вторник, 10 мая 2011 г.

Социолог: 9 мая для русских — больше, чем День Победы

9 мая для многих русскоязычных жителей Латвии имеет не только историческую, праздничную подоплеку, но и, в определенной степени накладываясь на наши местные реалии, является символом единения, принадлежности к «нашим» и, возможно, даже неким проявлением протеста, цитирует социолога Айгарса Фрейманиса TVNET.


- Несмотря на то, что Вторая мировая война с каждым годом от нас все дальше и дальше, число людей, которые 9 мая приходят к Памятнику победы не уменьшается, если даже не становится больше. Как вы думаете, почему?

- Сразу же хочу сказать, что День Победы — это праздник со знаком «плюс». Думаю, в этот день можно говорить о двух факторах. История — это повод - и очень серьезный повод, ведь война затронула почти все семьи. Кстати, 9 мая отличается от 16 марта — Дня памяти легионеров.

И речь здесь не о противоположном идеологическом наполнении этих дат, а в том, что 16 марта с исторической точки зрения — немного искаженная дата, немного искусственная, в ней нет того реального насыщения, которое есть в 9 мая.

Второй фактор, который относится и к 16 марта — это попытка демонстрации отношения к чему-то или кому-то. Чего больше — истории или проявления принадлежности, сказать трудно.

Здесь всего в достатке. Но все равно, 9 мая, нравится это кому-то или не нравится, - для многих людей праздник. И не стоит их за это критиковать. Это их жизнь, их заслуга, радость, триумф.

Я не могу сказать, что День Победы для меня является чем-то таким грандиозным, хотя мой дед воевал в Красной армии и имел достаточное количество наград. Он тоже к этому относился весьма спокойно. Но я согласен, что это Великая Победа, и спекуляции по этому поводу абсолютно излишни.

Поэтому высказывания, что, мол, было бы лучше, если бы Гитлер сделал то-то и то-то — это идиотизм не только с точки зрения истории Латвии, но и общеевропейской.

Нужно спокойно относиться к любым социальным проявлениям. Ведь у нас свобода слова, свобода собраний и это прописано в Конституции. Если кто-то относится к этому, мягко говоря, с эмоциональным напряжением, то он должен осознавать, что такое его отношение, в свою очередь, является побуждающим фактором для другой стороны к более активным действиям. Ведь противодействие, как мы знаем, равно действию.

Считаю, очень хорошо, что такие мероприятия проходят в определенные даты, организованно и с определенной, понятной мотивацией и интерпретацией, которые повторяются из года в год. Думаю, со временем, если не произойдет каких-то чрезвычайных событий, 9 мая в Латвии просто превратится в некий исторический символ, который будет все дальше и дальше уходить в историю, но полностью не уйдет никогда.


- То есть, Вы согласны, что 9 мая для живущих в Латвии русскоязычных имеет не только историческое значение, а является чем-то большим, чем День Победы?

- Несомненно. Я думаю, если говорить о России и Латвии, то подоплека 9 мая несколько разная. В России — это масштабный государственный праздник с участием в нем президента, премьера, с парадом, салютом, народными гуляниями и т. д. В нем присутствует и некая театральность.

У нас на государственном уровне это 8 мая. Поэтому 9 мая, когда в России официально отмечает эту дату, у людей в Латвии появляется ощущение, что это немножко как бы праздник оттуда и чувство принадлежности к «нашим». То есть история переплетается с сегодняшними реалиями Латвии. Поэтому для кого-то это действительно символ единения, возможность прийти к Памятнику Победы, высказаться, спеть, пообщаться. Для некоторых, возможно, это демонстрация силы, да даже некая акция протеста.

Но если все это ежегодно проходит именно так, когда все ожидаемо и организованно, то Бога ради! Это лучше, чем какое-то иное радикальное выступление и проявление своих чувств.
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: