четверг, 20 октября 2011 г.

Вторая мировая война - День за Днём СЕРИИ 57-58: Швайнфуртские рейды

После атаки в августе Швайнфурт вновь подвергся налету в
октябре, что обошлось американцам еще в 60 бомбардировщиков.
Запечатленную тут "Летающую крепость" готовят к участию в
третьей атаке, которая проводилась в следующем феврале, но
на сей раз при жизненно важной поддержке эскортных
истребителей дальнего действия.
Битва над Германией.

Август 1943 г. Свыше 300 «Летающих крепостей» В-17 участвует в налете на Швайнфурт — центр немецкого шарикоподшипникового производства. Однако американцы идут без эскорта, тогда как Люфтваффе готовы к встрече.

Изначальный план по уничтожению жизненно важного немецкого шарикоподшипникового производства с центром в Швайнфурте получил название «Операция «Джаглер». В рамках акции предполагалось задействовать около 150 самолетов «Боинг» В-17Р из состава 4-го крыла (тяжелых) бомбардировщиков для ударов по крупному заводу «Мессершмитт» в Прюфенинге (Регенсбург) с последующим перелетом на базы в Северной Африке, а также намечался немного более поздний взлет 230 В-17Р из 1-го бомбардировочного крыла, которым предстояло атаковать Швайнфурт. Прикрытие для участников налета на Регенсбург вплоть до Брюсселя должны были осуществлять британские и американские истребители «Сьюпермарин Спитфайр» и «Рипаблик» Р-47. Таким образом командование рассчитывало оттечь основные силы вражеских истребителей, заставить их истратить горючее и боеприпасы, вынудив затем отправляться на базы для дозаправки и перевооружения, что исключило бы возможность их нападения на бомбардировщики, задействованные в основной операции против Швайнфурта.

С самого начата операции, стартовавшей 17 августа, плохая погода расстроила все так тщательно выверенные планы. Обложной туман над летными полями 4-го бомбардировочного крыла привел к задержке начала рейда на Регенсбург, но они все же получили приказ на взлет, чтобы иметь возможность достигнуть североафриканских баз в светлое время суток. Однако машины I-го бомбардировочного крыта на более отдаленных от побережья аэродромах в Соединенном Королевстве, где туман держатся дольше, подняться в воздух только тремя с половиной часами позже, когда истребители прикрытия уже сели для дозаправки. Таким образом строй 4-го бомбардировочного крыла привлек все внимание немецких ПВО. что привело к потере 24 В-17 (из 94-й, 95-й. 96-й. 100-й. 385-й, 388-й и 390-й бомбардировочных групп) из 146 самолетов, которые появились над вражеским берегом.

Ощетинившийся защитным пулеметным вооружением «Боинг» 8-17 "Летающая крепость". Имя свое машина получила в 1935 г., когда в воздух поднялся первый опытный образец и когда считалось, что вооруженный целой пулеметной батареей тяжелый бомбардировщик сумеет отразить атаку противника без помощи истребительного сопровождения. На этом В-17Р маркировка 91-й бомбардировочной группы, которая принимала участие в неудачном рейде 17 августа.
Самолеты возвращаются

К тому моменту, когда строй 1-го бомбардировочного крыла достиг бельгийского побережья, немцы успели довооружить и дозаправить свои истребители и могли вновь вступать в дело. Кроме того, отозванные ранее для прикрытия других объектов на территории рейха истребители теперь освободились и имели возможность принять участие в отражении налета на Швайнфурт. Когда 230 В-17Р из 91-й, 92-й,303-й,305-й,306-й, 351-й. 379-й. 381-й и 384-й бомбардировочных групп вошли в воздушное пространство Бельгии, головной строй из 60 бомбардировщиков подвергся волновым атакам истребителей из JG 26, за которыми последовали машины JG 2, JG 3 и I/JG 5. Прежде чем первый строй достиг целен и отбомбился по ним в 14.57. он потерял 21 самолет, тогда как семь других вернулись, так и не отработав по целям. В общем и целом, несмотря на активное истребительное противодействие, в бомбардировке приняли участие 183 В-17. Когда 1-е бомбардировочное крыло вернулось на базы, оно недосчиталось 36 самолетов вместе с 371 членом экипажей; 19 машин В-17 пришлось надолго вычеркнуть из списков годного к боевому применению летного парка.

Данные проведенной затем разведки показали, что нанести повреждения удалось только двум из пяти важнейших шарикоподшипниковых заводов (УКР и КОР): послевоенный анализ дал возможность установить? что производство продукции снизилось только на 21 процент, причем на период не более трех недель.

Поражающие воображение «хвосты» инверсионных следов, оставляемые сопровождением армады бомбардировщиков во время дневных налетов, не вызывали у экипажей чувства эстетического наслаждения, так как издалека оповещали противника об их приходе. Никакое толстое кожаное обмундирование костюмов не могло спасти от пробиравшего до костей холода на высоте 6000 м и более. Обморожение всегда являлось реальной опасностью, особенно для стрелков бортовых установок, занимавших места у открытых люков. Поскольку атаки вражеских истребителей отражали сразу многие стрелки ВВС США, получалось, что претензии на сбитые машины противника со стороны американцев количественно превышали всю численность истребительного парка Люфтваффе. Это и преувеличенный оптимизм в отношении эффективности бомбардировок побуждали ВВС США и дальше держаться концепции проведения операций без сопровождения в дневное время, несмотря даже на то, что части их уже понесли большие потери над Швайнфуртом.

Примечательным подтверждением признания самими американцами факта неудачи рейда стаkо отсутствие упоминания групп 1-го бомбардировочного крыла в списке отличившихся частей, тогда как группы 4-го бомбардировочного крыла, которые отбомбились по Регенсбургу, заслужили это высокое поощрение.

После изучения отчетов о проведении операции стало совершенно очевидным, что при существующей способности немцев решительно противостоять дальним дневным рейдам проведение их обречено на неуспех. В качестве первой меры было ускорено поступление в действующие части В-170 с усиленным носовым защитным вооружением (в «подбородочной- башенке): второе, что сделало летное начальство, — прибегло к увеличению количества эскортных истребителей («Рипаблик» Р-47 и «Локхид» Р-38) за счет применения на них более крупных внешних топливных баков, в итоге же борьба за обеспечение максимальной безопасности операций привела к вводу в действие превосходного "Норт Америкен" Р-511).

Цвухмоторный тяжелый истребитель "Мессершмитт" Вf 110 "Церштерер" (уничтожитель) перенес трудные времена в ходе битвы за Британию. Он, однако, остался в строю как истребитель-бомбардировщик, а также успешно применялся против действовавших без сопровождения тяжелых бомбардировщиков да тех пор, пока в 1944 г. не появились эскортные истребители дальнего действия "Тандерболт" ("Рипаблик" Р-47) и "Мустанг".
Рассредоточение производства

Американцы не знали, что их налет на Швайнфурт 17 августа подтолкнул немцев приступить к рассредоточению подподшипниковых заводов по всей Германии. Второй крупный рейд планировалось провести 14 октября силами 420 В-17 и «Консолидейтед» В-24. Снова сказалась плохая погода, помешавшая В-24 и В-17 действовать совместно, а потому первые получили задание выполнить отвлекающий маневр над Северным морем. Таким образом, к Швайнфурту отправился только 291 В-17, при этом I-я дивизия шла почти прямым маршрутом к цели, а следующая за ней 3-я дивизия перемешалась по кривой с целью сбить с толку противника в отношении истинных намерений операции. Поэтому получилось так, что первому соединению больше всех досталось от немецких истребителей. Так, 305-я бомбардировочная группа потеряла ни много ни мало 14 из 17 самолетов. Снова катастрофа — еще 60 американских бомбардировщиков пали жертвами Люфтваффе, в основном пилотов из I Ягдкор (1-го ис-требительного корпуса). По грустной иронии, на сей раз результаты бомбардировок получили превосходную оценку, хотя в большинстве уничтоженных зданий важные промышленные мощности уже отсутствовали. Стрелки американских В-17 претендовали на уничтожение 288 вражеских истребителей, однако подтверждение нашли не более чем 53 случая.

Возвращение в Швайнфурт

1-я дивизия ВВС США вновь посетила небо над Швайнфуртом 24 февраля 1944 г., когда 238 В-17Р и В-170, на сей раз при сопровождении истребителей дальнего действия, отправились с аэродромов в долгий полет над Германией и вернулись домой, потеряв только 11 машин. Теперь и КВВС приняли участие в операции, и в ту же ночь 663 «Хэндли Пэйдж Галифакса» и «Авро Ланкастера» сбросили на вражеские объекты 2000 тонн бомб. В ночь с 30 на 31 марта 1944 г., в ходе неудачного налета КВВС на Нюрнберг, более чем 100 «Галифаксов» и «Ланкастеров» сбросили 400 тонн бомб в районе Швайнфурта, по ошибке приняв его за Нюрнберг. Дальнейшие атаки В-17 и В-24 из состава 8-й воздушной армии США против Швайнфурта проходили 21 июля и 9 октября 1944 г., а последняя операция осуществлялась средними бомбардировщиками 9-й армии США в апреле 1945 г.
Швайнфурт, на долю которого выпало тяжелое испытание огнем и железом американских бомбардировок, прекрасно показывает стратегические недостатки в планировании союзнических бомбовых кампаний: нельзя достигнуть решительных результатов путем проведения бомбардировок в условиях отсутствия точных данных разведки и без учета возможности врага рассредоточивать производство, а также без завоевания и поддержания превосходства в воздушном пространстве противника.

Обломки сбитого немецкого истребителя «Мессершмитт», дымясь,
пролетают мимо «Летающих крепостей» во время рейда 17 августа
на объекты в Швайнфурте.
Хронология

Рейды ВВС США на Швайнфурт изменили характер союзнической бомбардировочной кампании против Германии. Несмотря на заметное воздействие на немецкое шарикоподшипниковое производство, потери в самолетах достигали порой 30 процентов. После налета 14 октября стратегические бомбардировки объектов в Германии приостановились почти на четыре месяца.

1943 г.

Июнь. Объединенный комитет начальников штабов союзников издает директиву, в которой проясняет тактику совместных наступательных действий против Германии силами американской и британской бомбардировочной авиации. Приоритетным направлением в директиве названо уничтожение немецких Люфтваффе путем нанесения ударов по объектам самолетостроения и смежных производств. Двумя обозначенными в связи с этим важнейшими объектами становятся шарикоподшипниковый завод в Швайнфурте и авиазавод в Регенсбурге.

17 августа. Первый налет на Швайнфурт п Регенсбург. В соответствии с планом 230 самолетам 1-го бомбардировочного крыла ВВС США предстояло атаковать производства в Швайнфурте, тогда как 146 самолетам 4-го бомбардировочного крыла - наносить удар по Регенсбургу. Истребительный эскорт обеспечивался только до границ Германии.

05.30. Запланированный на 05.30 взлет откладывается по причине плохой погоды, что роковым образом сказывается на итогах операции. Поскольку двум авиакрыльям пришлось подниматься в воздух в разное время, немцы получили возможность атаковать обе колонны ВВС США поодиночке.

06.20. 4-е бомбардировочное крыло, которому предстояло приземлиться в Северной Африке, не могло ждать и приступило к взлету, поскольку иначе ему пришлось бы садиться в тем-ноте. В 08.00 его самолеты уже вели ожесточенные бои с немецкими истребителями в небе над Францией и затем отражали нападения противника на всем протяжении полета к целям в Германии.

Больше всех страдало от налетов на Швайнфурт гражданское
население - 40 ООО жителей города. Мучения их прекратились
только тогда, когда в апреле 1945 г. городом овладели части
американской 7-й армии.
11.18. Взлетает 1-е бомбардировочное крыло. Немцы, которые уже начеку после первого эшелона, отправляют против американцев все имеющиеся в распоряжении истребители — около 250 машин.

11.46-12.09. 4-е бомбардировочное крыло приступает к боевой работе по объектам Регенсбурга.

15.00. Самолеты уже понесшего тяжелые потери 1-го бомбардировочного крыла сбрасывают полезную нагрузку над Швайнфуртом.

16.50. Уцелевшие самолеты участников рейда против Регенсбурга начинают приземляться на базах в Северной Африке. Потеряно двадцать четыре самолета.

18.00. Американские самолеты, возвращающиеся после атаки Швайнфурта, прибывают на базы в Соединенном Королевстве. 36 самолетов сбиты.

14 октября. Повторный налет на Швайнфурт осуществляет 291 бомбардировщик В-17 13-го бомбардировочного крыла ВВС США. Американские самолеты поднимаются с баз в Соединенном Королевстве около 10.00. Вновь их встречают немецкие истребители, которые на сей раз дожидаются, пока большая часть сил сопровождения не повернет назад у немецких границ. Бомбардировка проходит успешно — около 25 процентов площадей шарикоподшипниковых производств уничтожено. Однако из 291 самолета, покинувшего Соединенное Королевство. 60 не возвращаются обратно — уровень потерь вновь неприемлемый. В итоге ВВС США приостанавливают дальние рейды в Германию до так называемой "Большой недели" — налетов февраля 1944 г.

После рейдов 1943 г. союзнические бомбардировщики периодически навещали Швайнфурт. Этот снимок сделан в ходе налета 13 апреля 1944 г., когда авиация попыталась разрушить находившиеся в процессе восстановления промышленные предприятия Швайнфурта.
Международные события 1943 г.

17 августа. Американские войска вступают в Мессину (на севере Сицилии), что фактически является завершающим эпизодом Сицилийской кампании, начатой амфибийными высадками на южном берегу 10 июля.

18 августа. Новая Гвинея. В ходе массированного воздушного налета американской авиации уничтожаются 150 японских самолетов в Веваке. Потери противника обеспечивают США почти полное господство в воз¬духе над Новой Гвинеей.

18 августа. КВВС бомбят центр разработки немецкого ракетного вооружения в Пенемюнде, уничтожая продукцию и производственные мощности, а также более 700 работников.

12 октября. Португалия дает разрешение союзникам использовать атлантические морские и авиационные базы на Азорских о-вах. Это позволяет противолодочным патрулям
союзнической авиации охватить район, прежде остававшийся для них недоступным.

13 октября. Американские войска в Италии прокладывают себе путь через реку Вольтурно около Неаполя.

13 октября. Маршал Бадольо, ставший итальянским лидером после свержения Бенито Муссолини, объявляет о том, что Италия выходит из альянса стран «Оси» и переходит на сторону союзников.








Все 96 серий

Ещё:.
День за Днём СЕРИИ 55-56: На задание в ночь
День за Днём СЕРИИ 53-54: Курск
День за Днём СЕРИЯ 52: Харьков
День за Днём СЕРИЯ 51: Кассеринский перевал
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: