Финансовый директор и член правления Eesti Energia Маргус Каазик отметил, что работы по созданию в Литве АЭС потребуют от Эстонии примерно 50 миллионов евро. |
Член правления Eesti Energia Маргус Каазик, недавно вы сообщили, что возьмете на три года огромный кредит — 500 миллионов евро.
Это действительно огромные деньги. В результате международного конкурса была достигнута договоренность с пятью банками. Возможно, это будет одна из самых больших отдельных финансовых сделок, которые когда-либо заключались в Эстонии.
Учитывая, что финансовый рынок уже трепещет, мы очень довольны условиями кредита. Этим кредитом мы не финансируем долгосрочные инвестиции, это линия ликвидности, имеющая два предназначения. Рейтинговые агентства требуют от нас, чтобы в последующие 12 месяцев расходы покрывались деньгами на банковском счете или были заключены договоры об открытии кредитных линий.
К расходам относятся инвестиции, дивиденды, платежи по кредитам и все остальные финансовые обязательства. Расходы на 12 месяцев должны иметь 1,2-кратное покрытие.
Почему такие жесткие требования?
Требования рейтинговых агентств связаны с тем, что, если что-то случится на финансовых рынках и предприятие не получит кредит (хотя исходят из того, что получит), то оно окажется банкротом. Предприятия становятся банкротами не из-за убытков, а потому, что у них нет денег для оплаты счетов.
Поскольку рынки кредитования в последнее время проявляют особую осторожность, ликвидность должна быть покрыта. Ранее мы делали инвестиции в размере 200-300 миллионов евро в год, мы покрывали их за счет текущего денежного потока. У нас и на счету было много денег, например, мы выручили значительную сумму от продажи компании Elering, ликвидность была покрыта. Теперь мы эти деньги использовали, а объемы инвестиций выросли: в этом году 500 и в будущем также около 500 миллионов евро.
Этот кредит, во-первых, нужен для того, чтобы покрыть денежный поток, во-вторых, он обеспечит нам гибкость. Чтобы иметь долгосрочные деньги, нам в определенный момент придется взять кредит или облигации.
Линию ликвидности мы используем в пределах 300, в крайнем случае 400 миллионов евро, затем заключим долгосрочную финансовую сделку. Держать линию ликвидности дешевле, чем брать долгосрочный кредит, чтобы на счете были деньги.
Когда вы возьмете долгосрочный кредит?
В следующем году нам понадобятся долгосрочные деньги в виде кредита или облигаций. Размер зависит от программы долгосрочных инвестиций, то есть кредитоспособности, но мы могли бы взять примерно 500 миллионов евро.
После этого кредитоспособность вашего предприятия будет исчерпана?
Мы используем в результате большую часть нашей кредитоспособности, но надеемся, что наши результаты улучшатся и кредитоспособность вырастет.
Кроме того, правительство обещало 150 миллионов дополнительного капитала. Говоря о росте кредитоспособности, вы имеете в виду эти деньги и 500 миллионов долгосрочного кредита?
В будущем году нам предстоят инвестиции, выплаты по кредитам, дивиденды (66 миллионов евро), расходы составят около 650 миллионов.
Наш собственный денежный поток составляет от 200 до 300 миллионов, таким образом, денежный поток, требующий дополнительного финансирования, очень значителен.
Но мы ведь не каждый год берем кредиты в размере 500 миллионов евро, за счет него мы профинансируем большую часть инвестиций в 2012 и 2013 годах. Нарвская станция по сжиганию сланца обойдется в 640 миллионов, ее не построишь за два года, кроме того, два небольших парка ветрогенераторов, распределительная сеть — 100 миллионов в год, завершение строительства завода масел — все это требует очень больших денег.
После завершения строительства в будущем году завода масел вы сразу же начнете строить новый?
Пока решение об инвестиции не принято, но после ввода в строй завода и решения финансовых вопросов было бы разумно приступить к строительству еще одного. Завод масел выйдет на производственную мощность во второй половине будущего года, приступить к строительству нового можно было бы в начале 2013 года. Любая дополнительная инвестиция требует как кредитного, так и собственного капитала.
Вы собираетесь потратить 70 миллионов евро на зарубежные проекты. Они пойдут на сланцевую электростанцию в Иордании?
В Иордании у нас два проекта — завод масел и электростанция, есть еще один американский проект. Все они находятся в стадии предварительного развития.
Короче говоря, 70 миллионов пойдут на подготовительную работу?
Геологические исследования, проектировочные работы, испытания. В Иордании у нас есть партнер, и наши расходы в пропорции составляют 65 процентов от всей необходимой суммы. Возможно, все пойдет лучше, но может случиться и так, что бюджет вырастет.
Если в результате предварительных исследований станет ясно, что не стоит строить, то 70 миллионов окажутся учебными деньгами.
Я бы так не сказал. Причин, по которым невозможно составить бизнес-план, который кому-то покажется достаточно привлекательным, может быть несколько. Поэтому привлечение инвесторов может задерживаться, отношение правительств государств может меняться. Трудно предугадать. При нынешней цене на нефть и при наших расходах сейчас нет оснований полагать, что эти проекты окажутся неудачными.
Правда ли, что в ближайшие месяцы вы должны решить, станете ли участвовать в проекте атомной станции в Литве?
Сейчас литовцы ведут переговоры со стратегическим инвестором (GE Hitachi Nuclear Energy). Реальный проект, возможно, будет сформирован в первом полугодии следующего года, к тому времени должен быть готов коммерческий проект и должны быть оговорены основные условия.
Затем начнется серьезная подготовка проекта, охватывающая техническую сторону и финансирование, в том числе уточнение стоимости реактора, проектировочные работы и тому подобное. После этого пройдет еще немало времени до начала строительства и окончательного решения об инвестициях, однако на фазу детального анализа потребуется гораздо больше денег. Сейчас Eesti Energia не платит за это.
Авиабилеты в Вильнюс?
Авиабилеты, наше рабочее время и внимание. Сейчас расходы невелики, но в следующем году придется принять участие и начать покрывать действительные расходы. Они невелики по сравнению со строительством атомной станции, но все равно достаточно значительны. Участие Eesti Energia в течение двух-трех лет составит несколько десятков миллионов евро, но не более 50 миллионов евро.
Значит, окончательное решение об инвестировании будет принято в 2014 году?
Литовцы хотели бы раньше, но реальное время принятия решения — это 2014 год.
Объем инвестиции Eesti Energia оценивается в 1 миллиард евро.
Порядок величины действительно таков, если посмотреть ту часть, которую мы могли бы хотеть. Несмотря на то, что стоимость довольно туманна, порядок величины инвестиции — миллиард.
Откуда же вы берете средства?
Хороший вопрос. Для нас в финансовом отношении самой трудной порой станет период до конца 2015 года, пока мы строим электростанцию и инвестируем в производство сланцевого масла. Когда это будет сделано, инвестиции сократятся и заметно увеличится обеспечиваемый коммерческой деятельностью поток денежных средств.
Период строительства атомной электростанции будет продолжаться как минимум до 2020 года. Большая часть выпадает на тот период, когда наши самые значительные инвестиции уже сделаны, но это создаст потребность в дополнительном собственном капитале.
Участие в создании АЭС в Литве является все-таки решением эстонского государства, если государство хочет участвовать, оно вкладывает деньги, если не хочет, то не вкладывает. Проект атомной электростанции может потребовать государственных гарантий по кредитам, финансирование этого проекта зависит только от воли государства.
В 2013 году рынок электроэнергии Эстонии откроется. Каким образом это скажется на ваших финансовых потоках?
Это будет зависеть от рыночных цен и стоимости квот на выброс CO2, которые мы сейчас используем для производства электроэнергии на закрытом рынке. Если цены на открытом рынке будут выше, то мы получим более высокую прибыль.
Сейчас на закрытом рынке стоимость мегаватт/часа составляет примерно 30 евро, на открытом рынке его стоимость может составлять 45-50 евро, тонна CO2 сейчас стоит 11-12 евро. При нашем уровне содержания СО2 этот расход необходимо умножить на 1,2, значит, цена, превышающая уровень в 15 евро в значительной мере будет уходить на покрытие расходов по СО2.
Цена подскочит не из-за свободного рынка, а из-за того, что до сих пор наша цена не включала в себя «замечательную политику Европы в области климата».
Инвестиционная программа Eesti Energia
Программа инвестиций на 2011-2020 годы:
• Производство электроэнергии — 1005 млн евро
Нарвская сланцевая и Ируская электростанция
с мусоросжигающим блоком
• Электросеть — 823 млн евро
Подстанции, подземный кабель, дистанционные счетчики
• Производство сланцевого масла — 271 млн евро
Новый завод Enefit
• Добыча горючего сланца — 247 млн евро
Модернизация техники добычи сланца
• Подготовка международных проектов — 68 млн евро
Исследование сланцевых месторождений в Иордании и США, проектирование
Источник: Eesti Energia
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий