На "подготовленных" частях горы укладывают бентонитовые маты и дренажную ткань; на заднем плане - уже покрытая породой часть, где выкопаны и ямки для посадки деревьев. |
Закрывающее кивиылискую полукоксовую гору АS Skanska EMV начало там видимые глазу работы в марте нынешнего года. После долгого разгона, означавшего для фирмы проектирование и исследование, взвешивание и перепроектирование.
Теперь, когда здесь ведутся несколько работ одновременно и все идет как надо, член правления Skanska EMV Тоомас Алле называет наиболее сложным именно период проектирования.
«Рвались сюда еще в 2010 году, очень хотели начать, но не могли», – говорит он о потребовавших времени предварительных работах, существенной частью которых было изменение материала, укладываемого на водостойкий материал.
Первоначальный проект предусматривал покрытие отвала перед озеленением свежим полукоксом. В этом случае пришлось бы собирать отдельно стекающую по горе почвенную воду и очищать ее перед тем, как спустить в природу. К тому же, получить столь большие объемы свежего кокса оказалось бы сложно. Только полукокса с кивиылиского химкомбината не хватило бы, его пришлось бы подвозить и из VKG. Замена свежего полукокса породой – вернее, измельченной до состояния крупного щебня породой – упрощает дело.
«Теперь мы гораздо увереннее в поставках», – заверил Алле.
Стекающая по отвалу чистая вода осадков поступает в окружающую гору канаву и отправляется через уравнивающую емкость в ручей Ууэмыйза.
Перенос почвы вышел на финишную прямую
Участок работы Skanska EMV на кивиылиском отвале охватывает площадь в 19,5 гектара. В пределах этой территории перенесено будет около 770 000 кубометров полукокса. В основном его вывозят с более высоких мест в низинки на самосвалах, а частично экскаваторы просто сваливают его ковшами сверху вниз. Большая часть этой массы уже на новом месте, осталось передвинуть лишь чуть более ста тысяч кубометров. Поскольку в неделю успевают перебросить около двадцати тысяч кубов, то с этой работой надеются покончить к концу года. Если только рано не ляжет слишком глубокий снег.
«Десятисантиметровый слой снега нам еще не мешает, а вот двадцатисантиметровый – да, – говорит руководитель объекта Мати Келиндеман. – Поднять почву при таком снеге мы смогли бы, но уложить в другом месте ее уже нельзя: весной, когда снег начнет таять, там могут образоваться провалы».
На вершине обкусанного на 30 метров отвала работают в клубах пара экскаваторы и самосвалы АS Temiir – гора изнутри теплая, где-то градусов пятьдесят. Пыли при нынешней сырой погоде нет. Летом была, так что дороги часто приходилось поливать и водителям рекомендовали пользоваться респираторами.
Видно сразу все работы
Ниже люди из АS Viacon Eesti занимаются укладкой покрытия на распланированных и уплотненных склонах. Сначала – водостойкие бентонитовые маты («Это будто войлочная ткань, между двумя слоями которой – глина; глина от влаги набухает и образует слой, через который вода не проходит», – поясняет Келиндеман), на них – дренажная ткань, задача которой – отводить вниз с отвала в канаву осадочную воду, просачивающуюся через слой породы.
Если участок под покрытиями можно подготовить на большей площади и оставить в ожидании, то бентонитовые маты более трех дней под открытым небом находиться не могут, а значит, за это время надо успеть уложить слой привозимой с разреза «Aidu» породы. Породу измельчает на разрезе АS Kiviluks, а доставка и насыпка ее слоем нужной толщины – это работа ТОО Kaurits.
Все примерно 20 гектаров в заключение покроют травой, посеяв ее не обычным способом, а с помощью шлангов и гидропосева. Два с половиной гектара таким образом уже обрели зеленоватый цвет. Шесть с четвертью гектаров поверхности отвала будут, к тому же, покрыты березовыми саженцами. К этой работе тоже приступили – на одной части горы ямки для посадки выкопаны, и 40-сантиметровые саженцы высадят в них уже в нынешнем году.
Уникальный опыт
«Эти горы уникальны, и ведь такого опыта особо нет», – признается Тоомас Алле.
Мати Келиндеман вспоминает, что в самом начале две недели возились с тем, как вообще загнать машины на отвал. Склоны были настолько крутыми, что прежде пришлось прокопать ковшом экскаватора серпантины, по которым и смогла передвигаться остальная техника. Экскаваторщики в первые дни признавались, что там, наверху, немного жутковато…
Своеобразной эта гора оказалась и в другом отношении: местами была покрыта зольной пылью, в которую нога проваливалась, местами – зацементированной страшно твердой массой.
«Но технике она покорилась», – подтвердил Алле.
Хотя начало работ и затянулось, сейчас график даже чуть опережают. В срок – к концу будущего года – работы выполнят наверняка.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий