продолжение...
Дон Антонио Салазар, премьер Португалии и диктатор, воплощение авторитарного патернализма. «Нейтральный» союзник Британии на Пиренейском полуострове |
Первым испанским шпионом, работавшим на абвер и его тамошнего шефа, доктора Ганса Хеберлейна, был некий Хосе Кеай, наполовину гибралтарец, поддерживавший контакты с фалангистами в Ла-Линеа. Первые подозрения пали на Кеая еще в 1936 г., но арестовали его только 4 марта 1942 г. Шпиона доставили в Лондон, приговорили к смерти за измену и 7 июля повесили в уэндсуортской тюрьме – в соответствии с законом от 1940 г.
Абвер на этом не остановился. В ноябре 1942 г. к офицеру по безопасности Кирби Грину обратился житель острова Чарлз Данино, сообщивший о некоем испанце по имени Луис Гордон-Куэнсой. Этот испанец угрожал неприятностями жене Данино, если тот откажется выполнить для него какую-то работу. Грин пообещал выяснить личность испанца и вскоре установил, что 27-летний Луис Гордон-Куэнса работает в «Империал фрут шоп» на Мейн-стрит и ничего подозрительного за ним не числится. Хозяин магазина, венгр, был человеком, в лояльности которого никто давно не сомневался. Получалось, что если Гордон-Куэнса действительно шпион и саботажник, то действует он по собственной инициативе. 22 июня 1943 г. Куэнса позвонил Данино и назначил встречу на 18:00 следующего вечера.
Место встречи, Променад, было выбрано не случайно, поскольку там всегда гуляли толпы горожан. В половине шестого вечера Грин, Медлам и Адамсон собрались в кабинете коменданта, окна которого выходили на выбранное Куэнсой место. Данино появился раньше и сел на скамейку. Куэнса приехал на велосипеде десятью минутами позже и сел рядом с Данино. Адамсон, в форме, но без оружия, подошел к парочке и грозным голосом осведомился, что они тут делают. Растерявшийся Куэнса пробормотал, что они пришли посмотреть футбол. Адамсон сообщил, что он смотрит не футбол, а хоккей, схватил ошеломленного испанца за руку. Подоспевшие полицейские увели Данино. При обыске в штабе МИ-5 в карманах испанца нашли детонаторы, которые он собирался передать Данино. Детонаторы были замаскированы под авторучки – таким приемом абверовцы пользовались часто. Тем временем полиция провела обыск в магазине и нашла в туалете взрывчатку.
Солдаты Испанского Марокко в районе Гибралтара |
Когда Куэнсе предъявили найденную взрывчатку, он сломался и признался, что работает на абвер. Испанец утверждал, что его семья погибла во время гражданской войны и что офицер-фалангист Блас Кастро пригрозил, что убьет всех родственников, если Куэнса не согласится служить новому режиму. Потом его отвезли в Альхесирас, где два немца, друзья Кастро, пообещали тысячу фунтов стерлингов, если он доставит на Гибралтар взрывчатку и детонаторы. За согласие устроить саботаж обещали еще больше. Куэнсу судили и повесили 11 января 1944 г. Данино получил медаль.
Швейцария, Турция и Испания были, несомненно, самыми важными шпионскими центрами из всех нейтральных стран Европы, но тайная война разворачивалась и на других полях сражений, где сталкивались СИС и абвер. Немалое число немецких агентов обосновалось в Ирландии, хотя никаких впечатляющих успехов они там и не достигли. Операция, предусматривавшая серию диверсионных актов против американских подлодок в Северной Ирландии, так и не была осуществлена, хотя несколько отобранных для нее агентов высадились затем на парашютах в Эйре (Ирландии). Перед войной ИРА сотрудничала с абвером в сборе разведывательной информации, но в 1941 г. это сотрудничество прекратилось, и угроза Британии со стороны Ирландии заметно уменьшилась. Цель ИРА заключалась в том, чтобы использовать военную силу для избавления от британского «ига», но ее деятельность во время Второй мировой войны расходилась с позицией официальной Эйре (Ирландии со столицей Дублином), придерживавшейся строго нейтральной позиции.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий