Победить в схватке с подлодками
Успех или неуспех войны в Европе полностью зависел от постоянного притока снабжения, доставляемого конвоями торговых кораблей, курсировавших между Новым и Старым Светом. Приоритетным вооружением, задействованным немцами в попытках перерезать артерии поступления всего необходимого противнику, стали подводные лодки, и «верховный вождь» подводников, адмирал Карл Дениц, хорошо понимал, на что способны его субмарины. Еще до своего назначения на должность командующего подводным флотом в 1935 г. он разработал групповую тактику применения подлодок (тактику «волчьих стай»), затем четко определил, какие типы материальной части более подходят для ближних или, напротив, дальних операций, равно как то, какое количество требуется для разгрома правильно организованной конвойной системы. Но даже после Англо-германского соглашения о морских вооружениях 1935 г., которое позволяло немцам значительно раздвинуть рамки производства субмарин, обстоятельства не позволили в полной мере реализовать замыслы Деница. В результате, в то время как по состоянию на сентябрь 1939 г. подводному флоту требовалось 300 судов, закончено было всего 56, из которых только немногим более 20 годились для применения в океанских просторах. Когда потери превысили поступления, к февралю 1941 г.. в строю для оперативного применения о-тались только 22 лодки.
После падения Франции в июне 1940 г. Дениц получил возможность действовать из портов Бискайского залива, что сокращало время в пути к целям и фактически позволяло увеличить сосредоточения. Конвои поэтому стали следовать маршрутами к северу от Ирландии, тогда как появление все большего количества морских самолетов дальнего действия вынуждало подводные лодки действовать дальше к западу. До сих пор союзнические потери выражались еще как-то приемлемой цифрой в 630 000 больших регистровых тонн (1 б.р.т. =1016 кг), между тем стали появляться «асы», вроде Гартманна с его U-37, который 9 июня 1940 г. привез после 26-дневной охоты «ягдташ» с 43 ООО б.р.т. Низкие по силуэту субмарины с их невысокими рубками не обеспечивали подводникам хорошей видимости, затрудняя им поиск целей, а просьбы Деница наладить регулярные поисковые полеты по обнаружению конвоев по большей части оставались гласом вопиющего в пустыне. Надежды использовать помощь итальянских лолоксбазы в Бордо (после июля 1940 г.) тоже не оправдались — конструкции субмарин оказа-лись не пригодными для этой пели, к тому же вошли в противоборство разные национальные характеры.
В январе 1941 г. в подчинении у Ленина очутилась I/КG40 (1-я группа 40-го боевого (бомбардировочного/торпедоносного авиакрыла), часть Люфтваффе, укомплектованная машинами "№Фокке-Вуль" Fw 200 «Кондор»_ которые не только сами могли топить «торговцев», но и информировать о прохождении конвоев капитанов субмарин.
Первая результативная групповая атака на атлантические конвои имела место в сентябре 1940 г.. когда CS2 и НХ72 потеряли вместе 17 кораблей общим водоизмещением около 100ООО б.р.т. Нападение проходило ночью из надводного положения, когда подлодки из-за низкого силуэта становились почти невидимыми, а в то же время их скорость позволяла передвигаться быстро и маневрировать, тогда как гидролокаторы эскорта оказывались бесполезными.
Несмотря на посвященные теме публикации Деница в предвоенный период, британцы не располагали планами но противодействию подводной угрозе, и командиры вроде Кречмера, Шепке, Прина и Кунке быстро начали делать себе имена. Поначалу союзники искали спасения в освещении, используя мощные прожекторы вроде «Снежинки», однако настоящее решение принесли радары, начавшие поступать на вооружение в первые месяцы 1941 г. Чем дальше, тем большую роль в охране торговых караванов стали играть самолеты, в то время как высокочастотные пеленгаторы, или в просторечии «Хафф-Дафф», эскортов обратили важное оружие Деница, делавшего упор на постоянные радиоконтакты между субмаринами, против него самого.
Несмотря на ряд чувствительных ударов, конвои в большинстве своем ухитрялись проскакивать без особых неприятностей, а по мере течения 1941 г. появилась возможность непосредственного прикрытия караванов на всем пути их следования. Более того, тогда как опыт командиров союзнических эскортов возрастал, у немцев наблюдалась иная тенденция — «асы» уходили, а на смену им шли новички. Продолжительное наступление на подводников в Бискайском заливе послужило толчком к внедрению поразительной технической новинки. Немцы увеличили защищенность лодок за счет шноркелей — устройств для подачи воздуха и вывода отработанных газов, обеспечивающих работу дизелей подлодки (когда она шла на небольшую глубину, верхняя часть устройства выходила на поверхность моря). Однако при этом им приходилось действовать в погруженном положении, что значительно снижало мореходные характеристики. Все чаше и чаше субмарины, приблизившись к конвою, сталкивались с палубной авиацией эскортных авианосцев, тогда как крейсирующие группы эскорта всегда находились в готовности в случае опасности следовать на усиление непосредственного сопровождения.
В марте 1943 г. тоннаж потерь достиг 500 000 б.р.т.. однако с этого момента накал наступательных действий немцев в подводной войне пошел на убыль. Только в период с мая немцы потеряли 123 лодки, тогда как в строй вошло лишь 98. Несмотря на это, численность субмарин с середины 1943 г. и до окончания враждебных действий оставалась высокой — свыше 400 единиц. Между тем эффективность действий подводников в Северной Атлантике очень заметно снизилась. Победа в битве за Атлантику, как считают, является одним из наиболее важных достижений в войне, сражение это обошлось союзникам в 12 миллионов б.р.т.. что превышает половину потерь гражданских судов за время всего конфликта.
Хронология
Соединенное Королевство просто не могло позволить себе проиграть войну между атлантическими конвоями и «волчьими стаями» германских подводных лодок. Если бы такое произошло, страна была бы фактически обречена или иа голодную смерть, или на капитуляцию.
3 сентября. U-30 пускает ко дну британский лайнер «Атения» на пути между Глазго и Монреалем. Гибнет 112 чел. Судно становится первой жертвой подводной воqны во Второй мировой.
5 сентября. Подлодка топит первый сухогруз — «Боснию».
6 сентября. Первый случай, когда «торговцы» следуют через Атлантику в рамках системы конвоев — 36 кораблей идут строем по четыре.
1940 г.
6 июля. В результате падения Франции в прошедшем месяце, немецкие подводные лодки перебазируются во французские прибрежные порты. Первое такое «гнездо» появляется в Лорьяне.
17 августа. Гитлер приказывает подводникам обеспечить полную блокаду блокаду Соединенного Королевства, давая им право нападать на любое торговое судно, входящее в британские воды или приближающееся к ним.
20 сентября. Немецкие подводные лодки приступают к действиям «волчьими стаями», используя до 20 субмарин для массированных ударов на один конвой.
Октябрь. Темпы потерь торговых судов достигают 60 ООО тонн в месяц. Только 18—19 октября шесть подлодок пускают на дно 36 кораблей в двух конвоях.
1941
11 марта. В Вашингтоне президент Рузвельт подписывает закон о лендлизе. Закон санкционирует оказание правительством США военной помощи и поставок снабжения государствам, ведущим противоборство с альянсом стран «Оси». Чтобы программа лендлиза действовала, необходимо поддерживать в работоспособном состоянии атлантические коридоры.
10 апреля. Американский эсминец «Ниблек» открывает огонь по подводной лодке, которая вторгается на охраняемую территорию США. Так происходит первое во Второй мировой боевое соприкосновение между американцами и немцами.
27 мая. Конвой НХ129 пересекает Атлантику — первый караван, сопровождаемый боевыми судами на всем протяжении пути.
1942 г.
Январь. Немецкий подводный флот достигает численности в 331 субмарину, в сравнении с 21 лодкой в начале 1940 г. Между январем и мартом у восточного побережья Соединенных Штатов ко дну идут 216 кораблей.
14 мая. В конечном итоге и США берут на вооружение систему конвоев для Трансатлантического судоходства, а также вводят режим затемнения на восточном побережье.
Июнь. Самый худший месяц войны для союзнического судоходства. Объем тоннажа потерь достигает 834 ООО тонн.
19 июля. Все немецкие субмарины, действовавшие у восточного берега Соединенных Штатов, переброшены на перехват конвоев в Северной Атлантике.
1943 г.
14 января. КВВС приступают к бомбардировкам баз подводных лодок в Шербуре и Лорьяне в попытке снизить активность подводного флота Германии.
Февраль. Президент США приказывает выделить 250 самолетов пи борьбы с подводными лодками на Атлантическом ТВД.
24 мая. Дениц отзывает все подлодки с севера Атлантики.
Июнь 1943—май 1945 гг. Немецкие подлодки возвращаются в Атлантику малыми группами, чтобы наносить беспокоящие удары по британскому судоходству и заставлять противника снимать больше судов сопровождения с других ТВД. Несмотря на применение новых технологий, — например, самонаводящихся торпед или шноркелей, позволяющих дизелям подлодки «дышать» под водой, — субмарины все равно несут большие потерн, не причиняя особого ущерба союзническим конвоям. После дня «Д», высадки 6 июня, подводники лишились части баз на французском берегу. В апреле 1945 г. ВМФ США пустил на дно четыре субмарины вблизи восточных берегов Америки, что стало одной из последних операций с участием подлодок на Атлантическом ТВД.
Международные события 1939 г.
Немецкий «карманный линкор» «Граф Шпее» затоплен командой после того, как корабли Королевского ВМФ загнали его в ловушку в гавани Монтевидео (Уругвай).
1940 г.
3—7 июля. Один французский линкор потоплен и два других повреждены в результате нападения Королевского ВМФ на базы в Оране и Мерс-эль-Кебире в Алжире из опасения, как бы немцы не воспользовались этими кораблями после падения Франции.
1941 г.
27 мая. После пяти дней преследования и боев Королевский ВМФ наконец уничтожает немецкий линкор «Бисмарк».
21 июля. Британский ВМФ приступает к операции «Сабстенс» — доставке морем снабжения с Гибралтара на подвергающийся интенсивным ударам неприятеля остров Мальта.
7 декабря. Тихоокеанский флот США в Перл-Харборе на Гавайях подвергается опустошительному рейду японской морской авиации с шести авианосцев. Совершенно выведены из строя шесть линкоров, еще множество судов потоплено или серьезно повреждено.
1942
4—8 мая. Битва в Коралловом море на Тихом океане завершается потоплением американского авианосца «Лексингтон», тогда как у японцев тоже гибнет один авианосец, другой получает серьезные повреждения. Японцам приходится отменить запланированное вторжение в Папуа—Новую Гвинею.
4—7 июня. Битва за Мидуэй на Тихоокеанском ТВД. В решающем морском боевом соприкосновении на Тихом океане ВМФ США уничтожает четыре авианосца противника — половину обшей численности всего японского парка авианосцев.
Все 96 серий
Ещё:.
День за Днём СЕРИИ 59-60: Операция «Хаски»
День за Днём СЕРИИ 57-58: Швайнфуртские рейды
День за Днём СЕРИИ 55-56: На задание в ночь
День за Днём СЕРИИ 53-54: Курск
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий