вторник, 25 января 2011 г.

Выборы – это религиозная война

В предвыборной пропаганде побеждает не тот, кто приводит аргументы, а тот, кто сумел вызвать доверие избирателей, утверждает эксперт по вопросам рекламы Линнар Приймяги.
 
«Пропаганда – вид рекламы, который добивается как можно более одинакового поведения как можно большего количества людей в одно и то же время. Именно этого хочет каждая партия на выборах: чтобы все избиратели как один проголосовали за нее. Поэтому предвыборный период – это время пропагандистской войны», - пишет Приймяги в статье, опубликованной на сайте poliitika.postimees.ee.

Приймяги ссылается на опыт американских военных специалистов по пропаганде, согласно заключениям которых воздействие пропаганды зависит на 60-90% от эмоциональной составляющей. Чем выше потребности, к которым апеллирует пропаганда, тем больше растет доля эмоциональной составляющей – за счет рациональной.

«Когда эстонское общество обещало «есть картофельные очистки во имя свободы» во времена поющей революции, это было общество пропаганды, в котором эмоциональные ценности доминировали над рациональными. Перед выборами всякое общество становится обществом пропаганды, - пишет Приймяги. – Жалобы какого-нибудь интеллектуала на то, что вместо рационального анализа предвыборных программ занимаются популистскими лозунгами, вызывают лишь усмешку. На войне как на войне».

«В пропагандистской войне побеждает не тот, кто аргументирует, а тот, кому верят. В этом смыслы предвыборная борьба – это религиозная война. Предвыборная борьба консолидирует всех участников. Вся паства собирается вокруг своего религиозного лидера. Нынешняя кампания предвыборных плакатов выполняет именно эту функцию», - пишет Приймяги.

Приймяги кратко проанализировал уличную предвыборную рекламу.

По оценке эксперта, кампания социал-демократов под лозунгом «Новое начало!», но со старыми лицами, не говорит ничего стороннему наблюдателю.

«Лозунг Союза Отечества «Твоя уверенная победа!» тоже снабжен истерическим восклицательным знаком, как и лозунг соцдемов, как будто бы авторы лозунга не до конца уверены в своих словах. Это предложение было бы значительно более убедительным без восклицательного знака», - пишет Приймяги.

«Но и это «ура» адресовано самим себе. Иначе как можно объединить обещанную «уверенную победу», т.е. бесплатное высшее образование для всех, с уже имеющимся явным поражением – с отменой возврата налога с процентов по учебному кредиту? От этого выиграл только бюджет правящей коалиции. Слово «ты» в лозунге говорит о товарищах по партии», - размышляет Приймяги.

По оценке Приймяги, еще более открыто говорит о «своих людях» лозунг реформистов – «Можешь быть уверен». «Убежденно, подчеркнуто без восклицательного знака. У людей Ансипа и дальше все будет хорошо. А в чем могут быть уверены безработные?» - вопрошает Приймяги.

«Центристы уже второй раз допустили ту же самую ошибку. Раньше ведущие фигуры стояли на плакатах, держа на груди табличку с надписью «Перемена», как будто ожидая, когда их самих заменят. А сейчас они смотрят с плакатов, на которых написано «Хватит!», как будто бы это приклеили их противники, мол, хватит этих лиц», - пишет Приймяги.

«Конечно, это на подсознательном уровне консолидирует паству центристов. Такова задача плакатной кампании – напоминание перед боем. Правда, предварительное сражение можно было дать уже на плакатах, например, эмоциональным лозунгом «И-за евро Ансипа поднялись цены». Партии реформ было бы трудно доказать, что это неправда, а на остальной народ это бы глубоко повлияло. Но эту возможность не использовали», - пишет Приймяги.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Комментариев нет: