суббота, 26 марта 2011 г.

Свадьба - дело тонкое


Говоря «традиционная свадьба», мы представляем себе красавицу невесту в белом как снег платье, волнующегося жениха, целый сонм родственников и бесконечное застолье. Однако в мире существуют самые разнообразные свадебные традиции — порой довольно странные и причудливые на наш европейский вкус.

ТОТ ЕЩЕ ФРУКТ

В Семейном кодексе Российской Федерации записано: брак — союз мужчины и женщины. Законодательство других стран допускает некоторые вариации — семейные союзы между мужчиной и мужчиной или, наоборот, женщиной и женщиной, — но, во всяком случае, речь всегда идет о человеческих существах. Однако реальный мир гораздо разнообразнее юридической казуистики: например, на нашей планете можно встретить народы, для которых брак с растением — обычное дело. Если бы представители непальской народности невар имели возможность лицезреть картину Валентина Серова «Девочка с персиками», то они, наверное, увидели бы на холсте не только портрет дочки мецената Саввы Мамонтова, но и какие-то скрытые смыслы: у этого народа принято выдавать девочек за плод дерева бильва (эгле мармеладная). Такая церемония бракосочетания называется «ихин» и проводится по всем правилам настоящей свадьбы: невеста разряжена в пух и прах, ее ладони затейливо расписаны хной, как принято у индуистов, а гости веселятся до упаду. Плод, выступающий в роли «жениха», на самом деле не просто фрукт — он символизирует бога Вишну.

Ихин — не только генеральная репетиция «взрослой» свадьбы для непальских девочек (по традиции женами Вишну становятся лишь неполовозрелые неварки), но и обряд единения всех присутствующих. Кстати, непальцы не такие уж большие оригиналы — практика женитьбы на растениях известна и другим народам. Например, у индийцев Пенджаба есть традиция, запрещающая мужчине брать третью жену при наличии первых двух — однако разрешающая четвертую или пятую. Пенджабцы обходят этот древний запрет, заключая третий брак с деревом.


ВСЕ КАК У ЛЮДЕЙ

Индийцы — самые большие оригиналы по части свадеб; их рисом не корми, только дай кого-нибудь поженить. Жители Индии не только женятся на деревьях, но и, например, с удовольствием устраивают лягушачьи свадьбы. Дело совсем не в том, что в ходе церемонии земноводные должны превратиться в прекрасных царевичей и царевен, как рассказывают русские народные сказки, — индийцы сочетают лягушек браком для того, чтобы вызвать дождь. Вообще свадьба в Индии может состояться не только по любви, а по любому другому поводу — например, чтобы разрушить злые чары. Именно по этой причине полугодовалого индийского мальчика из штата Орисса в прошлом году женили… на собаке. Деревенские старейшины заметили, что первый зуб у малыша появился не из нижней десны, а из верхней, — а значит, на мальчике лежит проклятье, ему суждена смерть в когтях тигра, и спасти его может только свадьба с собакой. Собака Калоти, которую всей деревней выбирали в невесты, на церемонии красовалась в брачном наряде — в кольцах и серебряных цепочках. Скромное приданое — глиняный горшок — заплатили за собаку люди.

Впрочем, «нечеловеческие» свадьбы относятся скорее к разряду курьезов, а большинство браков в Индии все же заключается между людьми. Надевая красное свадебное сари, девушка окончательно расстается со своим прошлым, забывая даже собственное имя. Отныне все станут называть ее исключительно «жена такого-то», а она не должна будет произносить вслух имя своего мужа. Традиционный индийский «семейный кодекс» нам хорошо известен — он называется Камасутра. Вопреки распространенному мнению, Камасутра — это не только и не столько про секс, сколько про семейную жизнь. Этот древний трактат содержит рекомендации для идеальной жены и говорит, что она должна владеть 64 разнообразными искусствами, среди которых мастерство окраски зубов и игры в загадки, обучения попугаев разговору или, например, украшения собственного мужа зернышками риса и цветами.


ЧЕЛОВЕК — ЭТО ЗВУЧИТ БОЛЬНО

В западном мире молодые, вступая в брак, обмениваются кольцами. А вот на острове Бали семейная жизнь начинается с улыбки: ни одна традиционная свадьба здесь не обходится без стоматологических манипуляций. В ходе брачной церемонии местный служитель культа в обязательном порядке подпиливает молодоженам клыки напильником устрашающего вида.

Аборигены острова считают, что клыки — средоточие всего животного, что есть в людях, а чтобы вступить в брак, нужно быть человеком с большой буквы — посему необходимо избавиться от зверя в себе таким вот, по всей видимости, болезненным способом. Хотя счастливые новобрачные, пережившие подобную процедуру, в один голос утверждают, что это совсем не больно.

У балийцев вообще все не так, как в остальном мире. Если мы привыкли к тому, что свадьба подразумевает масштабное застолье, на котором присутствуют все-все-все родственники, то на балийское торжество, например, не принято приглашать родителей невесты. Вообще на острове за свадебный стол садятся только женщины — мужчины, всю ночь готовившие блюда для пира, в это время отдыхают.

РАЗВЕДКА ДОНЕСЛА

Малайская свадьба — одна из самых красивых и сложно организованных, а также одна из самых длинных. Начинается она даже не с помолвки, а с осознания того, что молодому человеку пришло время жениться. Он назначает своих представителей, и они производят настоящую разведку: приходят в дом потенциальной невесты, намекнув на цель визита, смотрят на реакцию родителей, узнают, какая девушка хозяйка и уживчивый ли у нее характер. Говорят, что в числе прочего будущую жену проверяют и на невинность — этим щекотливым вопросом занимается особая представительница жениха, «мак-андам» — обычно почтенная пожилая женщина. Если разведка доносит, что девушка будет подходящей партией, жених идет свататься — конечно же, не с пустыми руками.

Его сопровождают друзья, которые несут подносы с подарками для невесты — непременно нечетное число, обычно семь. На серебре подносов красуются кольцо (знак помолвки), «сирэ-меминанг» — коробочка с листьями бетеля, платок для покрытия головы, шарфы, шали, дамские сумочки и множество других приятных девичьему сердцу вещиц. Невеста не остается в долгу и тоже одаривает будущего супруга — молитвенным ковриком, одеждой, головными уборами… Подарков от невесты обязательно должно быть больше, чем от жениха.
Через полгода после помолвки начинается свадьба. Она продолжается много дней, и каждый день невеста предстает перед гостями в новом наряде, причем сегодня одним из них непременно оказывается европейское белое платье — только без легкомысленного декольте.

ВСЁ В ОДНОМ

Когда-то давно Япония была закрытым от внешнего мира обществом, и японцы устраивали свадьбы по синтоистским обычаям; но после революции Мэйдзи жизнь в Стране восходящего солнца изменилась, а древние традиции переплелись с теми, что пришли из Европы. Западные веяния не обошли стороной и брачную церемонию. Современная японская свадьба — настоящий коктейль в стиле фьюжн.

Большинство японских новобрачных в такой важный день все же отдают дань почтения предкам и устраивают церемонию по синтоистскому обряду — в храме Солнца, в присутствии жрицы и священника-каннуси.

Однако многие выбирают буддийский обряд или вовсе католический. Внешняя католическая атрибутика — вообще модный тренд в Японии. Не редкость здесь и празднество в духе эклектики. С утра жених облачается в традиционный свадебный наряд, а невеста — в кимоно сиромаку (точнее, даже два кимоно — белое и надетое поверх него цветное) и особую шляпку — цуно какуси, которая, по поверью, скрывает под собой «рожки ревности». К вечеру же молодые переодеваются в европейские свадебные костюмы и венчаются по католическому обряду. При этом вовсе не обязательно быть католиками, достаточно посетить цикл специальных уроков. Торжества японцы устраивают в специальных комплексах, где есть и синтоистские храмы, и христианские часовни, и банкетные залы, и комнаты для фотосессий, — одним словом, весь длинный свадебный день проходит под одной крышей.

ГАРЕМ КОРОЛЕВЫ ДОЖДЯ

Однополые браки — отнюдь не изобретение толерантной Европы. Возможно, они появились там, откуда вышло все человечество, — в Африке. Во всяком случае, некоторые жительницы Черного континента имеют возможность не только выходить замуж, но и жениться — такая практика распространена в тропических странах. Африканки часто женятся в случае смерти мужа (у взрослой женщины здесь не так много шансов повторно выйти замуж), но бывает, что такой брак заключается и при живом супруге — в том случае, если хозяйство требует дополнительной пары женских рук.

Дальше всех в вопросе «чисто женских» браков зашло племя ловеду (или лобеду), живущее в Южной Африке, где дама имеет возможность обзавестись не просто женой, а целым гаремом. Правда, это недоступно простым смертным; гаремы у ловеду — исключительная привилегия вождя.

Женщины-вожди (которые носят поэтичный титул «королев дождя») появились у ловеду не так давно — в XVIII–XIX столетиях, до этого племенем управляли мужчины. Что случилось тогда, до сих пор остается загадкой — возможно, племя постиг природный катаклизм или произошла кровавая междоусобица, в корне перевернувшая представление об институте вождя, однако не затронувшая его основных атрибутов: придворной роскоши, леопардовых шкур и обширного гарема.

Нынешний вождь ловеду — Макома Моджаджи VI — тоже имеет нескольких жен. Они возделывают поля, занимаются хозяйством и рожают властительнице детей; имена настоящих отцов тщательно скрываются — «папой» всех детишек считается сама Макома.
журнал «Discovery»№3 2011г

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: