«Незалежной»,чтобы войти в Евросоюз, может понадобиться 100 лет
21 марта Украина и Евросоюз (ЕС) подписали в Брюсселе политические главы соглашения об ассоциации. Характерно, что подписание экономического, самого важного для Украины пакета соглашений, отложено до лучших времён. Пока – до президентских выборов в «незалежной» 25 мая.
Европейцы вообще в отношениях с «восточными партнёрами» любят, попросту говоря, тянуть кота за хвост. Можно вспомнить, сколь долго шли переговоры между Россией и ЕС о введении безвизового режима. В итоге, это окончилось пшиком.
Однако с Украиной ситуация более серьёзная и многоплановая: Европе очень бы не хотелось отдавать её целиком в сферу влияния России. Однако и ущерба собственным экономическим интересам допустить не хотелось бы.
Пойдет ли Евросоюз, чтобы навсегда или надолго отвадить «незалежную» от России, на такие смелые шаги, как, например, введение безвизового режима с Украиной?
- Вступление Украины в ЕС в обозримом будущем исключено, - считает руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. - Об этом открыто говорят представители многих европейских стран. Речь пока об ассоциации с ЕС. Подобные договоры прежде уже заключались не раз. Сербия, Черногория, Турция – всё это страны предшественницы Украины на этом пути. Ни одна из них пока сильно не выиграла от своего нового статуса.
Да, этот договор будет способствовать усилению евроинтеграции Украины. Теперь украинская власть должна проводить скоординированную внешнюю политику с Евросоюзом, изменить внутреннее законодательство в соответствии с европейскими законами, скорректировать технические стандарты и так далее.
Всё это будет отдалять украинцев от нас и приближать к Европе. О глобальных последствиях этого процесса пока трудно сказать. ЕС готово принять решение на обнуление пошлин на украинские товары, которые поставляются в Европу. Это, конечно, резко усиливает конкурентные возможности украинских товаров, расширяет возможности их сбыта на европейском рынке. С другой стороны, и Украина вынуждена будет снять многие таможенные барьеры для европейских товаров, качество которых на порядок выше, чем у товаров украинских. Поэтому негативные последствия для экономики «незалежной» тоже не заставят себя ждать.
Европа сейчас занервничала и, вполне возможно, она будет делать и другие шаги, чтобы перетянуть Украину на свою сторону. Я думаю, что будут выделены какие-то не очень большие кредиты, чтоб поддержать новую власть на первое время.
«СП»: - Как реагировать со своей стороны России?
- Россия, в соответствии с 18-й статьёй протокола о создании Единого Экономического пространства (ЕЭС), может лишить Украину тех преференций в торговле, которые ей предоставлены. Перевесят ли те плюсы, которые Украина может получить в будущем от сближения с ЕС, или те минусы, которые страна будет ощущать уже сейчас от сокращения объёмов торговли с Россией – покажет время. Расчёты показывают, что в целом минусов будет больше для украинской экономики, но нынешнее руководство взяло курс на сближение с ЕС, несмотря на потери.
«СП»: - Видно, что самопровозглашённое украинское правительство колеблется, не решаясь ввести визовый режим с Россией. Возможно ли, что в итоге «евромайдановцам» удастся перенаправить украинские миграционные потоки в Старый Свет?
- Можно с уверенностью сказать, что миллионы украинских рабочих Европе не нужны. Она сама сейчас находится в сложном экономическом положении и безработица там весьма высока. Рынок низкоквалифицированного труда занят болгарами, румынами, поляками, которые миллионами «бродят» по Европе. Спроса на рабочую силу в ЕС сейчас практически нет. Может быть, когда экономика будет развиваться более успешно, этот спрос и появится. Но всё равно слишком велика конкуренция на рынке трудовых мигрантов – полностью Украина не сможет перенаправить своих рабочих с российского рынка на европейский.
«СП»: - То есть введение визового режима на российско-украинской границе приведёт к обострению социального напряжения внутри самой Украины и станет ещё одним фактором раскола страны?
- Безусловно. Подавляющее количество украинских рабочих, занятых в нашей экономике, приезжают из Юго-Восточной Украины. И проживающее там русское и русскоязычное население увидит в закрытии границы пренебрежение власти её интересами. Это будет ещё один повод для возмущения.
Не говоря о том, что денежные переводы украинских рабочих из России в Украину составляют 30 миллиардов долларов. Это огромная сумма – почти 10% ВВП Украины. Безусловно, это нанесёт мощный удар по финансовой системе и экономике страны. Введение визового режима может стать политическим самоубийством для новых властей Украины. Конечно, вторым концом эта «палка» ударит и по России. Мы заинтересованы в рабочих с Восточной Украины. Это люди одной с нами культуры, одного языка. Значительная часть из них – высококвалифицированные рабочие, в отличие от тех, кто едет к нам из Центральной Азии.
Нельзя забывать и о том, что визовый режим сильно осложнит жизнь родственникам, живущим по разные стороны российско-украинской границы. Можно только надеяться, что украинская сторона на это не пойдёт. В противном случае она потеряет больше, чем Россия, а нам придётся исходить из новых предлагаемых обстоятельств.
- Следует помнить, что соглашение о евроинтеграции не предусматривает последующего присоединения Украины к ЕС, - рассуждает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Естественно, что более чем 40-миллионную страну объединённая Европа «переварить» не сможет. Это было ясно даже в нулевые годы, когда европейская экономика была на подъёме и многие политики Старого Света были сторонниками интеграции с более слабыми в экономическом отношении странами. Теперь же ЕС не может разобраться даже с внутренними экономическими проблемами. Население наиболее развитых государств выступает против расширения Евросоюза. На этом фоне брать ответственность за страну, которая по численности населения составляет несколько средних европейских стран, было бы весьма неосмотрительно. Поэтому в украинских событиях Европа, по большому счёту, ведёт себя как собака на сене: она и не хочет отдать «незалежную» в поле влияния России, и сама не может должным образом интегрироваться с Украиной.
Последняя может повторить путь Турции, которая со времён Ататюрка почти сто лет стремилась в Европу, но им постоянно выставляли дополнительные требования.
«СП»: - На что тогда рассчитывают украинские политики, пытающиеся шантажировать Россию заявлениями о введении виз для россиян?
- Надо понимать, что украинские радикалы, взявшие власть, оглядываются не столько на Европу, сколько на США. Это относится и Парубию и Ярошу. А Европа и Америка в случае с Украиной действуют во многом не согласованно.
Может быть, руководство ЕС и пытается это делать, а вот непосредственно руководители национальных государств – далеко не всегда.
Умеренное националистическое крыло в украинской власти, представленное Кличко, Тягнибоком, Яценюком сейчас думает, что им делать с радикалами. Те, свалив режим Януковича, хотят гораздо большего, чем думали им дать в случае победы представители антироссийской политической элиты на Украине, изначально руководившие Евромайданом.
Конфликт между умеренными националистами и радикальным крылом обостряется. И заявления Парубия о том, что надо ввести визовый режим с Россией, которое осторожно опроверг Яценюк, только подтверждают раскол в новой украинской власти.
«СП»: - Чем закончится это противостояние? Смогут ли радикалы взять верх, и «продавить», скажем, тот же визовый режим?
- Нет, не смогут. У них недостаточно влияния для этого. Ведь такой поворот противоречит интересам большинства украинцев. А если они продолжат настаивать на радикальных мерах, возможно, что их «сольют» так же грубо, как они «слили» режим Януковича 21 февраля. Дело может дойти до физической ликвидации.
«СП»: - А кто же их будет ликвидировать, если их отряды считаются сейчас едва ли не самой организованной силой в стране?
- Заметьте, уже не раз проходила информация, что на Украине находятся сотни представителей так называемой частной армии, главным образом из США. Не уверен, что эти ребята приехали, чтобы воевать с российской армией в Крыму или подавлять выступления на Юго-Востоке. Скорей всего, их задача – охранять Турчинова от боевиков Яроша. Может быть, именно им и будет поручена операция по нейтрализации отрядов «Правого сектора».
- Судьба Украины теперь – болтаться между всеми геополитическими субъектами, и это трагедия, - считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. - Стоит ждать, что страна без всякой системы ещё более лихорадочно, чем прежде будет склоняться то к России, то к Западу. Запад не пойдёт на серьёзные преференции для Киева. Это совершенно очевидно. Никто и не собирался открывать границы для украинских рабочих в Европе.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
21 марта Украина и Евросоюз (ЕС) подписали в Брюсселе политические главы соглашения об ассоциации. Характерно, что подписание экономического, самого важного для Украины пакета соглашений, отложено до лучших времён. Пока – до президентских выборов в «незалежной» 25 мая.
Европейцы вообще в отношениях с «восточными партнёрами» любят, попросту говоря, тянуть кота за хвост. Можно вспомнить, сколь долго шли переговоры между Россией и ЕС о введении безвизового режима. В итоге, это окончилось пшиком.
Однако с Украиной ситуация более серьёзная и многоплановая: Европе очень бы не хотелось отдавать её целиком в сферу влияния России. Однако и ущерба собственным экономическим интересам допустить не хотелось бы.
Пойдет ли Евросоюз, чтобы навсегда или надолго отвадить «незалежную» от России, на такие смелые шаги, как, например, введение безвизового режима с Украиной?
- Вступление Украины в ЕС в обозримом будущем исключено, - считает руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. - Об этом открыто говорят представители многих европейских стран. Речь пока об ассоциации с ЕС. Подобные договоры прежде уже заключались не раз. Сербия, Черногория, Турция – всё это страны предшественницы Украины на этом пути. Ни одна из них пока сильно не выиграла от своего нового статуса.
Да, этот договор будет способствовать усилению евроинтеграции Украины. Теперь украинская власть должна проводить скоординированную внешнюю политику с Евросоюзом, изменить внутреннее законодательство в соответствии с европейскими законами, скорректировать технические стандарты и так далее.
Всё это будет отдалять украинцев от нас и приближать к Европе. О глобальных последствиях этого процесса пока трудно сказать. ЕС готово принять решение на обнуление пошлин на украинские товары, которые поставляются в Европу. Это, конечно, резко усиливает конкурентные возможности украинских товаров, расширяет возможности их сбыта на европейском рынке. С другой стороны, и Украина вынуждена будет снять многие таможенные барьеры для европейских товаров, качество которых на порядок выше, чем у товаров украинских. Поэтому негативные последствия для экономики «незалежной» тоже не заставят себя ждать.
Европа сейчас занервничала и, вполне возможно, она будет делать и другие шаги, чтобы перетянуть Украину на свою сторону. Я думаю, что будут выделены какие-то не очень большие кредиты, чтоб поддержать новую власть на первое время.
«СП»: - Как реагировать со своей стороны России?
- Россия, в соответствии с 18-й статьёй протокола о создании Единого Экономического пространства (ЕЭС), может лишить Украину тех преференций в торговле, которые ей предоставлены. Перевесят ли те плюсы, которые Украина может получить в будущем от сближения с ЕС, или те минусы, которые страна будет ощущать уже сейчас от сокращения объёмов торговли с Россией – покажет время. Расчёты показывают, что в целом минусов будет больше для украинской экономики, но нынешнее руководство взяло курс на сближение с ЕС, несмотря на потери.
«СП»: - Видно, что самопровозглашённое украинское правительство колеблется, не решаясь ввести визовый режим с Россией. Возможно ли, что в итоге «евромайдановцам» удастся перенаправить украинские миграционные потоки в Старый Свет?
- Можно с уверенностью сказать, что миллионы украинских рабочих Европе не нужны. Она сама сейчас находится в сложном экономическом положении и безработица там весьма высока. Рынок низкоквалифицированного труда занят болгарами, румынами, поляками, которые миллионами «бродят» по Европе. Спроса на рабочую силу в ЕС сейчас практически нет. Может быть, когда экономика будет развиваться более успешно, этот спрос и появится. Но всё равно слишком велика конкуренция на рынке трудовых мигрантов – полностью Украина не сможет перенаправить своих рабочих с российского рынка на европейский.
«СП»: - То есть введение визового режима на российско-украинской границе приведёт к обострению социального напряжения внутри самой Украины и станет ещё одним фактором раскола страны?
- Безусловно. Подавляющее количество украинских рабочих, занятых в нашей экономике, приезжают из Юго-Восточной Украины. И проживающее там русское и русскоязычное население увидит в закрытии границы пренебрежение власти её интересами. Это будет ещё один повод для возмущения.
Не говоря о том, что денежные переводы украинских рабочих из России в Украину составляют 30 миллиардов долларов. Это огромная сумма – почти 10% ВВП Украины. Безусловно, это нанесёт мощный удар по финансовой системе и экономике страны. Введение визового режима может стать политическим самоубийством для новых властей Украины. Конечно, вторым концом эта «палка» ударит и по России. Мы заинтересованы в рабочих с Восточной Украины. Это люди одной с нами культуры, одного языка. Значительная часть из них – высококвалифицированные рабочие, в отличие от тех, кто едет к нам из Центральной Азии.
Нельзя забывать и о том, что визовый режим сильно осложнит жизнь родственникам, живущим по разные стороны российско-украинской границы. Можно только надеяться, что украинская сторона на это не пойдёт. В противном случае она потеряет больше, чем Россия, а нам придётся исходить из новых предлагаемых обстоятельств.
- Следует помнить, что соглашение о евроинтеграции не предусматривает последующего присоединения Украины к ЕС, - рассуждает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Естественно, что более чем 40-миллионную страну объединённая Европа «переварить» не сможет. Это было ясно даже в нулевые годы, когда европейская экономика была на подъёме и многие политики Старого Света были сторонниками интеграции с более слабыми в экономическом отношении странами. Теперь же ЕС не может разобраться даже с внутренними экономическими проблемами. Население наиболее развитых государств выступает против расширения Евросоюза. На этом фоне брать ответственность за страну, которая по численности населения составляет несколько средних европейских стран, было бы весьма неосмотрительно. Поэтому в украинских событиях Европа, по большому счёту, ведёт себя как собака на сене: она и не хочет отдать «незалежную» в поле влияния России, и сама не может должным образом интегрироваться с Украиной.
Последняя может повторить путь Турции, которая со времён Ататюрка почти сто лет стремилась в Европу, но им постоянно выставляли дополнительные требования.
«СП»: - На что тогда рассчитывают украинские политики, пытающиеся шантажировать Россию заявлениями о введении виз для россиян?
- Надо понимать, что украинские радикалы, взявшие власть, оглядываются не столько на Европу, сколько на США. Это относится и Парубию и Ярошу. А Европа и Америка в случае с Украиной действуют во многом не согласованно.
Может быть, руководство ЕС и пытается это делать, а вот непосредственно руководители национальных государств – далеко не всегда.
Умеренное националистическое крыло в украинской власти, представленное Кличко, Тягнибоком, Яценюком сейчас думает, что им делать с радикалами. Те, свалив режим Януковича, хотят гораздо большего, чем думали им дать в случае победы представители антироссийской политической элиты на Украине, изначально руководившие Евромайданом.
Конфликт между умеренными националистами и радикальным крылом обостряется. И заявления Парубия о том, что надо ввести визовый режим с Россией, которое осторожно опроверг Яценюк, только подтверждают раскол в новой украинской власти.
«СП»: - Чем закончится это противостояние? Смогут ли радикалы взять верх, и «продавить», скажем, тот же визовый режим?
- Нет, не смогут. У них недостаточно влияния для этого. Ведь такой поворот противоречит интересам большинства украинцев. А если они продолжат настаивать на радикальных мерах, возможно, что их «сольют» так же грубо, как они «слили» режим Януковича 21 февраля. Дело может дойти до физической ликвидации.
«СП»: - А кто же их будет ликвидировать, если их отряды считаются сейчас едва ли не самой организованной силой в стране?
- Заметьте, уже не раз проходила информация, что на Украине находятся сотни представителей так называемой частной армии, главным образом из США. Не уверен, что эти ребята приехали, чтобы воевать с российской армией в Крыму или подавлять выступления на Юго-Востоке. Скорей всего, их задача – охранять Турчинова от боевиков Яроша. Может быть, именно им и будет поручена операция по нейтрализации отрядов «Правого сектора».
- Судьба Украины теперь – болтаться между всеми геополитическими субъектами, и это трагедия, - считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. - Стоит ждать, что страна без всякой системы ещё более лихорадочно, чем прежде будет склоняться то к России, то к Западу. Запад не пойдёт на серьёзные преференции для Киева. Это совершенно очевидно. Никто и не собирался открывать границы для украинских рабочих в Европе.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий