четверг, 27 марта 2014 г.

Гитлеровская машина шпионажа: Всемирная паутина - Мексика: плацдарм шпионской деятельности против США, Макс и Мориц, Герман Бони, Некомпетентность

продолжение...
Мексика: плацдарм шпионской деятельности против США

Мексика имеет длинную и бурную историю отношений с США. Часть мексиканцев яростно ненавидела Америку и симпатизировала гитлеровской Германии, видя в ней хорошего потенциального союзника. В 1930-х гг. президент Мексики Карденас, отличавшийся левацкими убеждениями, поддерживал испанских республиканцев, в годы гражданской войны воевавших против войск генерала Франко, и заигрывал с коммунистами. Однако в 1940 г. в Мексике к власти пришла новая политическая группировка, и абвер получил возможность обосноваться в этой стране и превратить ее в плацдарм для развертывания шпионской деятельности против США. Вскоре здесь было создано три шпионские сети, насчитывающие примерно 40 агентов, которые отправляли в Гамбург, Кельн и Берлин ценные разведывательные сведения о США. Канарис всегда внимательно следил за Соединенными Штатами, самым сильным и опасным союзником Британии, и опасался худшего – того дня, когда президент Рузвельт объявит войну Германии.

Таким был Рио-де-Жанейро в 1939 г. Это федеральный район, в котором тогда располагались правительственные учреждения Бразилии. Рио-де-Жанейро, как и остальная Бразилия, был центром немецкого шпионажа в Латинской Америке
Макс и Мориц

Двух главных немецких мастеров шпионажа, орудовавших в Мексике, называли Макс и Мориц, но на самом деле они не были забавной парой немецких клоунов, а виртуозными агентами абвера. Макс был заносчивым молодым майором по имени Георг Николаус, который до 1938 г. был банкиром в Колумбии. Его коллега Мориц был полковником бароном Карлом фон Шлеебрюгге, который в качестве офицера люфтваффе участвовал в нападении Германии на Польшу. До войны он жил в Мексике, работая представителем немецкой фирмы, изготавливавшей оружие. Николаус приехал в Мексику с десятью тысячами фунтов стерлингов и сразу приступил к созданию шпионской сети и поиску «крыши» для маскировки своей настоящей деятельности. Агенты Канариса в США, такие как Фред, Джеймс и Гарри, отправляли свои донесения прямо на «почтамт» абвера в Мехико, филиал компании AEG. После этого они переправлялись в Германию. К несчастью для немецких шпионов в Мексике, в мае 1940 г. Эдгар Гувер заявил, что «самый лучший способ взять под контроль нацистских агентов в Соединенных Штатах – уничтожить шпионское гнездо в Латинской Америке». Рузвельт согласился с директором ФБР, и 3 июня 1940 г. была создана новая структура: Специальная разведывательная служба. Новая служба приступила к разгрому немецкого шпионского гнезда в Мексике. В апреле 1941 г. мексиканцы выслали Морица-Шлеебрюгге из страны, а за Максом ФБР/СРС и мексиканская федеральная полиция установили 24-часовую слежку. В 1942 г. американцы и мексиканцы при активном содействии англичан положили конец присутствию абвера на землях к югу от Рио-Гранде. Бразилия была еще одной территорией активного немецкого шпионажа в Латинской Америке. В 1939 г., например, здесь проживало 900 тысяч граждан немецкого происхождения. На протяженном восточном побережье Бразилии в таких городах, как Рио-де-Жанейро, Сантус и Ресифи, агенты абвера активно наблюдали за перевозками стратегических грузов Британии и ее союзников. Хотя президент Жетулиу Варгас оказывал услуги министерству обороны США, в разговоре с немецким послом Прутером он пообещал, что позволит агентам немецкой разведки действовать в Бразилии. Германия стала рассматривать Бразилию как бастион, противостоящий влиянию США.

Герман Бони

Военно-морской атташе Германии капитан Герман Бони стал руководителем шпионской сети в этой огромной стране. Его главным агентом был Альфредо, завербованный абвером в Бразилии в июне 1940 г. И Канарис, и Дёниц, глава подводного флота Третьего рейха, очень хотели располагать сведениями о Ресифи, особенно об аэродромах «ПанАм» и о патрулировании кораблей флота США в Южной Атлантике, которые выходили из этого порта. Эти и другие задачи были поставлены перед немецким бизнесменом Альфредом Кемптером, переселенцем из Германии, который эмигрировал в Бразилию еще в 1920-х гг. и был завербован абвером в 1939 г. В отличие от большинства своих коллег-шпионов, работавших в Латинской Америке, Кемптер не был патриотом и шпионил исключительно ради денег. В феврале 1940 г. он вместе со своим деловым партнером Гербертом Мюллером создал для себя в Рио-де-Жанейро удобное прикрытие – фирму «Рэпид информейшн лимитед». Мюллер также стал сотрудничать с абвером и начал регулярно сообщать в ведомство на Тирпицуфер точные сведения о перевозках стратегических грузов для США. Дёниц был доволен успехами этих двух агентов. К декабрю 1941 г. Кемптер и Мюллер передали в гамбургское отделение абвера 400 радиосообщений. После этого Кемптер был награжден за свои заслуги Железным крестом 1-го класса. Шпионская сеть Короля-Кемптера помогала немецким подводным лодкам перерезать водные магистрали британских торговых кораблей близ мыса Доброй Надежды. В мае 1941 г. торговое судно «Родни Стар» затонуло на рейде Буэнос-Айреса, и в том же месяце благодаря «помощи» немецких шпионов затонул норвежский танкер. В 1941 г. действия Кемптера и его агентов приводили к уничтожению грузов союзных держав общим тоннажем 100 тысяч тонн в месяц. Эти огромные потери серьезно угрожали обороноспособности Великобритании. Кемптер считался ценным агентом, поскольку добывал самые разные разведывательные сведения, включая информацию о температуре воды и приливах на побережье Бразилии и состоянии противолодочных заграждений, которыми англичане защищали свои корабли в бразильских портах.

Некомпетентность

Еще одним активным немецким агентом был коммерсант Альбрехт Энгельс, владелец торговой фирмы, завербованный абвером в 1930-х гг. Сам он завербовал родившегося в Бразилии немца, работавшего в порту Рио-де-Жанейро инженера Герберта фон Гейера, который оказался ценным приобретением для его шпионской сети. Энгельс нашел не менее важного агента в порту Ресифи, где грузились углем корабли союзных держав и заправлялись топливом американские самолеты. Менее способным оказался другой шпион абвера, поляк по происхождению Юзеф Старжичный, который получал от своих хозяев меньше денег и не смог завербовать нужное число агентов. Он также отличался некомпетентностью, так как свои донесения писал на таком плохом английском языке, что в гамбургском отделении абвера не всегда удавалось правильно расшифровать их. Старжичный проживал на роскошной вилле в Копакабане вместе со своей любовницей-бразильянкой. Абвер предупреждал его, советуя быть осторожным с этой женщиной, но поляк отказался расстаться с ней. После того как в 1941 г. США вступили в войну, а Бразилия решила примкнуть к антигитлеровской коалиции, в марте 1942 г. все немецкие агенты, кроме Энгельса и Кемптера, были пойманы. Бразильская тайная полиция арестовала шпионов абвера и подвергла их пыткам. (Старжичный был взят с поличным – он хранил у себя слишком много записей разведывательного характера.) Бразилия объявила войну Германии в августе 1942 г., когда противоборство разведок в Латинской Америке подошло к концу и на огромном материке осталась лишь жалкая горстка шпионов абвера. Как это было с большинством шпионских операций нацистов, для них были типичны и успехи, и неудачи, хотя в целом они проводились на низком профессиональном, едва ли не любительском уровне. Таким образом, серьезно противостоять контрразведывательной деятельности спецслужб США, развернутой после декабря 1941 г., немецкие спецслужбы не смогли.

назад                                      Оглавление                                          Далее

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: