продолжение...
Глава10Всемирная паутина
Немецкие агенты активно действовали не только в оккупированной Европе, но и на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Здесь они были объектами охоты для местных разведывательных служб. В странах, находившихся неподалеку от Германии, шпионы Гитлера чувствовали себя в большей безопасности по причине близости немецких войск, способных в случае опасности прийти им на помощь. Особенно это касалось Балканских государств. Немцы были заинтересованы в Балканах по двум причинам. Во-первых, этот регион имел для Третьего рейха огромное стратегическое значение. Здесь пролегали дороги, ведущие в южные регионы России, что было чрезвычайно важно для военных действий операции «Барбаросса», развернутой с 22 июня 1941 г. В равной степени Балканы представляли ценность для Германии как маршрут, ведущий через Турцию на Ближний Восток. Кроме того, Венгрия и особенно Румыния являлись важнейшими источниками нефти и зерна, особенно после того, как Германия лишилась поставок стратегического сырья из России. Ключом к этим стратегическим богатствам была Румыния, которая являлась одной из стран – победительниц в Первой мировой войне и тем самым исторически союзником Запада. Однако самым крупным торговым партнером Румынии была Германия. Еще до войны один из офицеров абвера сообщил Канарису об уязвимости румынских нефтяных промыслов в Плоешти, расположенных к северу от Бухареста. Этот офицер также доложил, что Дунай, важную водную магистраль, по которой нефть доставляется в Германию, можно эффективно блокировать при помощи всего нескольких правильно расставленных на реке барж. Канарис поднял этот вопрос на встрече с маршалом Кейтелем, состоявшейся в августе 1939 г. В дальнейшем группа агентов абвера была отправлена для защиты нефтяных полей Плоешти под видом экипажей нефтеналивных барж, курсировавших по Дунаю. Для содействия безопасным поставкам нефти в рейх Канарис заключил ряд договоренностей с полковником Морузовом, главой Сигуранцы, румынской тайной полиции. Это сотрудничество помешало сотрудникам отдела «Д» СИС (предшественницы УСО) провести операцию по блокированию Дуная аналогичным способом – затоплением в реке барж.
Нефтяные промыслы в Румынии, к северу от Бухареста, неподалеку от главного нефтедобывающего центра Плоешти |
Вскоре после этого генерал Ион Антонеску стал диктатором Румынии и сместил со своего поста полковника Морузова, которого затем бросил в тюрьму. Вместо Морузова главой Сигуранцы он назначил полковника Эужена Кристеску, которого Канарис невзлюбил с первого взгляда, сохранив эту неприязнь на долгое время. В ноябре 1940 г. Антонеску присоединился к военно-политическому блоку стран оси, и начиная с 1941 г. Румыния стала крупнейшей после Германии участницей боевых действий на Восточном фронте. Сразу после вторжения немецких войск в Россию в Бухаресте была закрыта советская дипломатическая миссия – огромный центр шпионажа и диверсий, – а советские агенты задержаны Сигуранцей и абвером. Пока война шла на территории России, Румыния продолжала воевать против нее вместе с немцами. Однако после поражения под Сталинградом в начале 1943 г. и после участившихся налетов англо-американской авиации на Бухарест румыны, даже пронемецки настроенные «железногвардейцы», сильно пали духом. Поражения немецкой армии создали благоприятные условия для создания коалиции сторонников выхода Румынии из войны. Ее возглавил король Михай, сын и преемник Кароля. В марте 1944 г. делегация высокопоставленных лиц из Румынии тайно вылетела на Мальту для переговоров о сепаратном мире с союзниками, чтобы успеть выйти из войны до того, как земли ее страны будут оккупированы Советами. Позднее другой румынский посол, князь Штирбе, вылетел в Каир для переговоров с представителями СИС. Обе эти попытки потерпели неудачу из-за вето, наложенного Сталиным, который потребовал у союзников безоговорочной капитуляции Румынии. Таким образом, переговоры зашли в тупик. Однако румыны упорно продолжали подготовку к выходу из войны. Когда офицера разведки полковника де Кестелена вместе с радистом сбросили с парашютом в Румынию, Антонеску взял обоих под свою защиту, зная об интригах в окружении короля. В мае 1944 г. король Михай подготовил план государственного переворота.
Все это происходило буквально под носом у сотрудников СД, однако заговорщики сумели добиться своего. 17 августа 1944 г. генерал Аурел Алдеа подписал документ о прекращении военных действий с Красной армией. (Румынская армия продолжала сражаться. Понадобился чудовищный разгром немцев и румын в ходе начавшейся 20 августа Ясско-Кишиневской операции Красной армии, чтобы румынский король Михай и его окружение начали действовать, понимая, что будет дальше. – Ред.) Спустя шесть дней король вызвал Антонеску во дворец и сообщил ему, что лишает его всех полномочий. Когда Антонеску отказался уйти в отставку, король Михай приказал охране взять его под арест. Кристеску и генерал Тобеску, возглавлявший румынскую жандармерию, успели предупредить об этом немецкого посла Манфреда фон Киллингера. Киллингер был в растерянности и не знал, что ему делать. Он поспешно обратился в Берлин с просьбой нанести воздушный удар по Бухаресту, однако это только укрепило румын в их решении разорвать все отношения с Германией.
Вскоре после того, как симпатии Болгарии начали склоняться к странам оси, софийская резидентура абвера увеличила свой штат и начала активно использовать страну в качестве проводника немецкой политики и своего рода трамплина для заброски агентов в Турцию, Иран и страны Ближнего Востока. 13 января 1941 г. Гитлер «пригласил» Болгарию присоединиться к державам оси Берлин – Рим (а также Токио. – Ред.) и «попросил» позволить немецким войскам войти на ее территорию, а также принять участие в войне против Греции. В эту страну были отправлены немецкие военные миссии. За две недели до фактической оккупации Болгарии Абвер II перебросил туда диверсионные подразделения «Бранденбург». Совместно с софийской резидентурой они должны были нейтрализовать агентов британской разведки и деятелей коммунистического подполья и помешать им производить диверсии на промышленных объектах страны. Эти люди прибыли в Софию на самолетах, надели форму болгарской армии и приготовились к защите мостов, железнодорожных станций, складов, электростанций и прочего.
Болгарский царь Борис (слева) проводит смотр армейских новобранцев. Конец декабря 1939 г. Борис отказался выдать немцам болгарских евреев и не пожелал участвовать в войне против Советского Союза |
Подобно Болгарии, Греция отличалась значительной политической нестабильностью. Ее довоенная политика осложнялась постоянными переходами от республики к монархии. Германия не сумела воспользоваться этой нестабильностью, не смогла сыграть на внутренних противоречиях и ей удалось лишь превратить Грецию в ненадежного сателлита, подобного столь же ненадежной Болгарии. Не сумев взять Грецию под политический контроль, немцы решили прибегнуть к силе. В начале 1940 г., несмотря на приказ ОКХ/ОКВ Германии передать дела в Средиземноморье итальянцам, предприимчивое руководство гамбургского отделения решило развернуть разведывательную деятельность в Греции, исходя из соображений о том, что Германия рано или поздно вторгнется в этот стратегически важный регион. В конце концов, Греция и остров Крит контролируют пролив в Черное море и восточную часть Средиземного моря. Если война продолжится и выйдет за узкие рамки Западной Европы, то Германии непременно понадобится контроль над этой территорией. Гамбургское отделение начало с того, что отправило в Афины под видом коммерсантов двух агентов. У каждого из них в чемодане имелся радиопередатчик. Оба поселились в афинской гостинице, создали агентурную сеть и начали передавать ежедневные донесения в Гамбург.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий