Наши предки считали, что народ, не знающий своей истории, не имеет исторического будущего. У славянского народа существует древняя история, уходящая своими корнями в далекое прошлое. Одной из страниц этой истории являются сказания о древних славянских амазонках.
Большинство знают, что амазонками называют женщин-воительниц, которые имели отношения с мужчинами только с целью пополнения собственных рядов новыми женщинами-воинами. Родившихся мальчиков, амазонки возвращали их отцам, а девочки оставались с матерями.
Но роль амазонок в истории Древней Руси достаточно большая и всем, кто не равнодушен к истории своего народа следует знать о них более подробно.
Считается, что на азиатско-европейском континенте племена амазонок жили в предгорьях Кавказа, в Малой Азии и на берегах Азовского (в древности имевшим название Метида) и Черного морей.
То, что племя амазонок существовало и в глубокой древности говорит тот факт, что рассказы о них содержатся в легендах и сказаниях многих народов.
Обратимся к мифологии. Тесей и Геракл испытали на поле боя ярость, умение и воинские способности воительниц и одержали над ними победу. Тесею посчастливилось взять себе в жены самую храбрую из амазонок — Антиопу. И когда амазонки напали на Афины, Антиопа рядом с мужем защищала Афины. Бой был прекращен, когда копье вонзилось в грудь храброй Антиопе. Вместе с афинянами амазонки оплакали смерть своей царицы и вернулись домой.
В троянской войне амазонки сражались на стороне троянцев. В одной из битв царица амазонок Пентесилея погибла от руки Ахилла.
Было бы ошибочно считать, что амазонки старались доказать миру, что могут не только стоять вровень с мужчинами, но и обходится без них в повседневной жизни. Скорее всего, истоки такого явления, как женщины-воительницы лежат в существовании матриархального периода в истории человечества. Именно в этот, более чем тысячелетний отрезок времени, женщины воевали и управляли, а мужчинам предоставлялось право заниматься хозяйством.
Древний историк Диодор Сицилийский так писал о них: «Эти женщины жили на границах обитаемого мира. Их мужчины проводили дни в хлопотах по домашнему хозяйству, выполняя распоряжения своих жен-амазонок, но, не участвуя в военных кампаниях или управлении как свободные граждане. Когда рождались дети, заботы о них поручали мужчинам, которые выращивали их на молоке и жидкой пище». О легендарных царствах амазонок сообщали Геродот, Страбон, Гомер и многие другие.
Даже в древнеиндийском эпосе Махабхараты нашлось место для сказаний о стране амазонок, в которую попадает герой Арджуна со своим войском. Он убедился, что амазонки беспрекословно подчинялись своей царице. Она вела их в бой и принимала решение по всем моментам жизни. Арджуна был поражен необыкновенной красотой царицы амазонок Парамиты и предложил ей стать его женой. Прекрасная воительница согласилась, и молодые отправились с караваном богатств на родину Арджуны — в Гастинапур.
В древнегреческих и римских источниках есть сведения об амазонках, обитавших на Ближнем Востоке, на севере Африки и на берегах реки Терек. Однако многие царства женщин-воительниц в Северной Африке, в Ливии (Алжир, Марокко, Тунис…) ярко вспыхнув, исчезали. Современные исследователи нашли недалеко от озера Шерги (Алжир) дворцово-культовые сооружения в скалах и усыпальницы амазонок.
По рассказам Геродота в Троянской войне была битва между амазонками и эллинами. Эллины захватили в плен амазонок и везли их на трех кораблях. Воительницы перебили всех греческих воинов, но не знали, как управлять кораблями. Неуправляемые суда долго носились по волнам, пока их не прибило к берегам Меотийского озера на территорию скифов. Амазонки похитили у скифов табун лошадей и отправились грабить их страну. Геродот писал: «Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они узнали, что это были женщины». Скифы смогли «приручить» гордых амазонок доброжелательным отношением к воительницам. Женщины-воины быстро усвоили язык скифов, но отказались присоединиться к племени скифов и образовали собственную народность, названную савроматами. Женщины савроматов придерживались обычаев амазонок: ходили на войну, занимались охотой, носили мужскую одежду. В Северном Причерноморье и на Кавказе найдены материальные свидетельства того, что там жили амазонки — в захоронениях женщин находились не только бусы, но и боевые ножи, доспехи, щиты и остатки сбруи — какая же амазонка без коня?
Согласно сказаниям, амазонкам покорились территории от Северного Кавказа до самого Дона. Прекрасные воительницы постоянно расширяли владения своей империи. Амазонки занимались обучением малолетних девочек с семилетнего возраста. Их учили грамоте, занимались с ними физическим и духовным воспитанием, учили охоте, древним приемам лечения, боевому единоборству, искусству выносить тяготы военного похода, хозяйствованию, взаимовыручке. Амазонки владели навыками останавливать кровь и залечивать раны подручными средствами. Для управления страной царица амазонок назначала самую знающую и умудренную опытом женщину. Большое внимание уделялось формированию боевой армии. Амазонки могли в любой момент выставить не менее 120 тыс. конных бойцов, не считая охранения. Как правило, в вооружение амазонок входили медные луки, топорики, мечи, ножи, арканы, щиты в форме полумесяца и конечно, быстрый конь — самое ценное имущество каждой воительницы.
Амазонки владели эзотерическими знаниями, которые им передавала Верховная жрица. Амазонки умели читать и писать. Многие амазонки, состарившись, уходили к соседним народам, где занимались обучением детей грамоте, премудростям, необходимым в жизни, а девочек – лекарскому ремеслу. Этих мудрых амазонок, владевших йоговскими знаниями, называли «йогинями», «бабами йошками». В русских народных сказках часто упоминается о волшебной помощи «быбы йошки» («бабы яги») героям. Их знания передавались из поколения в поколения и приносили людям добро и помощь.
По свидетельству историков, амазонки принимали участие в походах Александра Македонского. Они откомандировали в его войско 500 самых храбрых воительниц. Царица амазонок Фермодонта встретилась с Александром Македонским в одном из его победных походов. Фермодонта была не только замечательно прекрасной, но и обладала необыкновенной физической силой. Она прибыла в лагерь Македонского в сопровождении 300 амазонок. На вопрос полководца, что привело ее в военный лагерь, Фалестрия смело ответила, что желает иметь от него ребенка, она уверена, что их ребенок, взяв лучшее от родителей, превзойдет всех людей в мире. Через 13 дней она покинула лагерь Македонского, увозя богатые дары Александра Македонского в свое государство на юго-восточном берегу Черного моря. О дальнейшей судьбе царицы ничего не известно.
Надо отметить, что вокруг Кавказа располагалось несколько царств амазонок, образуя империю женщин-воительниц. Владения империи простирались от берегов Черного моря до излучин Дона и Волги, Фракии и Северного Причерноморья. В устьях рек располагались крепости амазонок, которые контролировали водные пути, проходившие в южном и северном направлениях, включая и Персию. Амазонки много строили — это были и города и культовые сооружения.
Распад империи амазонок вокруг Кавказа совпадает со временем упадка империи великого Александра Македонского. Основная часть амазонок осталась в прежних местах проживания, а наиболее активные переместились в другие края. Считается, что в середине 1-го тысячелетия нашей эры часть амазонок ушли в горы Чехии и Словакии, а затем на Рейн (Германия) и в Бретань (Франция) и далее в Испанию и восточную Англию. В этих странах до сих пор считают, что среди них живут потомки легендарных амазонок.
Но и славяне гордятся девицами-богатырицами. В эпоху раннего Средневековья прославилась мордовская княгиня Бориславна, жившая около Самарской Луки. Она была известна своей воинственностью и силой. До сих пор местные жители Самарской Луки хранят легенды об усольках — бесстрашных амазонках, которые контролировали местное соляное месторождение. В местных преданиях девиц-богатыриц называли «поляницами» или «семиглазками».
Наиболее известные поляницы — две Настасьи, супруги Дуная и Добрыни. Особое место среди них занимает Василиса Микулишна — жена Ставра. Василиса Микулишна с честью выдержала испытания в силе и меткости, придуманными князем Владимиром, который долго отказывался верить, что перед ним женщина. Все девицы-воительницы умели метко стрелять из лука и сражаться в рукопашном бою.
Не исключено, что слово «поляница» происходит от слова «поле». В древней Руси когда говорили о «присуждении поля», то это означало, что речь идет о состязании или поединке бойцов. Русский исследователь Дмитрий Балашов был убежден, что русские богатырши-поляницы очень напоминали сарматских воительниц — они умело управлялись с лошадьми и были искусными лучницами.
Примечателен и тот факт, что амазонки-телохранители просуществовали при дворе московских царей вплоть до 18 века. О них много рассказывали иностранные путешественники, побывавшие в России. Например, один из сопровождающих датского принца Иоанна, приехавшего свататься к московской княгине Ксении, так описывал стражу царевны Ксении: ««…Все горничные женщины ехали верхом, как мужчины. На головах у них были белоснежные шляпы, подбитые телесного цвета тафтой, с желтыми шелковыми лентами, с золотыми пуговками и кистями, спадавшими на плечи. Лица их были покрыты белыми покрывалами до самого рта, они были в длинных платьях и желтых сапогах. Каждая ехала на белой лошади, одна возле другой (попарно). Всех их было 24».
Также необходимо отметить, что среди героев, победивших врага на Куликовом поле (1380 г.), были и две русские амазонки — Дарья Андреевна Ростовская и Феодора Ивановна Пужбольская. Вот фрагмент легенды, написанной о русских богатырицах нашей современницей Аленой Норильчанкой:
«Было платье девичье, светное,
Жемчуга, убранство золотое…
Но поднялся нехристь на Христа —
Злобная Мамаева Орда…
Во поле за Доном — силой многою,
Хвастается напастями новыми:
Замышляет Русью управлять,
Из Москвы князей грозит изгнать!
Человеколюбче, Русь всеславная
Созвала дружины православные!
Скинула и я наряды светские
Да надела платье молодецкое!»
Сегодня современные амазонки путешествуют, ходят по улицам, стоят во главе компаний и корпораций и воспитывают детей. Они сильны, умны, образованы, самодостаточны, они легко покоряют сердца мужчин, они знают себе цену и уверены, что все в их руках. Оглянитесь повнимательней — возможно с Вами рядом прекрасная амазонка!
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Большинство знают, что амазонками называют женщин-воительниц, которые имели отношения с мужчинами только с целью пополнения собственных рядов новыми женщинами-воинами. Родившихся мальчиков, амазонки возвращали их отцам, а девочки оставались с матерями.
Но роль амазонок в истории Древней Руси достаточно большая и всем, кто не равнодушен к истории своего народа следует знать о них более подробно.
Считается, что на азиатско-европейском континенте племена амазонок жили в предгорьях Кавказа, в Малой Азии и на берегах Азовского (в древности имевшим название Метида) и Черного морей.
То, что племя амазонок существовало и в глубокой древности говорит тот факт, что рассказы о них содержатся в легендах и сказаниях многих народов.
Обратимся к мифологии. Тесей и Геракл испытали на поле боя ярость, умение и воинские способности воительниц и одержали над ними победу. Тесею посчастливилось взять себе в жены самую храбрую из амазонок — Антиопу. И когда амазонки напали на Афины, Антиопа рядом с мужем защищала Афины. Бой был прекращен, когда копье вонзилось в грудь храброй Антиопе. Вместе с афинянами амазонки оплакали смерть своей царицы и вернулись домой.
В троянской войне амазонки сражались на стороне троянцев. В одной из битв царица амазонок Пентесилея погибла от руки Ахилла.
Было бы ошибочно считать, что амазонки старались доказать миру, что могут не только стоять вровень с мужчинами, но и обходится без них в повседневной жизни. Скорее всего, истоки такого явления, как женщины-воительницы лежат в существовании матриархального периода в истории человечества. Именно в этот, более чем тысячелетний отрезок времени, женщины воевали и управляли, а мужчинам предоставлялось право заниматься хозяйством.
Древний историк Диодор Сицилийский так писал о них: «Эти женщины жили на границах обитаемого мира. Их мужчины проводили дни в хлопотах по домашнему хозяйству, выполняя распоряжения своих жен-амазонок, но, не участвуя в военных кампаниях или управлении как свободные граждане. Когда рождались дети, заботы о них поручали мужчинам, которые выращивали их на молоке и жидкой пище». О легендарных царствах амазонок сообщали Геродот, Страбон, Гомер и многие другие.
Даже в древнеиндийском эпосе Махабхараты нашлось место для сказаний о стране амазонок, в которую попадает герой Арджуна со своим войском. Он убедился, что амазонки беспрекословно подчинялись своей царице. Она вела их в бой и принимала решение по всем моментам жизни. Арджуна был поражен необыкновенной красотой царицы амазонок Парамиты и предложил ей стать его женой. Прекрасная воительница согласилась, и молодые отправились с караваном богатств на родину Арджуны — в Гастинапур.
В древнегреческих и римских источниках есть сведения об амазонках, обитавших на Ближнем Востоке, на севере Африки и на берегах реки Терек. Однако многие царства женщин-воительниц в Северной Африке, в Ливии (Алжир, Марокко, Тунис…) ярко вспыхнув, исчезали. Современные исследователи нашли недалеко от озера Шерги (Алжир) дворцово-культовые сооружения в скалах и усыпальницы амазонок.
По рассказам Геродота в Троянской войне была битва между амазонками и эллинами. Эллины захватили в плен амазонок и везли их на трех кораблях. Воительницы перебили всех греческих воинов, но не знали, как управлять кораблями. Неуправляемые суда долго носились по волнам, пока их не прибило к берегам Меотийского озера на территорию скифов. Амазонки похитили у скифов табун лошадей и отправились грабить их страну. Геродот писал: «Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они узнали, что это были женщины». Скифы смогли «приручить» гордых амазонок доброжелательным отношением к воительницам. Женщины-воины быстро усвоили язык скифов, но отказались присоединиться к племени скифов и образовали собственную народность, названную савроматами. Женщины савроматов придерживались обычаев амазонок: ходили на войну, занимались охотой, носили мужскую одежду. В Северном Причерноморье и на Кавказе найдены материальные свидетельства того, что там жили амазонки — в захоронениях женщин находились не только бусы, но и боевые ножи, доспехи, щиты и остатки сбруи — какая же амазонка без коня?
Согласно сказаниям, амазонкам покорились территории от Северного Кавказа до самого Дона. Прекрасные воительницы постоянно расширяли владения своей империи. Амазонки занимались обучением малолетних девочек с семилетнего возраста. Их учили грамоте, занимались с ними физическим и духовным воспитанием, учили охоте, древним приемам лечения, боевому единоборству, искусству выносить тяготы военного похода, хозяйствованию, взаимовыручке. Амазонки владели навыками останавливать кровь и залечивать раны подручными средствами. Для управления страной царица амазонок назначала самую знающую и умудренную опытом женщину. Большое внимание уделялось формированию боевой армии. Амазонки могли в любой момент выставить не менее 120 тыс. конных бойцов, не считая охранения. Как правило, в вооружение амазонок входили медные луки, топорики, мечи, ножи, арканы, щиты в форме полумесяца и конечно, быстрый конь — самое ценное имущество каждой воительницы.
Амазонки владели эзотерическими знаниями, которые им передавала Верховная жрица. Амазонки умели читать и писать. Многие амазонки, состарившись, уходили к соседним народам, где занимались обучением детей грамоте, премудростям, необходимым в жизни, а девочек – лекарскому ремеслу. Этих мудрых амазонок, владевших йоговскими знаниями, называли «йогинями», «бабами йошками». В русских народных сказках часто упоминается о волшебной помощи «быбы йошки» («бабы яги») героям. Их знания передавались из поколения в поколения и приносили людям добро и помощь.
По свидетельству историков, амазонки принимали участие в походах Александра Македонского. Они откомандировали в его войско 500 самых храбрых воительниц. Царица амазонок Фермодонта встретилась с Александром Македонским в одном из его победных походов. Фермодонта была не только замечательно прекрасной, но и обладала необыкновенной физической силой. Она прибыла в лагерь Македонского в сопровождении 300 амазонок. На вопрос полководца, что привело ее в военный лагерь, Фалестрия смело ответила, что желает иметь от него ребенка, она уверена, что их ребенок, взяв лучшее от родителей, превзойдет всех людей в мире. Через 13 дней она покинула лагерь Македонского, увозя богатые дары Александра Македонского в свое государство на юго-восточном берегу Черного моря. О дальнейшей судьбе царицы ничего не известно.
Надо отметить, что вокруг Кавказа располагалось несколько царств амазонок, образуя империю женщин-воительниц. Владения империи простирались от берегов Черного моря до излучин Дона и Волги, Фракии и Северного Причерноморья. В устьях рек располагались крепости амазонок, которые контролировали водные пути, проходившие в южном и северном направлениях, включая и Персию. Амазонки много строили — это были и города и культовые сооружения.
Распад империи амазонок вокруг Кавказа совпадает со временем упадка империи великого Александра Македонского. Основная часть амазонок осталась в прежних местах проживания, а наиболее активные переместились в другие края. Считается, что в середине 1-го тысячелетия нашей эры часть амазонок ушли в горы Чехии и Словакии, а затем на Рейн (Германия) и в Бретань (Франция) и далее в Испанию и восточную Англию. В этих странах до сих пор считают, что среди них живут потомки легендарных амазонок.
Но и славяне гордятся девицами-богатырицами. В эпоху раннего Средневековья прославилась мордовская княгиня Бориславна, жившая около Самарской Луки. Она была известна своей воинственностью и силой. До сих пор местные жители Самарской Луки хранят легенды об усольках — бесстрашных амазонках, которые контролировали местное соляное месторождение. В местных преданиях девиц-богатыриц называли «поляницами» или «семиглазками».
Наиболее известные поляницы — две Настасьи, супруги Дуная и Добрыни. Особое место среди них занимает Василиса Микулишна — жена Ставра. Василиса Микулишна с честью выдержала испытания в силе и меткости, придуманными князем Владимиром, который долго отказывался верить, что перед ним женщина. Все девицы-воительницы умели метко стрелять из лука и сражаться в рукопашном бою.
Не исключено, что слово «поляница» происходит от слова «поле». В древней Руси когда говорили о «присуждении поля», то это означало, что речь идет о состязании или поединке бойцов. Русский исследователь Дмитрий Балашов был убежден, что русские богатырши-поляницы очень напоминали сарматских воительниц — они умело управлялись с лошадьми и были искусными лучницами.
Примечателен и тот факт, что амазонки-телохранители просуществовали при дворе московских царей вплоть до 18 века. О них много рассказывали иностранные путешественники, побывавшие в России. Например, один из сопровождающих датского принца Иоанна, приехавшего свататься к московской княгине Ксении, так описывал стражу царевны Ксении: ««…Все горничные женщины ехали верхом, как мужчины. На головах у них были белоснежные шляпы, подбитые телесного цвета тафтой, с желтыми шелковыми лентами, с золотыми пуговками и кистями, спадавшими на плечи. Лица их были покрыты белыми покрывалами до самого рта, они были в длинных платьях и желтых сапогах. Каждая ехала на белой лошади, одна возле другой (попарно). Всех их было 24».
Также необходимо отметить, что среди героев, победивших врага на Куликовом поле (1380 г.), были и две русские амазонки — Дарья Андреевна Ростовская и Феодора Ивановна Пужбольская. Вот фрагмент легенды, написанной о русских богатырицах нашей современницей Аленой Норильчанкой:
«Было платье девичье, светное,
Жемчуга, убранство золотое…
Но поднялся нехристь на Христа —
Злобная Мамаева Орда…
Во поле за Доном — силой многою,
Хвастается напастями новыми:
Замышляет Русью управлять,
Из Москвы князей грозит изгнать!
Человеколюбче, Русь всеславная
Созвала дружины православные!
Скинула и я наряды светские
Да надела платье молодецкое!»
Сегодня современные амазонки путешествуют, ходят по улицам, стоят во главе компаний и корпораций и воспитывают детей. Они сильны, умны, образованы, самодостаточны, они легко покоряют сердца мужчин, они знают себе цену и уверены, что все в их руках. Оглянитесь повнимательней — возможно с Вами рядом прекрасная амазонка!
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий