Четвертый месяц года в календаре древней эстонской истории отмечен одним весьма интересным и, что важно, на редкость бурным событием – восстанием Юрьевой ночи.
За всю историю Эстонии поистине народных и массовых выступлений было весьма мало, что уж говорить, эстонцы точно не французы, которые подарили миру своеобразную культуру проведения революций, восстаний и массовых акций в борьбе за народные права. Я нисколько не подстрекаю к революциям, боже упаси! Просто на конкретном историческом примере хочется показать, сколь пассивно было и есть население Эстонии в борьбе за свои права и лучшую жизнь. А те немногие массовые выступления за лучшую долю были столь редко, что они частично перешли в разгар полулегенд.
В середине XIV века вся территория Эстонии была под властью иноземцев с Запада. Северная Эстония с городом Ревелем принадлежала Дании, а остальная ее часть состояла из мелких средневековых вассальных немецких государств, подчиненных Ордену. Невзирая на то, что Эстонией владели представители различных государств, 80% захватчиков были немцы по национальности, и господствующий язык захватчиков был соответственно немецкий. Разумеется, как и полагается колонистам того времени, с местным населением особенно не церемонились. Эсты, в представлении немцев, были дикими язычниками, которых следовало как можно быстрее крестить, а затем использовать как дешевую рабочую силу для своих нужд.
Не будем забывать, что захват Эстонии, да и многих других земель, имел тогда определенную идеологическую подоплеку, а именно – нести христианство полудиким народам огнем и мечом. Воины же, которые совершали столь «благое» дело, были мотивированы получением земель на новых территориях вместе с местным населением, как бы получая рабочую силу в качестве бонуса. Надо ли говорить, что жизнь местного населения с новыми хозяевами была, мягко сказать, совсем не сладкой. Эсты были лишены всех прав, их крестили в чуждую им веру, запретили все, что было связано с их прежним вероисповеданием, и жестоко насаждались новые порядки.
Восстание без явных причин
Территория Эстонии была захвачена к 1227 году, а значит, к 1343-му прошло уже 116 лет. Срок немалый, чтобы колонистам успеть «расслабиться» на новых землях и почувствовать себя полноправными хозяевами, и не очень большой срок для эстов, чтобы забыть то время, когда они жили без этих хозяев. Следует отметить, что явных причин, почему именно тогда вспыхнуло восстание, историки назвать не могут. События того времени описаны в основном в немецких хрониках, а они не всегда были объективными и уж точно не могли объяснить, что же там у эстов случилось, что они решились на вооруженную борьбу.
Восстание началось в Северной Эстонии на территории, занятой датчанами, в Юрьев день, 23 апреля 1343 года. Согласно т.н. «Младшей ливонской рифмованной хронике», приписываемой капеллану магистра Ливонского ордена Бартоломею (Варфоломею) Гонеке, эстонцы захватили монастырь в Падизе и убили тамошних монахов, а также многих вассалов-немцев. Восставшие избрали из своей среды четырех вождей, которых назвали королями. Крестьянское войско осадило Таллинн и резиденцию епископа в Хаапсалу. Кроме того, эстонцы обратились за помощью к шведским властям, которые пообещали поддержать их.
Надежды эстонцев на помощь Швеции объясняются тем, что Швеция, к владениям которой относилась тогда и Финляндия, уже с давних времен проявляла интерес к восточному побережью Балтийского моря. Очевидно, во вмешательстве Швеции была заинтересована и часть вассалов в Северной Эстонии, которых очень беспокоило их будущее из-за усиления Ордена и ослабления королевской власти Дании. Эти обстоятельства объясняют и повышенный интерес Швеции к владениям Дании в Северной Эстонии.
Поскольку сама Дания переживала внутриполитические трудности, ждать скорой помощи в усмирении заморской провинции не было смысла. И датский наместник в Таллинне обратился с посланием о помощи к магистру Ливонского ордена Бурхарду фон Дрейлебену, который в это время во главе орденских войск был в походе против Пскова. Магистр, прервав военные действия, не мешкая отправился в Таллинн. Вслед за этим эстонцы направили к орденскому магистру своих послов – четырех королей, которые встретились с ним в орденской крепости Пайде. Во время переговоров произошло столкновение, и вожди восставших были убиты. В последовавших сражениях эстонцы потерпели поражение от орденского войска. Вассалы Таллинна и Харью-Виру обратились за защитой к магистру, и флот практичных шведов, появившийся на рейде Таллинна, вынужден был повернуть обратно.
Оплот пассивности
Отсутствие какой-либо помощи и решило судьбу сопротивления. По всей видимости, восстание было настолько неожиданным для всех заинтересованных сторон, что шведы просто не были к нему готовы настолько, чтобы воспользоваться этим, да и особого доверия к эстам у них, видимо, не было. Само восстание длилось около двух лет и сопровождалось жестокость ко всем немцам со стороны эстов, с материковой части оно перекинулось на острова и там же бесславно завершилось в 1345 году. Ливонский орден сумел подавить сопротивление во всех частях Эстонии и восстановить свою власть.
Надо сказать, что особенность восстания Юрьевой ночи заключается в его народности – участниками и организаторами всего сопротивления были именно эсты. Главный же недостаток и причина, почему оно в итоге провалилось, - это отсутствие четких и определенных целей и яркого харизматичного лидера, способного консолидировать участников для организованных и ясных действий. Многие историки охарактеризовали восстание как крестьянскую войну очень характерную для Европы того времени.
Любопытно, что, как потом показала история, эти события были одними из редких, можно сказать, революционных веяний за всю историю эстонского народа. Ведь что интересно, по-настоящему революций или же решительных действий (читай – восстаний, бунтов) самого эстонского народа против чего-либо было на редкость мало, в основном эстонцы покорно принимали и, можно сказать, принимают до сих пор все те несправедливости и трудности, которые имели место на протяжении веков.
Так что если Францию можно назвать колыбелью революций, то Эстонию можно смело назвать оплотом покорности и народной пассивности. И не зря совсем недавно в Тарту прошла акция одной из некоммерческих организаций, где специально обучали уличным протестам и массовым акциям, что ж, видимо, за почти 700 лет покорность и пассивность местных жителей впитались на генетическом уровне.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Василий Цыпун, историк
За всю историю Эстонии поистине народных и массовых выступлений было весьма мало, что уж говорить, эстонцы точно не французы, которые подарили миру своеобразную культуру проведения революций, восстаний и массовых акций в борьбе за народные права. Я нисколько не подстрекаю к революциям, боже упаси! Просто на конкретном историческом примере хочется показать, сколь пассивно было и есть население Эстонии в борьбе за свои права и лучшую жизнь. А те немногие массовые выступления за лучшую долю были столь редко, что они частично перешли в разгар полулегенд.
В середине XIV века вся территория Эстонии была под властью иноземцев с Запада. Северная Эстония с городом Ревелем принадлежала Дании, а остальная ее часть состояла из мелких средневековых вассальных немецких государств, подчиненных Ордену. Невзирая на то, что Эстонией владели представители различных государств, 80% захватчиков были немцы по национальности, и господствующий язык захватчиков был соответственно немецкий. Разумеется, как и полагается колонистам того времени, с местным населением особенно не церемонились. Эсты, в представлении немцев, были дикими язычниками, которых следовало как можно быстрее крестить, а затем использовать как дешевую рабочую силу для своих нужд.
Не будем забывать, что захват Эстонии, да и многих других земель, имел тогда определенную идеологическую подоплеку, а именно – нести христианство полудиким народам огнем и мечом. Воины же, которые совершали столь «благое» дело, были мотивированы получением земель на новых территориях вместе с местным населением, как бы получая рабочую силу в качестве бонуса. Надо ли говорить, что жизнь местного населения с новыми хозяевами была, мягко сказать, совсем не сладкой. Эсты были лишены всех прав, их крестили в чуждую им веру, запретили все, что было связано с их прежним вероисповеданием, и жестоко насаждались новые порядки.
Церкви-замки в Эстонии |
Территория Эстонии была захвачена к 1227 году, а значит, к 1343-му прошло уже 116 лет. Срок немалый, чтобы колонистам успеть «расслабиться» на новых землях и почувствовать себя полноправными хозяевами, и не очень большой срок для эстов, чтобы забыть то время, когда они жили без этих хозяев. Следует отметить, что явных причин, почему именно тогда вспыхнуло восстание, историки назвать не могут. События того времени описаны в основном в немецких хрониках, а они не всегда были объективными и уж точно не могли объяснить, что же там у эстов случилось, что они решились на вооруженную борьбу.
Восстание началось в Северной Эстонии на территории, занятой датчанами, в Юрьев день, 23 апреля 1343 года. Согласно т.н. «Младшей ливонской рифмованной хронике», приписываемой капеллану магистра Ливонского ордена Бартоломею (Варфоломею) Гонеке, эстонцы захватили монастырь в Падизе и убили тамошних монахов, а также многих вассалов-немцев. Восставшие избрали из своей среды четырех вождей, которых назвали королями. Крестьянское войско осадило Таллинн и резиденцию епископа в Хаапсалу. Кроме того, эстонцы обратились за помощью к шведским властям, которые пообещали поддержать их.
Надежды эстонцев на помощь Швеции объясняются тем, что Швеция, к владениям которой относилась тогда и Финляндия, уже с давних времен проявляла интерес к восточному побережью Балтийского моря. Очевидно, во вмешательстве Швеции была заинтересована и часть вассалов в Северной Эстонии, которых очень беспокоило их будущее из-за усиления Ордена и ослабления королевской власти Дании. Эти обстоятельства объясняют и повышенный интерес Швеции к владениям Дании в Северной Эстонии.
Поскольку сама Дания переживала внутриполитические трудности, ждать скорой помощи в усмирении заморской провинции не было смысла. И датский наместник в Таллинне обратился с посланием о помощи к магистру Ливонского ордена Бурхарду фон Дрейлебену, который в это время во главе орденских войск был в походе против Пскова. Магистр, прервав военные действия, не мешкая отправился в Таллинн. Вслед за этим эстонцы направили к орденскому магистру своих послов – четырех королей, которые встретились с ним в орденской крепости Пайде. Во время переговоров произошло столкновение, и вожди восставших были убиты. В последовавших сражениях эстонцы потерпели поражение от орденского войска. Вассалы Таллинна и Харью-Виру обратились за защитой к магистру, и флот практичных шведов, появившийся на рейде Таллинна, вынужден был повернуть обратно.
Оплот пассивности
Отсутствие какой-либо помощи и решило судьбу сопротивления. По всей видимости, восстание было настолько неожиданным для всех заинтересованных сторон, что шведы просто не были к нему готовы настолько, чтобы воспользоваться этим, да и особого доверия к эстам у них, видимо, не было. Само восстание длилось около двух лет и сопровождалось жестокость ко всем немцам со стороны эстов, с материковой части оно перекинулось на острова и там же бесславно завершилось в 1345 году. Ливонский орден сумел подавить сопротивление во всех частях Эстонии и восстановить свою власть.
Парк Юрьевой ночи в Таллине. |
Любопытно, что, как потом показала история, эти события были одними из редких, можно сказать, революционных веяний за всю историю эстонского народа. Ведь что интересно, по-настоящему революций или же решительных действий (читай – восстаний, бунтов) самого эстонского народа против чего-либо было на редкость мало, в основном эстонцы покорно принимали и, можно сказать, принимают до сих пор все те несправедливости и трудности, которые имели место на протяжении веков.
Так что если Францию можно назвать колыбелью революций, то Эстонию можно смело назвать оплотом покорности и народной пассивности. И не зря совсем недавно в Тарту прошла акция одной из некоммерческих организаций, где специально обучали уличным протестам и массовым акциям, что ж, видимо, за почти 700 лет покорность и пассивность местных жителей впитались на генетическом уровне.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий