Что мы знаем об истории своего народа, своего края, страны? Наверное, в первую очередь то, чему нас «научили в школе». К сожалению, историческая наука давно потеряла свою независимость, превратившись в некоторое дополнение к идеологической составляющей любого государства. Сменяются режимы – меняются и учебники истории, одними из первых, замечу. Наверное, каждый из вас неоднократно слышал лозунги о недопущении пересмотра истории. Правда, это, в основном, касается Второй Мировой и ее итогов, тем не менее, вынужден признать, что иной раз встряхнуть старушку историю не мешает. Советская историография была жутко политизирована и писалась в угоду советскому политическому режиму. Многое замалчивалось, многое придумывалось. Напортачено с русской историей порядочно, не всегда то, чему нас учили в школе, было на самом деле. Тут историкам работы непочатый край, разгребать завалы советского прошлого.
Это уже классика: «историю пишут политики». И не только как творцы этой самой истории, но и как те, кто определяет то, что должны знать мы и наши дети о своем прошлом. Понимаете, какой-то дядя с партбилетом в кармане, определяет, что мы должны знать о своем народе, а что лучше вычеркнуть из нашей памяти.
Не является исключением в этом плане и Эстония, если о Второй мировой, точнее о пересмотре ее итогов, о разности взглядов на ряд событий прошлого века говорят много, то как-то мало обращают внимание на интерпретацию событий давно минувших лет, а ведь и там, подтасовывая факты, замалчивая некоторые события политики формируют общественное мнение.
В сентябре 2010 года, Ааду Муст (Aadu Must), глава тартуского воликогу, центрист, разместил на сайте «Тартуского Почтальона» свою статью, в которой он, рассказывая о находках эстонских археологов в Новом Ихасте, задается вопросом: какой же юбилей должен праздновать город Тарту. В 10 000 лет или 775. Я, если честно, всю свою сознательную жизнь думал, что Тарту – Юрьеву скоро (лет так через 20) праздновать тысячелетний юбилей, а тут, у моего города украли целых 225 лет истории.
Конечно, древняя стоянка, датируемая 8000 до н.э., к городу не имеет никакого отношения, и говорить о 10 000 годах города Тарту – абсурдно. Во-первых, стоянка эта находится в стороне от исторического центра Тарту. Во-вторых, нет никаких доказательств непрерывности существования этой стоянки или поселения, хотя бы до 7-8 века н.э. Ну и, естественно, вопрос об этнической принадлежности тех людей, что остановились 10 000 лет назад на берегах Эмайыги, весьма сложен. Хотя, как писал в своей статье «А были ли они эстонцами?» (журнал «Горизонты Эстонии» 2008г стр 8-15) археолог Айвар Крийска, «в историческом плане эстонец – понятие молодое». Тем не менее, продолжает он, первым эстонцем следует считать первого человека, рожденного на территории современной Эстонии. Т.е. эстонцами можно признать людей, пришедших и остановившихся здесь 10 000 - 15 000 лет назад, как сошел ледник, а вот признать «эстонцами», в плане, жителями Эстонии, и полноправными гражданами, рожденных в прошлом веке или за последнее десятилетие на территории нашей страны как-то не получается.
Но вернемся к городу Тарту и его истории. Ааду Муст в своей статье приводит высказывание другого археолога, Айна Мяэсалу (Ain Mäesalu) о том, что всем, кто учился в советской школе, очень хорошо известно, что Тарту был основан русским князем Ярославом Мудрым в 1030 году. Тут мы, естественно, с ним согласны. Вот что говорит «Повесть Временных Лет» под датой 1030год: «Сего лѣта иде Ярославъ на чюдь, и побѣди я, и постави городъ Юрьевъ».
А вот дальше начинаются весьма интересные откровения. Мяэсалу заявляет примерно следующее: мол, хоть Ярослава Мудрого и очень любят в русской исторической литературе, но он был завоеватель, пришел, сжег старое эстонское городище и положил начало «первой русской оккупации». И нехорошо считать датой основания города Тарту тот день, когда сожгли городище.
Да, конечно, эти слова могли быть произнесены исамаалийтчиком Мяэсалу, они хорошо вписываются в идеологическую установку: «вас тут не было» и «русские - вечные оккупанты». Но вот писать подобные вещи о «первой русской оккупации» центристу Мусту, пристойно ли? Не та ли партия, в которой он состоит, заявляет о том, что она является гарантом и защитой для русских, проживающих в Эстонии? Хотя, о чем это я….
В 2003 году в Эстонии принят «закон о репрессированных оккупационными режимами», есть в нем вот такие параграфы:
«§1. Цели и сфера применения закона
(1) Целью данного закона является сгладить несправедливость в отношении незаконно репрессированных частных лиц со стороны оккупировавших Эстонию стран в период с 16 июня 1940 по 20 августа 1991 гг.
§3. Страна - оккупант
Страной–оккупантом в понимании данного закона являются страны, оккупировавшие Эстонию с 16 июня 1940 по 20 августа 1991 гг».
В общем, тут понятно, что разговор идет о «третьей оккупации». Разработка и принятие этого закона, по которому более 300 тысяч человек были признаны оккупантами, был инициирован…. Кем вы думаете? Правильно: центристской фракцией Рийгикогу, ну и правительством Эстонии, тогда премьер-министром был Сийм Каллас.
В ходе обсуждения проекта, центристы предложили некоторые поправки к проекту закона (зампредседателя фракции – Михаил Стальнухин, период 24.03.2003-25.10.2005, источник riigikogu.ee, например: «Увеличить время продолжительности указанных в законе репрессий до 20 августа 1991».
Первоначальный вариант закона, предложенный правительством, предусматривал дату 1 января 1954. (Конституционная комиссия, протоколы внеочередных заседаний: №34/38 от 17.11.2003, №39/44 от 09.12.2003) И, естественно, этот закон был принят без возражений, в том числе и со стороны центристской партии. Мало того, что они признали подавляющее большинство русских на законодательном уровне оккупантами, так еще и заложили правовую базу для возможных в будущем финансовых претензий со стороны пострадавших физических лиц к РФ, как правопреемнице СССР. И это сделали официальные друзья «Единой России». Странно только то, что они тогда еще в этот закон не внесли сразу положения о «трех русских оккупациях», а ведь могли бы.
Но мы чуть отвлеклись от сути вопроса. Мяэсалу и Муст, проявляя свойственное единодушие, которое возникает у центристов и исамаа, когда дело касается русского вопроса, в один голос заявляют, что русские вечные оккупанты и их тут до вторжения «завоевателя» Ярослава Мудрого не было. Что ж, придется рассказать об истории Тарту\Юрьева и поселения, ему предшествующего, чуть подробней.
По данным археологов, проводивших раскопки в Тарту с середины 1950-ых годов, поселение, из которого впоследствии вырос город, возникло примерно в первой середине 1 тысячелетия нашей эры. В наиболее древних слоях, как раз середина 1 тысячелетия – 7-8 век найдены в значительном количестве фрагменты керамики разных типов, в том числе и некоторое количество текстильной и штрихованной керамики, характерной как для эстонских, так и для славянских древностей.
Первое же городище было построено в этом месте в 8-9 веках. Большинство находок, сделанных на городище, относятся к 10 веку.
«Сразу за пределами городища, между городищем и рекой Омовжа, располагалось поселение. Находки из этого комплекса (лепная керамика, украшения, фрагменты тиглей, литейные формы и другие орудия труда) типичны для так называемой рыугеской культуры.
На городище, в слое так называемой рыугеской культуры, лежал пласт, содержавший много керамики новгородского и псковского типов. Кроме этого, там нашли и шиферное пряслице. Шиферные пряслица — типичные находки для древнерусских городов, на территории Эстонии такие пряслица очень редкие находки».(arhivu.ru)
Омовжа – это название реки Эмайыги, которое встречается в русских летописях. Рыугеская культура, о которой говорится в процитированном мной отрывке, это 7-9 век, и в слоях этой культуры довольно значительное количество фрагментов славянской керамики, это же может указывать лишь на то, что на городище, предшествовавшем Юрьеву, задолго до похода Ярослава Мудрого, проживали славяне. В этом нет ничего необычного, по данным на 1979 год, на территории Эстонии насчитывали 1432 каменных могильника, 984 длинных кургана и 306 грунтовых могильников балтославян; соотношение русских (славянских) и эстонских могильников - один к одному. При этом наиболее древние длинные курганы на территории Эстонии датируются 7-8 веком. Современные эстонские историки, правда, пытаются объяснить наличие курганов славянского типа «культурным влиянием», дескать, это древние эсты подглядели, как кривичи своих покойников хоронят и переняли их обычаи. Нелепо, но что только не придумают, лишь бы попытаться доказать, что «вас тут не стояло». Тем не менее, на юго-востоке нынешней Эстонии проживали славяне и это исторический факт, правда, который, современные политики и подчиненные им историки пытаются предать забвению, из учебников по истории Эстонии это уже давно выкинуто.
Изучение же находок культурного слоя Тарту, относящегося к X–XI вв., показало, что здесь преобладают фрагменты керамики, характерные для Новгорода начала и середины XI в., в то время как на других городищах и могильниках Эстонии она нигде не встречается. Что, опять же, показывает доминантное преобладание славянского населения в данном регионе.
Официальное упоминание постройки города связано с именем Ярослава Мудрого и его походом 1030 года, правда, в точности даты можно слегка усомниться. Дело в том, что зачастую летописцы на Руси использовали при написании летописей различные системы летоисчисления, которые, порой, имеют разницу в десять лет. Так, в знаменитой «Повести временных лет», по радзивиловскому списку прослеживают 6 различных систем летоисчисления.
Итак, скорее всего, «завоевательный» поход на городище Тарбиту (Турово?) и основание города Юрьева Ярославом Мудрым, был предпринят в ходе его борьбы за подчинение Пскова. В то время, в Пскове сидел брат Ярослава Судислав Владимирович. По данным же псковских археологов, где-то в районе 1040 года, Псков был сожжен, после его восстановления в культурном слое больше не присутствуют следы, характерные для балтских или финских племен, а также наблюдается полное исчезновение языческой атрибутики. Вполне возможно, что события, происходившие на протяжении примерно 1030-40г, на территории, заселенной славянами, и входившей в зону интересов Киевской Руси, на Псковщине и части современной Эстонии – происходили в рамках «гражданской войны», впоследствии несколько столетий кряду терзавшей Русь, и параллельно же с этим шла христианизация удаленных от метрополии славянских поселений.
Исходя из всего выше изложенного, я бы не ставил точки в деле «первой русской оккупации» и «сожжении древнего эстонского поселения». Тут историкам и краеведам еще поработать не мешало бы.
Вернемся к Аадо Мусту, пламенному центристу. Вот не желает он признавать, что Юрьев был основан в 1030 году, ему милее, оказывается, что Тарту получил права города в 1262 году, правда, почему-то он умолчал, из чьих рук Тарту получил статус города. Но вот, что интересно, выходит, несмотря на то, что Тарту получил статус города в 1262 году, по словам Муста, уже в 1235 году в Тарту был посажен епископ и весь «христианский мир узнал о Тарту», и вот именно эту дату он предлагает считать датой рождения города.
Конечно, ведь по представлению современных эстонских историков, после сожжения эстами Юрьева в 1061 году и до появления немцев в 1223 году, которые и заложили здесь свой город, ничего не было. Пустырь и лишь только ветер гулял над речной волной. Вот только интересно, куда в 1223 году прибыл русский князь Вячко. Что он вместе с эстонским вождем Мэлисом защищал от немцев? Пустырь? Или вотчину русских князей? За что тогда поставлен в Тарту памятник князю Вячко и Мэлису? И о битве за какой город писал Генрих Ливонский в своих хрониках?
Всеми силами эстонские этнократы пытаются вымарать любой русский след в истории эстонской земли. И в этом деле исамаалийтчики, реформисты и центристы идут рука об руку, одной командой. Одни говорят о вечных русских оккупантах, другие переписывают историю в угоду нынешней политической ситуации, оправдывая политику дискриминации русского населения страны исторически сложившейся ситуацией и тем, что корни оной прослеживаются сквозь века. Нам пытаются навязать мнение, что нас «тут не стояло», что мы не имеем никакого отношения к этой земле, что мы тут гости, причем, порой, нежелательные, трудовые мигранты, которые приехали на заработки, а возвращаться на родину не желают. Поэтому и не угоден нынешнему режиму князь Вячко, бившийся плечом к плечу с Мэлисом, русские и эсты вместе сражались и погибали, защищая СВОЮ землю. Проще замолчать, забыть, вычеркнуть из «новой истории» его имя. Что весьма успешно воплощается в жизнь. Зачем говорить о тысячелетнем Тарту? Ведь это русские оккупанты, кровожадные варвары, поставили город. Лучше уж пусть основателями города будут немецкие просветители, приобщившие эстов к ценностям христианского мира и ровно 775 лет назад поведавшие этому миру о городе Тарту.
Всеми силами эстонские этнократы пытаются вымарать любой русский след в истории эстонской земли. И в этом деле исамаалийтчики, реформисты и центристы идут рука об руку, одной командой. Одни говорят о вечных русских оккупантах, другие переписывают историю в угоду нынешней политической ситуации, оправдывая политику дискриминации русского населения страны исторически сложившейся ситуацией и тем, что корни оной прослеживаются сквозь века. Нам пытаются навязать мнение, что нас «тут не стояло», что мы не имеем никакого отношения к этой земле, что мы тут гости, причем, порой, нежелательные, трудовые мигранты, которые приехали на заработки, а возвращаться на родину не желают. Поэтому и не угоден нынешнему режиму князь Вячко, бившийся плечом к плечу с Мэлисом, русские и эсты вместе сражались и погибали, защищая СВОЮ землю. Проще замолчать, забыть, вычеркнуть из «новой истории» его имя. Что весьма успешно воплощается в жизнь. Зачем говорить о тысячелетнем Тарту? Ведь это русские оккупанты, кровожадные варвары, поставили город. Лучше уж пусть основателями города будут немецкие просветители, приобщившие эстов к ценностям христианского мира и ровно 775 лет назад поведавшие этому миру о городе Тарту.
А нас тут стояло и стоять будет. И мы будем помнить своих героев и свои корни. Эстония – это наш общий дом, один на всех. И мы вместе в ответе за будущее этой земли и то, каким будет это будущее, зависит от каждого из вас, в том числе и от того выбора, который вы сделаете 6 марта 2011 года.
Под эгидой Русской партии Эстонии на выборах выступает «Русская Сборная». Зачем это нужно Русской партии Эстонии? Возможно, в том числе и для того, чтобы центристы Мусты или исамаалийтчики Мяэсалу окончательно не вычеркнули из истории Эстонии русское имя. Для того, чтобы русский голос прозвучал в парламенте, для того чтобы русские имели те же права, что и эстонцы.
Тебе выбирать, избиратель: равноправие или статус «вечного оккупанта» от центристов с исамаалийтчиками.
Русские, голосуйте за русских! За Русский Список! За Русскую Партию! За Русскую Сборную! Вместе мы - сила!
Ещё по данной теме:
Юрий Десятников: Хватит центристской ЛЖИ!
Юрий Десятников: Русские должны жить достойно
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий