Десять лет в составе ЕС – хороший повод, чтобы подвести определенные итоги развития стран Балтии. О том, как повлияло на балтийские республики членство в Евросоюзе, преодолели ли они экономический кризис, выгодно ли бизнесу этих стран создание по соседству Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, портал RuBaltic.Ru поговорил с доктором экономических наук, профессором, руководителем Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Леонидом ВАРДОМСКИМ:
- Леонид Борисович, как можно охарактеризовать экономическую ситуацию в странах Балтии на сегодняшний день?
- Это зависимые экономики, интегрированные в европейское хозяйство. Они несамостоятельны. Бизнес, прежде всего, занимается услугами, аутсорсингом и сильно зависит от мировой и европейской конъюнктуры. Те промышленные производства, которые они унаследовали от советского времени в своём большинстве закрыты, какие-то из них переструктурированы и сменили профиль.
Когда был кризис 2008-2009 гг., их экономика сильно упала, на 15-20% ВВП за год. Конечно, это маленькие страны, поэтому они сильно привязаны к другим. Внутренний рынок маленький и зависит от внешних связей.
- К каким результатам для стран Балтии привело вступление Эстонии, Латвии и Литвы в ЕС?
- Самый главный итог заключаются в том, что они теряют население. Наблюдается отток молодежи, которая уезжает на работу в другие страны Европы или мира. Растёт доля пенсионеров, население сокращается.
Это главный показатель того, что страны сейчас не в лучшем состоянии.
Отток работоспособного населения наблюдается, потому что нет квалифицированных рабочих мест, экономика структурно упростились. Они теперь являются частью второго эшелона экономики более развитых стран. Им поручают какие-то не очень сложные операции. Произошло то, что и должно было произойти, это было ожидаемо.
Никаких европейских Гонконгов и Сингапуров не возникло, какого-то туристического бума тоже. Что ещё? Они были помешаны на экологии, и с этим, пожалуй, теперь проблем нет, потому что промышленная часть экономики сократилась, но увеличилась доля сферы услуг.
- Открытые границы внутри ЕС по-разному оцениваются политиками и экспертами стран Балтии. Для одних это способ пользоваться благами Европы, для других – причина депопуляции. Как Вы считаете, не тормозит ли экономическое развитие балтийских республик свобода передвижения внутри Евросоюза?
- Не думаю. Многие работают в Финляндии, Швеции, Германии и Англии. Везде, где есть спрос, где они могут найти себя. Оно и понятно – это образованная молодежь, дисциплинированная и способная.
Эстонцы и латыши хорошие работники: все уже знают английский язык и язык страны пребывания, поэтому они могут там работать. Каких-то проблем я не вижу.
Старикам только хуже, потому что у них низкие пенсии, бедность. Им сложнее, так как никаких успехов в этой сфере нет.
- Спад экономики во время последнего кризиса в странах Балтии был самым глубоким в мире. Можно ли утверждать, что эти страны на сегодняшний день уже преодолели кризис?
- Думаю, что можно, потому что у них приличный рост ВВП, 3-5%. Но не знаю, смогли ли они выйти на докризисный уровень к настоящему времени. У них пострадал финансовый сектор, банковский сектор, сфера услуг и недвижимости, и всё это связано с финансами и ипотекой. В кризис всё это «грохнулось». Сейчас эти сферы восстанавливаются, но довольно медленно.
Кроме того, для Прибалтики, конечно, очень важны транспортные услуги, в том числе транзит России и других стран СНГ через Ригу, Таллинн и Клайпеду. Они активно это стимулируют. Достаточно хорошо (хотя тут для них есть определенные сложности) они конкурируют с российскими портами.
У них лучше качество обслуживания, точнее графики движения судов. Всё-таки они ближе к центру Европы. Особенно сильная конкуренция видна в сфере контейнерных грузов.
- Сыграли ли в восстановлении экономики этих стран после кризиса какую-то роль экономические связи с Россией?
- В любом случае, если есть живые экономические связи, то это приносит какой-то доход. Такие дополнительные деньги, естественно, помогают оживить экономическую жизнь в стране. Российские проекты и инвестиции в странах Балтии также есть, российский капитал всегда относился с интересом к данному региону. Санкт-Петербург, Псковская область и другие регионы активно вкладывают средства в эти связи. Процессы есть, и они развиваются.
- Наблюдается ли какое-то развитие экономических связей между Россией и Прибалтикой, или, напротив, идёт спад?
- Спада нет, но и бурного роста тоже нет. Всё идёт ни шатко ни валко, связи развиваются.
Рост, я бы сказал, на среднем уровне, поскольку с Литвой у нас политические проблемы. С Латвией таких проблем нет, поэтому с ними есть ряд проектов.
Например, строительство сборочного автозавода в Елгаве, покупка этого автозавода нашей компанией, чтобы его активизировать. В Риге строится контейнерный терминал.
С Эстонией отношения улучшились, решаются пограничные проблемы. То есть у каждой страны своя специфика, но наиболее динамично у нас отношения развиваются с Латвией.
- Можно ли сейчас сделать какие-либо прогнозы развития экономических отношений между странами?
- Эти отношения будут развиваться, главным образом, с теми странами, у которых нет никаких политических противоречий с Россией.
Но у стран Балтии уже не та «ёмкость», всё распределено. Новых проектов нет, и поэтому речь идёт о совершенствовании того, что уже есть. А это, понятное дело, не даёт больших приростов.
Другой вопрос – чтобы их бизнес, Прибалтики и ЕС, заходил в Россию. Важно, чтобы они к нам шли. Условия для этого, я думаю, есть. Единственная неприятность в том, что у нас не растёт ВВП, потребительский рынок встал, а ещё у нас неустойчивое финансовое положение. Но все эти вопросы решаемы, и всё зависит от того, какой у нас инвестиционный климат в целом, насколько заинтересованы в экономических связях региональные власти.
Возьмём Калининград. Там Германия, Швеция, Дания. Экономические связи Эстонии и Латвии в этом регионе слабые, поскольку это не их «угодья», тут Литва и Польша. К тому же с Польшей открыта граница для туристов, можно на один день съездить в Гданьск и обратно. Там и активная торговля идёт, люди ездят и покупают друг у друга сосиски, они в Польше ведь дешевле, чем в Калининграде. В общем есть свои детали.
- Открывает ли какие-то новые возможности для экономик стран Балтии созданное по соседству обширное Единое экономическое пространство?
- Может быть, и открывает, но нужно, чтобы были крупные компании, которых бы интересовал этот объединенный рынок. Если есть такие продукты и услуги, которые можно реализовать и в Казахстане, и в Белоруссии, и в России, то, конечно, ЕЭП выгодно. А если ты поставляешь только сыр, то это связь с определёнными магазинами, куда этот сыр поступает на реализацию.
Иными словами, всё зависит от вида бизнеса. Если он требует рыночной экспансии, тогда Единое экономическое пространство что-то даёт, а если бизнес локальный, местный, то они как торговали, так и будут торговать.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Леонид Борисович, как можно охарактеризовать экономическую ситуацию в странах Балтии на сегодняшний день?
- Это зависимые экономики, интегрированные в европейское хозяйство. Они несамостоятельны. Бизнес, прежде всего, занимается услугами, аутсорсингом и сильно зависит от мировой и европейской конъюнктуры. Те промышленные производства, которые они унаследовали от советского времени в своём большинстве закрыты, какие-то из них переструктурированы и сменили профиль.
Когда был кризис 2008-2009 гг., их экономика сильно упала, на 15-20% ВВП за год. Конечно, это маленькие страны, поэтому они сильно привязаны к другим. Внутренний рынок маленький и зависит от внешних связей.
- К каким результатам для стран Балтии привело вступление Эстонии, Латвии и Литвы в ЕС?
- Самый главный итог заключаются в том, что они теряют население. Наблюдается отток молодежи, которая уезжает на работу в другие страны Европы или мира. Растёт доля пенсионеров, население сокращается.
Это главный показатель того, что страны сейчас не в лучшем состоянии.
Отток работоспособного населения наблюдается, потому что нет квалифицированных рабочих мест, экономика структурно упростились. Они теперь являются частью второго эшелона экономики более развитых стран. Им поручают какие-то не очень сложные операции. Произошло то, что и должно было произойти, это было ожидаемо.
Никаких европейских Гонконгов и Сингапуров не возникло, какого-то туристического бума тоже. Что ещё? Они были помешаны на экологии, и с этим, пожалуй, теперь проблем нет, потому что промышленная часть экономики сократилась, но увеличилась доля сферы услуг.
- Открытые границы внутри ЕС по-разному оцениваются политиками и экспертами стран Балтии. Для одних это способ пользоваться благами Европы, для других – причина депопуляции. Как Вы считаете, не тормозит ли экономическое развитие балтийских республик свобода передвижения внутри Евросоюза?
- Не думаю. Многие работают в Финляндии, Швеции, Германии и Англии. Везде, где есть спрос, где они могут найти себя. Оно и понятно – это образованная молодежь, дисциплинированная и способная.
Эстонцы и латыши хорошие работники: все уже знают английский язык и язык страны пребывания, поэтому они могут там работать. Каких-то проблем я не вижу.
Старикам только хуже, потому что у них низкие пенсии, бедность. Им сложнее, так как никаких успехов в этой сфере нет.
- Спад экономики во время последнего кризиса в странах Балтии был самым глубоким в мире. Можно ли утверждать, что эти страны на сегодняшний день уже преодолели кризис?
- Думаю, что можно, потому что у них приличный рост ВВП, 3-5%. Но не знаю, смогли ли они выйти на докризисный уровень к настоящему времени. У них пострадал финансовый сектор, банковский сектор, сфера услуг и недвижимости, и всё это связано с финансами и ипотекой. В кризис всё это «грохнулось». Сейчас эти сферы восстанавливаются, но довольно медленно.
Кроме того, для Прибалтики, конечно, очень важны транспортные услуги, в том числе транзит России и других стран СНГ через Ригу, Таллинн и Клайпеду. Они активно это стимулируют. Достаточно хорошо (хотя тут для них есть определенные сложности) они конкурируют с российскими портами.
У них лучше качество обслуживания, точнее графики движения судов. Всё-таки они ближе к центру Европы. Особенно сильная конкуренция видна в сфере контейнерных грузов.
- Сыграли ли в восстановлении экономики этих стран после кризиса какую-то роль экономические связи с Россией?
- В любом случае, если есть живые экономические связи, то это приносит какой-то доход. Такие дополнительные деньги, естественно, помогают оживить экономическую жизнь в стране. Российские проекты и инвестиции в странах Балтии также есть, российский капитал всегда относился с интересом к данному региону. Санкт-Петербург, Псковская область и другие регионы активно вкладывают средства в эти связи. Процессы есть, и они развиваются.
- Наблюдается ли какое-то развитие экономических связей между Россией и Прибалтикой, или, напротив, идёт спад?
- Спада нет, но и бурного роста тоже нет. Всё идёт ни шатко ни валко, связи развиваются.
Рост, я бы сказал, на среднем уровне, поскольку с Литвой у нас политические проблемы. С Латвией таких проблем нет, поэтому с ними есть ряд проектов.
Например, строительство сборочного автозавода в Елгаве, покупка этого автозавода нашей компанией, чтобы его активизировать. В Риге строится контейнерный терминал.
С Эстонией отношения улучшились, решаются пограничные проблемы. То есть у каждой страны своя специфика, но наиболее динамично у нас отношения развиваются с Латвией.
- Можно ли сейчас сделать какие-либо прогнозы развития экономических отношений между странами?
- Эти отношения будут развиваться, главным образом, с теми странами, у которых нет никаких политических противоречий с Россией.
Но у стран Балтии уже не та «ёмкость», всё распределено. Новых проектов нет, и поэтому речь идёт о совершенствовании того, что уже есть. А это, понятное дело, не даёт больших приростов.
Другой вопрос – чтобы их бизнес, Прибалтики и ЕС, заходил в Россию. Важно, чтобы они к нам шли. Условия для этого, я думаю, есть. Единственная неприятность в том, что у нас не растёт ВВП, потребительский рынок встал, а ещё у нас неустойчивое финансовое положение. Но все эти вопросы решаемы, и всё зависит от того, какой у нас инвестиционный климат в целом, насколько заинтересованы в экономических связях региональные власти.
Возьмём Калининград. Там Германия, Швеция, Дания. Экономические связи Эстонии и Латвии в этом регионе слабые, поскольку это не их «угодья», тут Литва и Польша. К тому же с Польшей открыта граница для туристов, можно на один день съездить в Гданьск и обратно. Там и активная торговля идёт, люди ездят и покупают друг у друга сосиски, они в Польше ведь дешевле, чем в Калининграде. В общем есть свои детали.
- Открывает ли какие-то новые возможности для экономик стран Балтии созданное по соседству обширное Единое экономическое пространство?
- Может быть, и открывает, но нужно, чтобы были крупные компании, которых бы интересовал этот объединенный рынок. Если есть такие продукты и услуги, которые можно реализовать и в Казахстане, и в Белоруссии, и в России, то, конечно, ЕЭП выгодно. А если ты поставляешь только сыр, то это связь с определёнными магазинами, куда этот сыр поступает на реализацию.
Иными словами, всё зависит от вида бизнеса. Если он требует рыночной экспансии, тогда Единое экономическое пространство что-то даёт, а если бизнес локальный, местный, то они как торговали, так и будут торговать.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий