Вячеслав Иванов.
В самом начале «лихих 90-х» мне довелось беседовать с одним профессиональным колдуном. Тогда в этой области наблюдался настоящий бум. Экстрасенсы, гадалки, «магистры белыя, черныя и серыя магии», колдуны, ясновидящие, парапсихологи, телепаты, потомственные ведуны и ведьмы переживали ренессанс; страницы газет, волны теле- и радио-эфира были заполнены их объявлениями и леденящими кровь историями о феноменальных случаях паранормального воздействия.
Мой знакомец, надо признать, на общем фоне выделялся некоторой неброскостью, я бы даже сказал, невзрачностью. Никакой оккультной атрибутики, никаких таинственных аксессуаров в виде совиного чучела, магических масок на стенах или человеческого черепа на столе; ничего демонического во взгляде… Ну, разве что несколько икон разного формата, так их сегодня можно увидеть и в кабинетах банкиров, не говоря уже про президентов и премьер-министров (правда, не эстонских). А так: вполне современный деловой офис с компьютерами, евроремонтом и тихими мальчиками-клерками в белых рубашках и при галстуках, с очень внимательными глазами.
Скуповатый на слова, в какой-то момент хозяин офиса вдруг (видимо, спровоцированный моим скепсисом) разразился целой тирадой, суть которой сводилась к следующему: «А вы что, думаете, политики не прибегают к услугам магии? Да я вам могу назвать с десяток эстонских имён из этой когорты, кто регулярно ездит в Печёрский монастырь или в Израиль, где заказывают – не молебны, нет! – а самые настоящие ритуальные «мероприятия» по наведению порчи на конкурентов или чего-то в этом роде!». Правда, конкретных имён так и не назвал…
Почему именно сейчас мне вспомнился этот разговор? На мой взгляд, многие действия исполнительной власти Эстонии вполне вписываются в нарисованную магом картину.
Ведь с чего, собственно, начался нынешний взлёт Реформистской партии? До 2005 года она уверенно занимала вторую строчку в рейтинговых опросах, уступая центристам – пусть немного, но всё-таки уступая. А в 2003-м, когда невиданный рывок совершила молодая и очень энергичная, и потому завоевавшая симпатии большой части избирателей, партия Res Publica, реформисты опустились даже на третью позицию.
И вот в 2007 году состоялся перенос памятника советским воинам с холма Тынисмяги на воинское кладбище. То есть свершилось действие, по признанию большинства трезвомыслящих политологов, социологов и психологов, чисто ритуальное, не имеющее ничего общего с рациональными, объективными экономическими и социальными потребностями общества. И мгновенно престиж Реформисткой партии и лично Андруса Ансипа вознёсся на недосягаемую высоту.
При этом важно учитывать не только то, ЧТО именно было сделано, но и то, КАК это было сделано. Ещё накануне премьер-министр торжественно заверял общественность, что перенос памятника будет произведён по всем правилам, с соблюдением воинских почестей, в торжественной, соответствующей моменту, обстановке. Фактически же памятник, а вместе с ним – и чувства многочисленной группы населения, для которой он был неким символом, – были осквернены. Или, как сегодня принято выражаться, опущены: и самой процедурой переноса, и спровоцированными – при явном попустительстве властей – беспорядками «бронзовой ночи». В полном соответствии с правилами надругательства над тотемом враждебного племени.
А дальше выстраивается целая цепочка схожих действий.
Среди них – установка «Креста Свободы» в центре Таллина. Причём против этого выступали уже не только русскоязычные радетели возвращения на прежнее место Бронзового солдата, но и многие деятели культуры и науки из эстонской общины. Десятки, если не сотни известных художников, архитекторов, скульпторов, учёных, писателей… Их мнение было проигнорировано. Неподалёку от осквернённого места вражеского тотема был воздвигнут СВОЙ тотем.
Вообще-то и жёсткий курс на введение евро тоже вписывается в эту цепочку. Недаром один из наиболее авторитетных финансистов Северных стран, вице-президент шведского банка Svenska Handelsbanken Бу Краг назвал стремление Эстонии в зону евро «новой религией» нашего правительства.
Но камлание на этом не заканчивается. Сейчас раскручивается скандал вокруг Сависаара, и попутно, как бы ненароком, но не менее чем в 75 процентах публикаций на эту тему, упоминается строящийся православный храм на Ласнамяэ, под который, якобы, мэр эстонской столицы просил денег у российской стороны – с намерением употребить эти деньги для рекламы своей партии. Так это или не так, но тут должен сработать принцип из анекдота: вилки-то нашлись, но осадок остался… Осадок в сознании эстонского электората: этот храм – лишь инструмент для достижения «агентом Кремля» Эдгаром Сависааром враждебных эстонскому народу целей.
Как хотите, но я бы на месте митрополита Корнилия организовал особый молебен и Крестный ход на Ласнамяэ для очищения возводимого храма от скверны. Иначе – не постигла бы эту церковь судьба монумента на площади Свободы, у которого темнеет то, что темнеть не должно; отваливается то, что отваливаться не может; гаснет то, чему гаснуть не положено…
Источник veneportaal.ee
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий