. А «Крепкое рукопожатие» посвящено заключению соглашения между Советским Союзом и Великобританией о совместных действиях против нацистской Германии – советский и британский солдаты жмут друг другу руки через всю карту Европы.
Киноцирк
Еще один анимационный киножурнал. На сей раз сатирический. Цирковое представление из трех номеров. Первый сюжет посвящен дрессировщику Адольфу и его собачкам – лидерам европейских стран – союзников Германии. Собачки с именами Муссолини, Хорти и Антонеску делают все, чтобы развеселить хозяина, а потом ожесточенно дерутся за брошенную им кость. Во втором сюжете Гитлер приходит просить благословения и совета у Наполеона. Надо заметить, что советская пропаганда в начале войны частенько сравнивала двух «великих полководцев». Схожий сюжет был в «Боевом киносборнике номер 2». А в песне «Гадам нет пощады» был такой куплет: «Гитлер ждал ответа от Наполеона. «Ты скажи, чем кончу я с Россией бой». Тот ему ответил из могилы сонно: «Я мой друг подвинусь, ты ложись со мной». Вот и в мультипликационном «Киноцирке» Наполеон тоже охотно готов подвинуться в своей могиле. Завершает выпуск киножурнала сюжет о Гитлере жонглирующем факелами, стоя на бочках с порохом. Каждая бочка символизирует одну из покоренных нацистами стран. В конце сюжета бочки, разумеется, взрываются. Заметьте, среди советских военных мультфильмов нет ничего похожего на Bugs Bunny Nips the Nips или Tokyo Jokio – мультфильмов, разжигающих межнациональную рознь. Чаще всего, главный отрицательный герой – бесноватый парень с усиками. Или же мы видим звероподобное существо, олицетворяющее собой фашизм. Речи о том, чтобы превратить Германию в «пространство без народа» в советских мультфильмах не идет. Ведь, как правильно подметил Сталин, «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается».
Ещё: Запрещённые мультики Второй Мировой. Часть I
Запрещённые мультики Второй Мировой. Часть 2 -----------------------------------------------------------------------------------------------------
1 комментарий:
по поводу мульта со стервятниками.
за первую неделю войны немцы в воздушных боях понесли потери в авиации подобных которым не несли не до ни после.И-16 и правда рулил.
Отправить комментарий