вторник, 29 марта 2011 г.

Яак Аавиксоо: Информационные конфликты и самооборона

На эстонском интернет-сайте «Diplomaatia» опубликована статья Яака Аавиксоо, после состоявщихся выборов в парламент Эстонии (Рийгикогу) сменяющего портфель министра обороны на министра Образования и науки в новом составе кабинета правительства Эстонской Республики.

Статья основывается на докладе Я.Аавиксоо на состоявшейся 11-12 февраля 2011 года в Усть-Нарве конференции «Психологическая защита, СМИ и опасности, исходящие от информации». Предлагаем вашему вниманию перевод выдержек из этой статьи.

Предварительно лишь заметим, что издателем данного интернет-сайта является Международный центр оборонных исследований, главным редактором которого является уже знакомая нам по выступлениям в СМИ, и не только политолог Ийви Анна Массо, ранее преподававшая в Хельсинском университете. В коллегии Diplomaatia собрались такие различные деятели эстонской «элиты», как Яак Аллик, Тоомас Хендрик Ильвес, Индрек Канник, Сийм Каллас, Юри Луйк, Тийт Матсулевич, Марианне Микко, Свен Миксер, Михкель Мутть, Харри Тийдо, Рауль Мяльк, Свен Сакков, Андрес Касекамп.

Яак Аавиксоо начинает с утверждения, что у людей и народов имеется право на информационное самоопределение. Причём, это утверждение делается в контексте киберзащиты от кибератаки, вероятность возникновения которой он считает близкой к 100%, ссылаясь на авторитетное мнение генерала Александера, возглавляющего подразделение киберзащиты США и одновременно руководящего Международное оборонное агентство. По мнению Александера, эта война, по всей видимости, уже началась. Яак Аавиксоо напоминает, что в самом конце прошлого года Эстонская Республика приняла стратегию обороны в виде 10-страничного документа, где понятие обороны расширяется от узких чисто военных действий до шести сфер, одной из которых является психологическая защита.

Яак Аавиксоо убеждён, что психологическая защита образует важную часть сознательного самоопределения каждого, поэтому она важна для защиты государства Эстония, народа, культуры и языка.

Далее Аавиксоо приводит историю вопроса о национальном и государственном самоопределении. При этом эстонский военный стратег и политик разъясняет, что противостояние «я – не я» (можно сказать и «свой-чужой» - О.Р.) является универсальным и экзистенциальным. Потенциальный градиент рождения всякого нового в мире есть прежде всего конфликт интересов.

Если же говорить непосредственно о человеческом обществе, то важнейшим этапом развития, по мнению будущего министра образования Эстонии, является возникновение субъекта с самосознанием. Отсюда, как он считает, и появляется воля к самоопределению, и проецированию своей воли. Самоощущения уже недостаточно, поскольку это было бы бесполезным без способности принимать решения и воплощать эти решения. Но всякое воплощение проецирует свою волю вовне себя. Это всегда – односторонний акт, и поэтому по своей природе он конфликтен. Напряжение между Я и НЕ Я, и граница между ними является неизбежной составной частью и реальностью настоящего мира, и нам, по мнению Аавиксоо, придётся с этим смириться.

По Аавиксоо придётся смириться и с пониманием того, что сознание и разум нам даны не для того, чтобы служить правде, а для того, чтобы выжить. И если кто сомневается в этом, то Аавиксоо пригласил бы такого на заседание Совета университета, на котором профессора делят деньги.

Далее Аавиксоо пускается в глубины философии, и выводит целую теорию, по которой «Я – это всегда хорошо, а НЕ Я – в лучшем случае нейтрально, но в общем случае опасно, и во многих случаях – плохо, поскольку в мире должно править равновесие: если Я – хорошо, то НЕ Я уравновешивает то хорошее, чтобы в итоге образовался ноль. Насколько велико это Я, и что ещё вмещается в Я, зависит от того, как мы себя ощущаем, как мы себя определяем, в качестве кого мы живём, существуем, работаем, и т.д. В Я вмещается наверняка Я САМ, а у некоторых вмещаются ещё и жена-дети, у иных – нет. У многих вмещаются ещё соседи и друзья, односельчане, Клуб Ротари. У некоторых вмещаются свои соплеменники по языку, свой народ, или национальность, у других, опять же – свои одноверцы, у кого как. Но всё же это самоопределение у всех вместе имеется на высоких уровнях, и таким образом отстаивается самосохранение и поддержание так же, как и наше собственное маленькое Я. Такое самоопределение никогда не является рациональным, но чувственным. Такое самоопределение редко ставится под вопрос. Последнее случается обычно только тогда, когда начинают сомневаться, и когда ослабевают эмоции.»

Переходя от философии уже к конкретным приложениям, эстонский государственный стратег выражает свою уверенность в том, что «говоря об эстонском государстве и эстонском народе, о нашем выживании и о нашем МЫ и о нашем НЕ МЫ, мы достигли такого уровня самосознания, при котором нам не составляет труда отграничить или определить свой этнический идентитет. Это мы сумели самопроизвольно и умело сформулировать в преамбуле нашего Основного закона. Теперь, когда евро у нас в кармане, зонтик НАТО над головой, и Европейский Союз вместе с Шенгенским визовым пространством для нас открыты, мы решили считать своей главной целью посвятить себя отстаиванию своего собственного выживания. Однако это может оказаться вовсе не простой задачей, если мы не сможем расширить эмоциональное самоопределение через язык, культуру и национальность в современные конструкции, в качестве которых является государство. Вырастание этнического, национального самоопределения до государственно-национального самоопределения у народа Эстонии ещё только предстоит.»

Переходя к праву государства на эмоциональное самоопределение, Аавиксоо напоминает об исторически самом важном шаге, сделанном в 20 веке провозглашением «Манифеста всем народам Эстонии», в котором открытость была существенно большей, чем об этом говорилось в более поздних поворотных событиях 20 века. Аавиксоо сожалеет об этом, поскольку «в первые годы существования республики мы были в каком-то смысле сильнее и более открытыми, чем иной раз теперь. Нам ещё предстоит превращение эмоциональной Эстонской Республики в рационально сконструированную, приближённую к такому государству Эстония, в котором мы были бы уверены без постоянной постановки его под сомнение. У данного государства имеется такое же право и на эмоциональное самоопределение – как и у всех других – и на него не ложится обязанность рационально доказывать, почему оно всё время это делает.»

Аавиксоо подводит к такому пониманию, что у людей есть право на информационное самоопределение. Это право могло бы, да и должно расширяться на всех самосознательных элементов, которые могут состоять из многих лиц: семьи, сообщества, посёлка, клуба, но безусловно и национального государства в целом. По мнению Аавиксоо «право национального государства на информационное самоопределение означает, и то, что у него имеется право на тайны и ложь. У него есть право от чего-то отказаться, что-то не высказать, о чём-то умолчать и т.д. И, конечно же, я не хочу наделять таким правом единственно эстонский народ и государство Эстонию, но расширить это право, точнее – сама жизнь всегда его расширяла – на все организации, у которых имеется хоть на каком-то ощутимом уровне самосознание.»

Аавиксоо утверждает, что информационное самоопределение на государственно уровне означает и то, что «никто не может заставить нас говорить правду, если мы сами этого не хотим. И с нашей стороны было бы глупо осуждать деятельность тех государств, которые так же не всегда хотят говорить правду».

Аавиксоо сравнивает требование к государству говорить правду с требованием раздевания, посредством чего можно окончательно уничтожить собственный идентитет. Поэтому, отвечая на свой же вопрос – куда прежде всего направляются такие атаки на идентитет - он указывает: «в ядро! А ядром является наше происхождение. То, кем мы являемся, и каков наш врождённый характер. Именно поэтому все государства, народы и люди в качестве самой дорогой ценности хранят историю своего происхождения и рождения.»

На второе место по важности Аавиксоо поставил «символы – те, которые характеризуют нас, и которые мы сами через культуру и опыт подняли до самых высоких ценностей.» И только на третье место политик в области обороны и образования поставил черты характера: закрытые, открытые, злые, добрые, лживые, честные. А на четвёртом месте по Аавиксоо – настоящие деяния и ошибки – те, которые можно исправить.

Для того, чтобы достигнуть уничтожения национального характера, первым объектом атаки, считает Аавиксоо, выбирается именно «уничтожение ядра, уничтожение генетического кода, поставить его под сомнение, и через это сломить способность к сопротивлению – способность проецировать волю. Именно таким образом ведут себя все самосознательные субъекты.»

Под конец своей программной статьи государственный деятель стратегического масштаба Яак Аавиксоо признаётся, что он далёк от мысли, чтобы призывать использовать не только правду, но и ложь и обман для того, чтобы самоопределяться. Но с другой стороны он считает, что нельзя позволять себе завлекаться представлением, будто только разящим мечом правды можно обеспечить продление своего существования. Разница между служению ценностям и служению интересам всегда количественная, которая, конечно, может перейти в качество, но по своей природе это является поиском точки равновесия, считает Аавиксоо. Ценности отражают такой исторический опыт: ошибки, сделанные в поисках краткосрочных выгод, в историческом опыте обобщаются в неверные стратегии, а полезное поведение обобщается в ценности и принципы. Поэтому Яаку Аавиксоо ясно, что в длительной перспективе всегда придерживаться полезных ценностей.

Переходя к финальным аккордам своей статьи, Аавиксоо приводит расхожую фразу о том, что «война есть дипломатия иными средствами. Современные СМИ и информационный мир на пути кинетического перехода от дипломатии к войне расположили ещё и информационное противостояние и информационные войны. Информационное противостояние всегда присутствовало, и мы не предвидим того, что в ближайшее время у этой войны было бы намерение каким-то образом ослабевать. Вопрос – в том, разовьётся ли это в войну, стратегической целью в которой стало бы уничтожение идентитета врага, и это является для нас вызовом.»

Вызовом, по мнению Аавиксоо, является и то, чтобы «мы сумели бы как самостоятельно, так и вместе с союзниками действовать таким образом, чтобы в неизбежных противостояниях естественного происхождения было возможно найти т.с. решения типа win-win вместо того, чтобы позволить себя впутывать в разрушительные конфликты. Сумеем ли мы это делать, и каким образом, это уже зависит от нашей зрелости в качестве государства, народа, людей, если хотите, то и цивилизации, НАТО, ООН, или как угодно.»

Ещё по данной теме:
Латвия: эстонцы рассуждают об информационных войнах
Информационные войны в киберпространстве: Часть 3 - Израиль
Информационные войны в киберпространстве: Часть 2 - Великобритания
Информационные войны в киберпространстве: Часть 1 - США.
Разница между Эстонией и Россией заключается в СМИ
Холодная война в Эстонии для многих ещё не закончилась
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: