вторник, 22 марта 2011 г.

Прийт Пярн: я рад, когда пиратские копии моих фильмов появляются в Интернете

Своими фильмами известный эстонский мультипликатор Прийт Пярн никого не учит и ни с чем не борется - он просто старается делать интересное кино. И ещё ему нравится, когда пиратские копии его фильмов появляются в Интернете - так их сможет посмотреть больше людей.

В гостях у «Батареи» — знаменитый мультипликатор Прийт Пярн, YouTube



Мне очень хочется Вас сравнить с моим любимым Люисом Буньюэлем. Вы не только внешне чем-то похожи, но похожи и ваши кинематографические судьбы. Он тоже начинал с нуля и тоже создал свой собственный кинематограф. Как Вы относитесь к такому сравнению? Есть между вами что-то схожее?

Что-то похожее есть, но вроде у него был один стеклянный глаз, у меня пока оба свои. В этом может быть разница.

Вы начали свою карьеру с нуля. У Вас не было не было предшествующих учёбы и опыта?

Я начинал как карикатурист. И с карикатуры плавно переплыл в анимацию. Сначала кажется, что эти две вещи — очень похожие. Нарисовать - и заставить двигаться. На самом деле, разница довольно большая. Но тип или способ мышления в обоих случаях очень схожий. Это образные, абстрактные, если так можно сказать, виды искусства.

Мне кажется, что Вы - один из самых трагических режиссёров-мультипликаторов. Я не знаю ни одного вашего фильма, который был бы исполнен очень большой надеждой. Мне кажется, Вы человек очень трагического сознания. Так ли это?

Делая фильм, есть надежда закончить его и больше не делать. Может быть я всю свою трагику отдал в кино? Не думаю, что я в жизни очень трагический человек. Я всегда пытался соединить комическое с трагическим. А если есть комизм, ирония и особенно самоирония, то это всё, соединённое с определённой трагикой - это и есть то, к чему я всё время стремился.

Достойное ли на Ваш взгляд положение в мире занимает мультипликационное кино? Много ли людей имеет возможность это увидеть? Как образуется аудитория такого кино?

Раньше, в советское время, анимационный фильм, который обычно длился 10 минут, «приклеивали» к длинному игровому фильму. Кто решал какой фильм к какому «приклеивать»? Это была, скорее, лотерея. Если это была какая-то индийская мелодрама, и этот длинный фильм показывали полгода, то и маленький фильм видело очень много людей.
Сейчас такой практики нет. Но сейчас, скажем, один выход для нас - это фестиваль. К счастью, можно распространять фильмы на DVD и через Интернет. Я очень рад, когда в Интернете вывешивают мои пиратские копии и люди их видят. Для нас нет дохода, но я думаю, что навряд ли эти люди, которые смотрят пиратские копии, будут покупать DVD.


Благодаря воровству аудитория расширяется?

Думаю, да.

Нет ли такой тенденции, что сегодня какие-то крупные мастера Вашего поколения уходят со своей главной дороги? Вы можете назвать крупные фигуры в сегодняшней анимации?

Которые ушли?

Нет, которые есть.

Думаю, что у каждого свой случай. Я, например, вместе со своей женой Ольгой сделал за последние 3,5 года 1 час и 10 минут анимации. Это три фильма - 2 минуты, 44 минуты и 24 минуты. Так что, в принципе, всё возможно. Первая двухминутка - это для меня первый фильм, который мы делали под камерой - т.е. я сам рисовал под камерой. И потом мы сделали фильм «Жизнь без Габриэлы Ферри». Он был запланирован на 30 минут, но вышло 44 минуты. Я думаю, что это самый лучший фильм, который я сделал. И сразу после этого начали фильм «Водолазы под дождём». Действие происходит прямо здесь, на Пирита теэ и всё время идёт дождь.

Вы сейчас находитесь в поре расцвета, большой активной и напряжённой работы?

Сейчас? Мы 3,5 года напряжённо работали. Год прошёл, как последний фильм готов. Мы пока не начали новый фильм, но у меня обычно всегда перерыв между фильмами, иногда и 4 года между фильмами бывает. Так что это для меня нормально.

А новый фильм уже задуман?

Может быть какая-то маленькая штучка. Для большого что-то надо набрать в себе.

Как Вы себя провоцируете, как Вы себя истончаете, как Вы погружаете себя в то состояние, когда любое явление окружающего мира идёт на пользу творчества? У Вас есть какие-то способы активизировать в себе это?

Думаю, что если человек профессионал, и если он знает, что надо делать, то надо делать. Главное - надо откуда-то начать. Я делал кое-какие подсчёты - для «Жизнь без Габриэлы Ферри» я нарисовал где-то 10 000 - 15 000 рисунков. И нельзя быть всё время в состоянии какой-то эйфории. Думаю, что это писатели создали такое, что, существует инспирация, которую надо ждать. Своих студентов я пытаюсь учить, что это скорее какие-то методики, техники, трюки - как себя ввести в состояние, даже не в состояние, это не то слово, чтобы сконструировать то, что тебе надо.

Вы начинает с рисунка, с линий? С чего Вы начинаете?

Для меня очень важно то, что когда у меня есть история, я рисую линию, и эта линия - это история. Всё что происходит во времени, мы можем изобразить как линию. Тогда я делю - это уже у меня есть, это что-то такое... Для меня это скорее инженерная работа. Потому что в анимационном кино очень много этапов. Сначала надо его написать, параллельно уже рисовать и найти как визуально выглядит этот мир. Надо почувствовать эти ритмы и тогда, в какой-то момент, и это для меня самый интересный и счастливый момент, когда подключаются те люди, которые делают звук, движущую картину. Тогда это начинает на самом деле жить. Я люблю монтаж.

Вы держите какой-то образ будущего фильма, приступая к началу работы? Вы видите какой-то результат или Вы не знаете, что будет в конце работы?

Каждый раз по-разному. Иногда есть просто какая-то визуальная картина, Иногда... Для одного фильма у меня быт такой мотив - рыба в аквариуме, которая помещается только по диагонали, и там остаётся немножко места, она плывёт в угол, но кто-то её оттуда назад толкает, и она снова плывет. И вокруг этого я стал строить картину.

Вы хотели бы что-то изменить своими фильмами? Против чего-то возразить, за что-то бороться?

Нет, что Вы. Анимация, она такая дорогая и медленная, и если против чего-то идти, то может оказаться, что к этому моменту, когда что-то будет готово, мир уже изменился. И это окажется лишним. Я понял ещё в начале, что я никогда не морализирую, я никого не учу. Я рассказываю истории и пытаюсь сделать, как кажется мне, чтобы это было интересно. Может найдётся ещё кто-то, кому это тоже будет интересно.

Ваш ход мыслей?

Да.

Вы очень сдержанно и очень иронично говорите о своём, я хочу сказать, высоком и прекрасном искусстве. Но Вы действительно правы, Ваши фильмы нужно видеть, чтобы понять то уникальное сочетание трагедии и иронии и готовности трагедии перейти в комедию, которая свойственна Вашим фильмам. Спасибо, что Вы пришли к нам.

Спасибо.
с Прийтом Пярном беседовала Елена Скульская, ERR

Посмотреть мультфильмы Прийта Пярна можно здесь:
Великий немой
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: