воскресенье, 15 мая 2011 г.

Михаил Петров: К вопросу о значении Великой победы

Разговор о победе в войне ныне требует существенных уточнений, поскольку мы, русские имеем три разных события, выпавших на 1945 год.

Победа над Германией

Прежде всего, это победа над нацистской Германией. Феномен этой победы заключается в том, что Великая Отечественная война, будучи формально частью Второй мировой войны, явилась продолжением и победным завершением недовоеванной Германской войны 1914-1918 годов, которая в свою очередь была частью Первой мировой войны. Германская война была прервана революционными событиями в России и в Германии. Обе воюющие стороны не получили законного и справедливого разрешения национальных амбиций. И лишь победа СССР в Великой Отечественной войне поставила в этом конфликте жирную точку.

Повторюсь, быть может, но повтор этот не будет лишним. Несмотря на колоссальные жертвы и варварские способы ведения Германской войны, общественная потребность в канализации насилия не была должным образом реализована. Традиционная европейская экспансия на Восток, хотя и была остановлена, но остановка носила временный (вынужденный) характер, ожесточивший стороны конфликта. Экономические и политические причины новой войны перестали быть основополагающими. На первый план выдвинулась кровь, раса, духовные ценности, идеи расовой справедливости (судьбы), жизненного пространства на Востоке (нем. Lebensraum im Osten).

Россия безуспешно пыталась довоевать Германскую войну, превратив ее в войну гражданскую. Насилие, которое должно было найти выход в противоборстве с тевтонами, обратилось против русских (россиян) – общество взорвалось вовнутрь. Все, что Россия пережила в два последующих десятилетия, было прологом к разрешению Германской войны законным образом. Когда балтийские политики всерьез говорят о том, что малые страны Европы могли бы избегнуть Второй мировой войны, если бы не СССР и Германия, то можно быть уверенным в том, что они просто расчесывают сослагательное наклонение. Война между Германией и Россией (СССР) была неизбежна, поэтому в нее неотвратимо были втянуты все, кто стоял на пути двух держав.

Победа советского (русского!) народа в Великой Отечественной войне не может рассматриваться как победа одной тоталитарной идеологии над другой: кровь победила кровь, народ победил народ – русские духовные ценности победили духовные ценности тевтонов. Все это отнюдь не отменяет вклада других народов в нашу победу, просто мы должны понимать, что стержнем победы был именно русский дух. Не случайно медаль в честь этого события называется «За победу над Германией», хотя на ней довольно места для уточнения какая именно Германия была побеждена – нацистская или (в терминологии того времени) фашистская. Слова немец и фашист за годы войны стали синонимами, но победа над Германией выше победы над захватившим ее политическим режимом. Даже в том случае, когда надпись на медали кажется случайностью, постарайтесь увидеть в этой случайности промысел Божий.

Величие нашей победы заключено в том, что мы, русские довоевали свою – Германскую! – войну, в которой победила не идеология большевизма, но сила русского народного духа.

Бремя той великой победы легло и на нас – детей военного и нескольких послевоенных поколений, обозначив нас детьми и потомками оккупантов, колонистов, незаконных мигрантов. Нас назначили отвечать за подвиги отцов и дедов, поэтому до сих пор мы – душители прибалтийской свободы, сталинисты, инородцы и вообще пятая колонна. К сожалению, бремя это мы не всегда несем с должным достоинством.

Попутно вспомним народную молву. Говорили, что Сталин на медали «За победу над Германией» смотрит налево, т.е. на запад в сторону Германии, а на медали «За победу над Японией» - на восток в сторону Японии.

Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг" (Слева)
и Медаль "За победу над Японией"
Победа над Японией

Победа над милитаристской Японией так и не стала для СССР и современной России полноценным праздником. О победе над Японией хорошо помнят только на Дальнем Востоке.

Выполняя ялтинские договоренности держав-победительниц, СССР 9 августа 1945 года вступил в войну против Японии. В ходе военных действий была разгромлена миллионная Квантунская армия, полностью освобождены Маньчжурия, Ляодунский полуостров, северо-восточный Китай, южная часть Сахалина, Курильские острова и северная часть Кореи по 38-ю параллель. Япония лишилась всех плацдармов, военно-экономических баз на материке и островах. Потеря южной части Сахалина и Курил обернулись для Японии утратой всякой возможности продолжать войну и 2 сентября 1945 года состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции. Таким образом завершилась Вторая мировая война.

Меньше чем за месяц военных действий на Дальнем Востоке потери советской стороны составили более 36 тысяч солдат и офицеров, 308 тысяч бойцов были награждены орденами и медалями, 87 человек были удостоены звания Героя Советского Союза.

2 сентября 1945 года
На борту американского линкора «Миссури» .
День победы над милитаристской Японией и день окончания Второй мировой войны в России не празднуют. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года, провозглашающий 3 сентября Днем Победы над Японией, российским законодательством не подтвержден. Сахалинская областная дума четырежды безуспешно ходатайствовала о дополнении перечня дней воинской славы формулировкой «3 сентября – день победы над милитаристской Японией».

Между тем победа над Японией знаменовала еще одну довоеванную войну России. Считается, что Русско-японская война 1904-1905 годов завершилась победой Японии и позорным для России Портсмутским миром. Однако это не совсем так. Несмотря на трагедию Порт-Артура и Цусимы, именно революция 1905 года в России была следствием и основной причиной прекращения военных действий против Японии. Эта, с японской точки зрения, недовоеванная война и не нашедшие удовлетворения территориальные притязания к России и Китаю вкупе с поражением в августе 1945 года и потерей Северных территорий до сих пор осложняет отношение Японии к России.

Между тем победа над Японией вполне сопоставима по своим последствиям с победой над Германией. Обе вместе они обозначают окончание Второй мировой войны в Европе и на Дальнем Востоке.

Окончание Второй мировой войны

Окончание Второй мировой войны для Европы и США символизирует установление нового мирового порядка, в котором неизмеримо выросло значение и роль США, как военной, экономической и политической сверхдержавы. Именно с этого дня началось победное шествие по миру идей американизированной тоталитарной демократии, американской валюты, американской культуры, американского образа жизни.

Между тем именно в результате действий США Вторая мировая война в регионе Восточной и Юго-восточной Азии не была довоевана. Атомная бомбардировка мирного населения Хиросимы и Нагасаки – запредельная жестокость! – остановила войну, но не позволила войне разрешиться естественным образом. Вторую мировую войну США довоевывали сначала в Корее (не довоевали), а потом во Вьетнаме, и опять с запредельной жестокостью – ковровыми бомбардировками, напалмом и дефолиантами.

Нынешний «крестовый поход» США в Переднюю Азию и развязывание локальных войн в Северной Африке это прямое следствие установившегося после окончания Второй мировой войны нового мирового порядка. Все эти войны останутся для США недовоеванными, потому что меркантильные американские интересы не смогут победить духовные ценности ислама. Переломят чрез колено не одно поколение, устроят «холокост в пустыне» для миллиона иракцев, афганцев, ливийцев, убьют Каддафи, но победить не смогут.

Для Эстонии День окончания второй мировой войны это повод вспомнить о героическом боевом пути эстонских подразделений в составе Вермахта и Ваффен СС. Впрочем, в официальной терминологии речь идет об эстонских военных подразделениях, вовлеченных в «оборону» Эстонии в 1944 году. Казалось бы, маленькая ложь во благо, а на деле не сознаваемый обществом большой национальный позор.

Возможно, именно в этих обстоятельствах кроется прохладное отношение СССР
и современной России ко Дню окончания Второй мировой войны.
Цивилизационное значение победы над Германией

Мне уже приходилось писать о том, что величие победы над Германией следует рассматривать в свете истории святого благоверного князя Александра Невского. Про князя теперь рассказывают всякие небылицы: дескать, и в личной жизни он не был святым, и со шведами на Неве неправильно бился, и псов-рыцарей не громил у Вороньего камня. Между тем величие той победы на Чудском озере народы стран Балтии ощущают на себе ежедневно. Если бы князь Александр Невский не остановил тевтонскую экспансию на Восток, то литовский, латышский и эстонский языки были бы утрачены уже на рубеже 14-15 столетий, причем бесписьменный эстонский язык был бы утрачен безвозвратно. Для средневековой Европы утрата крупных и мелких языков и национальных культур не была редкостью. Достаточно в этой связи вспомнить историю Прованса.

Если бы советский народ, частицей которого в той войне были и эстонцы, не остановил нацистскую экспансию на восток, то в середине ХХ века под угрозой уничтожения оказалось бы гораздо больше языков в Восточной Европе, включая такие крупные языки как украинский и белорусский. И уже не важно сейчас, что кричал советский народ, кидаясь в атаку – «За Родину!», «За Сталина!», «Kuradi raisk!» или «…твою мать!» Важно, что очередная тевтонская экспансия на Восток была остановлена.

Со временем идеологическая, материальная и жертвенная составляющие победы над Германией, за исключением Холокоста, решающего значения в мировой истории, скорее всего, иметь не будут. Значение будут иметь только наступившие для хода европейской и мировой истории последствия. Эта победа слишком близка к нам, чтобы мы могли в полной мере оценить ее цивилизационное значение. Мы можем только предполагать, что победа над Германией на какое-то время, возможно, на несколько столетий остановила попытки Западного мира завершить последний Крестовый поход на Восток и перенаправила агрессию в нефтеносные регионы Северной Африки и Передней Азии.

В победе над Германией были заложены исторические явления, которые не воспринимаются нами как ее прямые последствия. В этой связи часто приходится слышать излюбленную адвокатами логическую уловку «после того не значит вследствие того». Между тем многочисленные региональные конфликты по всему миру, «холодная война», «гонка вооружений», соперничество в освоении космоса, возникновение и распад «социалистического лагеря», а вслед за ним и распад Советского Союза это тоже прямые последствия победы над Германией. Однако до тех пор, пока война близка к нам и память о ней горяча, личные трагедии всегда будут затмевать цивилизационные последствия победы.

В русском общественном сознании укоренилась мантра «День победы со слезами на глазах», и слезы эти порой мешают правильно оценить даже очевидные последствия этого исторического события. Мы твердо уверились в том, что все без исключения народы мира должны быть нам благодарны за нашу победу над Германией и страшно удивляемся, когда вдруг обнаруживаем, что есть народы, которые этого не признают или вообще ничего об этом не знают. Однако любая победа это всегда чье-то поражение, и только идиоты бывают благодарны победителям за свое поражение.

Именно поэтому Великая победа над Германией – победа русского духа и русских духовных ценностей над тевтонскими так привлекает к себе кликушество и бесноватость. По той же причине, чем дальше от нас победа, тем пышнее становится ее празднование. Печально, что бесноватость, кликушество и чрезмерный официоз находят одобрение и поддержку в обществе, однако понятно, почему это происходит – в ближайшем обозримом будущем новой «великой» победы не предвидится, приходится на полную катушку раскручивать то, что есть.

Победа над Германией и Эстония

Некоторые эстонские политики до сих пор свято уверены в том, что война для Эстонии все ещё не закончилась.

Эстония тоже жертва недовоеванной войны, и это обстоятельство до сих пор определяет неединство эстонского народа. Только речь идет не о Второй мировой войне, а о гражданской войне 1918-1919 годов. Раскол углубился в период нацистской оккупации Эстонии. Освобождение Эстонии (в современной эстонской версии событий «советская оккупация 1944 года») не позволило справедливо и законным образом разрешить амбиции на власть и реализовать насилие, т.е. залить страну кровью соплеменников. Тогда, вероятно, казалось, что это пойдет во благо эстонцам, а сегодня вот обернулось без малого вековым расколом в народе.

Тихая гражданская война в Эстонии
Казалось бы, вот два эстонца – Ансип и Лаар, и что мешает им пригласить третьего эстонца – Сависаара, чтобы за рюмочкой эстонской же водки перетереть насущные экономические и политические проблемы на радость всему эстонскому народу? Но нет, не сядут и не выпьют и даже руки Сависаару не подадут, потому что их вражда с ним древнее, чем eestimeel. Для них гражданская война еще долго будет актуальной, а эстонский народ будет оставаться под подозрением в симпатиях к большевикам и центристам.

История Европы знает множество примеров, когда насилие, не нашедшее выхода вовне, обращалось против внутреннего врага, например, против евреев. Немного преувеличив можно сказать, что история Европы это длинная череда еврейских погромов. Единственное, наверное, отступление – Франция при Наполеоне Бонапарте, который спас страну, обратив агрессию и насилие вовне. Вновь повторюсь: по большому счету дружная балтийская дискриминация «русских оккупантов» это довольно беспомощная попытка довоевать собственные гражданские войны за счет «внутреннего врага».

При этом забывается, что современный мир есть прямое следствие победы над Германией и Японией. Союзники нацистской Германии Испания, Италия, Румыния и Болгария вообще в расчет не принимаются. Никому и в голову не придет праздновать над ними мелкие победы. Им вообще крупно повезло, что победа над Германией списала их грехи и долги. Страны Балтии тоже оказались везунчиками и реальная война для них закончилась на стороне победителей – СССР, Великобритании, США и Китая.

Все без исключения балтийские «ястребы» являются порождением той Великой победы. Их экзистенция, здоровье, образование, идеология, экономическое благополучие, семейное состояние, чадородие, и т.д. – есть отдаленные, но от этого ничуть не менее реальные следствия победы над Германией. И это не упражнения с сослагательным наклонением применительно к истории, а реальность, нравится она кому или нет. Отрицая или искажая историю, они искажают или отрицают собственное существование – такой вот забавный парадокс.

Что касается униженного положения русских в странах Балтии, то это тоже следствие той великой победы над Германией, причем прямое. Мы, русские несем бремя победы и все ее последствия, не для того, чтобы попрекать этим эстонцев и кликушествовать. Нельзя превращать борьбу с банальным местечковым национализмом в «антифашистский» фарс, прикрываясь именами героев. Бороться нужно не протирая штаны в международных «комитетах», грозящих Эстонии санкциями, а дома, личным примером зарабатывая симпатии соседей-эстонцев, и другого пути нет, потому что другой великой победы долго еще не будет.
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: