среда, 23 марта 2011 г.

Людмила Сигель: Русские в Швеции

Людмила Сигель.
Русские в Швеции… Наши соотечественники не просто "освоили" родину Карлсона и IKEA, но и создают собственные объединения, сайты и даже телепередачи

Союз русских обществ в Швеции - это и то, и другое, и третье, а также многое другое. О том, как создавался интернет-ресурс организации, каково быть "русской женой" за границей и что такое "ужас перед русскими", рассказала "Голосу России" Людмила Сигель, председатель Союза русских обществ Швеции.

- СМИ Союза русских обществ в Швеции создавались не в один момент. Сначала в 2003 году Ирина Макридова (Радио Швеция), Михаил Любарский, автор интернет-проекта “Шведская пальма“ и я придумали имя сайта и зарегистрировали домен rurik.se.

Сайт я веду с самого начала на двух языках, русском и шведском. Мне помогали его делать мой племянник Борис Лаврищев из Петербурга, Виталий Койсин из Сергиевского православного прихода в Стокгольме. Сейчас уже много лет дизайном и технической стороной занимается Александр Докукин.

Следующим шагом стало наше вступление в некоммерческую организацию “Открытый канал“. Это позволило нам делать два раза в неделю по 28 минут телепередачи на русском языке в Стокгольме. Полгода мы делали передачи со шведскими титрами при поддержке Фонда “Русский мир“. Передачи выложены в Интернет.

Так же, вот уже три года мы делаем еженедельную электронную газету RURIK, ее дизайном и контентом занимается Олег Краснухин из Линчепинга, много статей пишут Алла Смолина и Сабина Искендерли.

- На какую аудиторию вы рассчитывали, когда создавался проект? Кто, в итоге, вас смотрит, посещает и читает?

- Все наши медийные проекты "заточены" под русских в Швеции, мы стремимся дать информацию о людях, которые себя здесь реализовали, типа "делай как я".

Специальных исследований мы не проводили, но знаем, что отзывы идут из Швеции, Америки, России, стран Балтии, Украины, Греции, да со всего света. В Швеции смотрят нас как русские, так и местные жители, изучавшие русский язык. Однажды пришел ко мне домой один латиноамериканец, живущий здесь, и, стоя на крыльце, протянул кассету, спросив: "У тебя же есть последний парад Победы? Я тебя по телевизору смотрю, ты же записала, наверное, парад? Перепиши мне, у меня все парады есть, кроме последнего".

Однажды был звонок: "Ой, как я рада, переключала каналы и вдруг слышу русскую речь, спасибо вам, что есть такая передача". Или: "А почему на сайте нет указания, где можно найти последние выпуски, мы смотреть по телевизору не можем, а как найти в Интернете?"

Репортаж о встрече Союза русских обществ с представителями партии социал-демократов в Парламенте Швеции
. 2010. Выездная съемка – творчество MrSerge. Автор репортажей – Александр Шанцев. YouTube



Еще один пример. Мы опубликовали призыв участвовать в конкурсах к 65-летию Победы и к 50-летию полета Гагарина, работы пришли из России, Украины, Шотландии, Швеции, Литвы. "Американские русские" взяли наши сочинения и вставили в свою книгу к 65-летию Победы. Люди через наш сайт, газету и передачу находят друг друга, то и дело пишут мне: "А вот я читала…. А ведь это мой одноклассник, потерявшийся...".

- Русские в Швеции – кто они?

- Наша диаспора здесь - в основном, русские жены. Если брать шире, то к русским здесь относят всех из СССР. Однажды мне Статистическое бюро Швеции прислало данные о безработице "русских" по республикам их происхождения, так они туда от большого ума и Афганистан записали.

Русские здесь имеют гораздо более высокий уровень образованности, чем население в среднем, но и безработица среди них велика, мы где-то в первой десятке среди национальностей по безработице.

- Наверняка, несмотря на расхожие представления о Швеции как о беспроблемной стране, представители диаспоры сталкиваются с какими-то трудностями?

- Часто возникают проблемы у наших женщин, которые выходят замуж за шведов. Потом оказывается, что:
* Он вообще безработный и работать не собирается;
* У него долги, которые надо вместе оплачивать;
* Он убрал все из холодильника, не дает денег, есть нечего, собираю яблочки на улице и делаю себе блинчики;
* У него рак, я ухаживала за ним, а когда стало совсем плохо, его дети пришли в дом, унесли все, деньги, еду, сказали, что не имею права хранить деньги в доме, надо только в банке;
* Ухаживал, водил везде и денег давал, а сюда приехали, все отбирает, дочка лежит больная, в депрессии, в школу ходить не хочет- далеко ездить.

Тяжелое положение у молодежи, которая заканчивает шведские учебные заведения, когда они собираются работать, их отсекают уже на этапе резюме, просто даже не приглашают на первое собеседование - отбор по имени.

Политическая неактивность русских - тоже проблема, люди не ходят голосовать, и это, конечно, надо менять.

Но, как мне кажется, есть одна главная проблема, так сказать, системная: русских здесь не любят, боятся. Есть поговорка даже типа: “Вот придут русские, отдам тебя им“. Есть понятие “ужас перед русскими“ – Rysskräck. Начинают вспоминать спаленные во время оно нашими казаками шведские деревни, наши ракеты, нацеленные, как они думают, прямехонько на них, мафиозные дела и истории о проститутках, которыми только и переполнены газеты.

Масленица в Стокгольме, март 2011
- Как, с каких позиций вы освещаете то, что происходит в России?

- О России пишем только позитивно. Для нашего сайта - это основа. Мне кажется, что поменять отношение к России можно у тех, кто там побывал. И надо людям давать позитивную информацию для того, чтобы человек съездил и увидел, что в России есть много достойного.

- Как обстоят дела с русскоязычными СМИ в Швеции, какие политические взгляды они отражают?

- Кроме того, о чем я уже сказала, есть еще три сайта на русском языке, один окололитературный журнал, позиции которых я не берусь оценивать.

- Насколько шведские власти интересуются существованием русских в Швеции? Вас замечают?

- Да, Союз русских обществ в Швеции был приглашен и подписал соглашение между правительством, коммунами и некоммерческими организациями в области наискорейшей интеграции новоприбывших. Мы участвуем в предоставлении мнений переселенцев по важным вопросам, когда правительство хочет получить информацию о предполагаемых изменениях. Это делается через зонтичную организацию, в которую мы входим, она называется СИОС- Форум этнических организаций Швеции.

В прошлом году мы дважды были в риксдаге (парламенте) - у представителей правящей Умеренной либеральной партии и у оппозиционной Социал-демократической партии.

- Насколько большое влияние русскоязычная община оказывает на происходящее в Швеции?

- Оказать влияние можно через политические механизмы. Русские в Швеции представлены на разных уровнях властных структур, но не в риксдаге. Думаю, что мы действуем сейчас как мягкая сила, как народная дипломатия, мы показываем на сайте на шведском языке то, о чем мы думаем, вот такие русские традиции, вот такие наши (точно такие же, как и ваши, шведские) проблемы и интересы. Мы вышли 4 года назад с Масленицей на главные площади Стокгольма, это было впервые в истории Швеции, мы делаем их все лучше, посмотрите видео, полно фотографий, они есть в Интернете, а лучше - приезжайте как-нибудь.

- Диаспора интересуется тем, что происходит в России?

Конечно, русские следят и с радостью, и с болью за тем, что происходит в России. Родина есть Родина, как мать есть мать, и ты плачешь, когда ей больно.

Масленица в Стокгольме, март 2011
- Насколько, по Вашему, верны представления россиян о Швеции?

- За всех россиян не скажу, но приведу один пример. Однажды я рассказала одной даме из высших музейных московских сфер историю, как мне в ответ на мое признание , что я - русская, некий швед сразу ответил: “А, мафия, проституция». Так мне эта дама сказала: “Ну уж не знаю, с кем Вы тут общаетесь, я такого не заметила“. Я ей ответила, что если она не заметила, то я ей напомню: нас обеих только что представили королю Швеции, и таким образом я, в какой-то мере, элита Швеции, и общаюсь не в самых распоследних кругах. Так что, по крайней мере, у некоторых представления явно затуманенные.

Мне еще кажется, что в России мало понимания нашей роли, роли российских соотечественников здесь, в Швеции. Что многие в России думают, уехали, ну и фиг с ними. Многие не понимают, зачем эти программы поддержки соотечественников. Зачем эти конференции, типа "ну, это же туризм за государственный счет". Я создала две Google-группы на конференциях, благодаря этому сейчаc общаются председатели Координационных советов российских соотечественников стран Европы, а также действует всемирная группа - для нее я собирала визитки на двух подряд конгрессах в Москве, сейчас там человек 300.

Думаю, что мы все же делаем дело, полезное для двух стран, служим улучшению отношений, ведь мы родились в России, а умирать будем здесь. А на конференциях происходит очень много обмена опытом, там люди поддерживают друг друга, и это ни в какой переписке не сделать, потому что у активистов тоже "батареи садятся"...

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: