понедельник, 14 марта 2011 г.

Илья Сунделевич: туннель между Таллином и Хельсинки может стать реальностью

Такие скоростные поезда курсируют
сегодня в туннеле под Ла-Маншем
Если железнодорожный туннель между столицами Эстонии и Финляндии будет построен, можно будет на поезде проехать практически всю Европу по кольцевом маршруту. Проект этот очень дорогой, но если рассматривать создание туннеля, как один из элементов европейской безопасности, то в этом случае сказка вполне может обернуться былью.

На этой неделе опять заговорили на тему подводного железнодорожного туннеля между Таллином и Хельсинки. Последний раз этот проект обсуждался в Таллине, где 8 февраля этого года состоялся форум 8 городов Балтийского моря. Тогда инициатором обсуждения выступил город Таллин.

Но вот последние новости на этот счёт поступили в четверг, на сей раз уже из Финляндии. Газета Helsinki sanomаt сообщила о том, что планирование туннеля записано в проект общей планировки уезда Уусимаа и что это подтвердил Союз местных самоуправлений Финляндии.

Обсуждение планировки начнётся в самое ближайшее время, а завершение процесса самого планирования ожидается к концу 2012 года. Мэрия Хельсинки рассматривает железнодорожное сообщение между Хельсинки и Таллином как продолжение ветки скоростных поездов между Петербургом и Хельсинки, что, в свою очередь, должно являться частью современного скоростного сообщения между Петербургом и Берлином.

Пассажирское сообщение, конечно, дело удобное, если речь идёт о современных скоростях и современных составах. Но одного этого будет явно недостаточно для того, чтобы экономически оправдать строительство столь дорогостоящего объекта. Сделать проект привлекательным для инвесторов без обеспечения транспортных перевозок просто невозможно.

Туннель под Ла-Маншем
Длина туннеля под Ла-Маншем составляет 54 км, из них на подводную часть приходится всего лишь 23 км, а расстояние между Таллином и Хельсинки — это 85 км и при этом всё морем. Следовательно, подводная часть туннеля окажется в 3,5 раза длиннее, чем у евротуннеля, а стало быть примерно в только же раз и дороже.

Но надо помнить, что на одном берегу пролива Ла-Манш находится Великобритания, где количество населения составляет 60 млн человек, а на другой стороне канала проживает 65 млн французов. Стоимость же строительства оказалась такой, что и сегодня, через 17 лет после начала эксплуатации, туннель ещё очень далёк от того, чтобы приносить прибыль.

Естественно, что без массивного участия Евросоюза Финляндии и Эстонии, даже с привлечением частных инвесторов, проект будет не осилить. И все должны будут согласиться с очень длинным периодом экономической окупаемости.

Но если проект будет реализован, то появится возможность на поезде проехать практически всю Европу по кольцевом маршруту и не только пассажирам, но что в экономическом смысле ещё более важно - и транзитным товарам. Казалось бы, многие должны поддержать эту идею, если, конечно, стоимость строительства не сравнится со стоимостью высадки астронавтов на Луну.

С другой стороны, уже сразу можно сказать, кому этот проект не понравится — это эстонской судоходной компании Tallink, которая является главным перевозчиком в акватории Финского залива.

Но если рассматривать создание подводного транспортного коридора, как один из элементов европейской безопасности, то в данном случае сказка вполне может обернуться былью.

Комментарий прозвучал в программе Радио 4 "Доброе утро, Эстония"

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: