вторник, 1 ноября 2011 г.

Красная Зорька № 33: Ахинея со смыслом, или Март Лаар

Не успела напуганная общественность Эстонии переварить предупреждение главы своего военного ведомства Марта Лаара о вероятности российского танкового броска из Пскова на Таллин, как последовало новое заявление бдительного министра – о формировании в эстонской армии собственного броневого кулака. Если ещё недавно Лаар рассуждал о том, что остановить русские танки можно пока лишь подручными средствами – бутылками с зажигательной смесью, завалами дорог, подрывом мостов, то теперь от партизанщины решено отказаться. «Обязательство по созданию танкового потенциала стоит у нас в плане развития военной обороны Эстонии, который мы на данный момент пересматриваем», – объявил Лаар. Ещё бы – русские вот-вот пойдут!

Только куда и зачем – министр не объясняет. И для чего русским танковый бросок на Таллин, какую оперативную или на худой конец тактическую цель представляет эстонская столица для российской армии – тоже не комментирует. Потому что комментировать нечего – налицо блеф чистой воды, как точно определил бывший начальник Главного управления Сухопутных войск Вооруженных сил РФ генерал-полковник Юрий Букреев. «Никогда у нас не было даже намеков, не говоря уже о разработке каких-то планов по нападению на Эстонию», – прокомментировал он «Интерфаксу» развязные тирады эстонского министра. По словам Ю. Букреева, руководство Минобороны Эстонии, «видимо, таким необычным способом хочет обратить внимание Запада на эстонскую армию», а «угрозы страшнее, чем русские танки, министр обороны не нашел», хотя в составе Объединенного стратегического командования «Запад» у российской армии нет ни одной танковой бригады или даже танкового полка.

Коллаж Евгения Капова.
Тем не менее вокруг блефа стала выстраиваться интрига. В Эстонии на полном серьёзе стали вдруг рассуждать о военных действиях против России. За министром потянулись его подчиненные. Пугать так пугать! Командующий силами обороны генерал-лейтенант Антс Лаанеотс высказал крайнюю озабоченность сделкой по приобретению Россией у Франции военных кораблей типа «Мистраль». «Если французы в итоге пойдут на сделку с Россией, нам придется задуматься о мерах безопасности на случай, если корабль направят в Балтийское море», – заявил эстонский командующий.

Тему с готовностью подхватила местная газета Eesti Ekspress, ставшая обсуждать, как лучше уничтожать российские корабли. «Все способы уничтожения кораблей типа «Мистраль» в составе ВМФ России, – просветила она читателей, – основаны на размере корабля, который не способен быстро маневрировать, а значит, является легкой мишенью». Поразить вертолетоносец предлагается противокорабельными ракетами, торпедами, минами и артиллерийскими снарядами калибра 305 миллиметров. Воспаленное воображение нарисовало также вариант блокирования «Мистраля» между островами на одном из участков Балтийского моря и его последующего поражения снарядами большого калибра.

Интересно, верят ли сами эстонские военные в ту ахинею, которую они скармливают публике? Впрочем, верят, не верят – разницы нет, когда речь заходит о большой политике. А речь вроде бы как раз о ней.

Коллаж. Март Лаар на защите государства.
Тема защиты силами альянса стран Балтии была поднята сразу после войны в Южной Осетии в 2008 г. Согласно документам, опубликованным WikiLeaks, эстонские власти постоянно просили США и Евросоюз надавить на Россию по ряду вопросов. Президент Тоомас Хендрик Ильвес требовал у НАТО выработать четкую стратегию против «воинственной и агрессивной» России и потом долго сетовал в переписке, что альянс не в состоянии это сделать.

Идя навстречу пожеланиям союзников, в НАТО выразили готовность разработать новый план по защите Балтии. В конце 2010 г. газета Guardian, ссылаясь на одну из утечек WikiLeaks, писала, что такой план действительно был разработан. По данным источника, оборонительная схема под кодовым названием «Eagle» подразумевает, что в случае агрессии со стороны России НАТО введёт в действие на Балтике девять дивизий — американских, немецких, британских и польских. Пока же вклад альянса в защиту стран Балтии заключается, в первую очередь, в охране воздушного пространства региона. Небо Прибалтики патрулируют истребители союзников (в настоящее время – французы), которые базируются на литовской авиабазе Зокняй. Страны блока по очереди несут дежурство, предоставляя свои самолеты для этой миссии.

Виден в новом информационном наступлении, предпринятом М. Лааром, и внутриполитический, партийный аспект. Эстонский военный министр – лидер правой консервативной националистической партии «Союз Отечества и Res Publica», дважды был премьер-министром страны. Как привлечь дополнительных сторонников? Путь проверенный - за счет националистов, нагнетая истерию по поводу угрозы со стороны восточного соседа. Г-ну Лаару прислушаться бы к мнению коллеги из Финляндии Стефана Валлина, который на днях посоветовал не раздувать военную угрозу со стороны России. Однако что останется тогда партии Лаара? Вот и взялся министр эксплуатировать чувство страха у своих соотечественников.

Не исключено, конечно, что нести ахинею Лаара побуждают причины, так сказать, сугубо материального свойства. Чтобы гарантировать бесперебойные военные поставки для американских и натовских войск в Афганистане, США в течение последних лет развивают т. н. Северную распределительную сеть – Northern Distribution Network (NDN). Важнейший маршрут NDN – «СРС-Север» начинается во всепогодном порту Риге, где с американских контейнеровозов грузы переваливаются на российские железнодорожные составы, которые затем направляются через Россию, Казахстан и Узбекистан в северный Афганистан. (Россия осуществляет транзит по своей территории невоенных грузов для Международных сил содействия миру и безопасности в Афганистане в соответствии с рамочной договоренностью, достигнутой между Москвой и Брюсселем в апреле 2008 г., а затем по соглашению о транзите военных грузов в Афганистан через российскую территорию, подписанному в ходе первого официального визита Б. Обамы в Россию и вступившему в силу в сентябре 2009 г.)

Итак, старт трансконтинентальному маршруту движения натовских грузов в Афганистан даётся в Риге. А почему не в Таллине, обеспечивающем такое же круглогодичное морское сообщение, задумались в эстонском правительстве? Тем более что за семь месяцев текущего года Таллинский порт хоть и оказался лидером по грузообороту среди портов стран Балтии – 22,09 млн. тонн грузов, но прирост такового составил всего 5%. А вот в Риге грузооборот увеличился аж на 15,8%, достигнув 20 млн. тонн. В том числе и за счет перевалки натовских грузов для МССБ. Они значительны: по сведениям газеты «Известия», только за 2009 (вторая половина) – 2010 гг. через территорию России по железной дороге переброшено порядка 6 тысяч контейнеров.

На дворе кризис, грядут тяжелые времена, зачем же добровольно упускать гарантированные и немалые доходы? К тому же включение Эстонии в Северную сеть поставок расширит участие эстонской стороны в натовских программах, чего так добиваются в Таллине. Так что ахинея, которую несёт Март Лаар, - ахинея со смыслом.
Прожектор Пэрис Хилтон про Эстонию



Ещё:
Красная Зорька № 32: Параллельные миры существуют. Доказано Ансипом.
Красная Зорька №31: Странная президентская компания и пиррова победа Сависаара
Красная Зорька №30: В поисках министра обороны
Красная Зорька № 29: Сначала права эстонцев, потом – права человека!
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: