Китай стал первой страной в мире, где в мечетях служат женщины-имамы. Этой традиции уже около 100 лет, и коммунистические власти делают всё возможное, чтобы реформировать ислам в стране и дальше. Так, женщинам-имамам выплачивают зарплату за счёт государства, а реформистский ислам проникает в китайские общины в других странах.
Считается, что мусульмане живут в Китае с VIII века. В средневековье мусульманские чиновники занимали высшие посты в государстве, и императоры использовали их в системе «сдержек и противовесов» – чтобы не «зарывались» местные чиновники-конфуцианцы. Именно тогда ислам стал частью управленческой системы Китая и во многом потерял классические черты, бытовавшие в остальном мусульманском мире.
Уже в XVII веке в Китае при мечетях были открыты школы для девочек, а со свержением Манчжурской династии и приходом к власти гражданских правителей (то есть после 1912 года) мусульманство стало цивилизоваться усиленными темпами – главным мотивом властей было создание провластного образованного меньшинства, на которое они могли положиться при реформах в стране. Именно тогда, сто лет назад в среде китайских мусульман появились женщины-имамы. Этим шагом, в том числе, власти пытались снизить градус шовинизма в исламе, и показать, что они рассматривают ислам скорее как этическое, а не религиозное течение.
После 1979 года, «открытия Китая миру», эти реформы продолжились. Первоначально женщины-имамы были только в среде т.н. «группы Хуэй» (она в Китае относится к одной из 56 официально зарегистрированных народностей), мусульманской общности, проживающей в восточных и центральных областях страны. Но сегодня реформы ислама начинаются и в среде более ортодоксальных уйгуров, живущих на западе Китая в Синцзян-Уйгурском районе (СУР). Недавнее восстание в СУР, в ходе которого погибли несколько сотен уйгуров, было вызвано в том числе и этими реформами.
«Группа Хуэй» насчитывает 21 млн. человек, и на них приходится около 3600 мечетей. Значительная часть из них управляется женщинами-имамами. Только один пример: в городе Кайфэй расположены 16 мечетей, и лишь 5 из них являются «чисто мужскими». До недавних пор были женские и мужские мечети (первые выкрашены в розовый цвет). Однако за последние 5-6 лет среди «группы Хуэй» появились и «смешанные» мечети, где проповеди мужчинам читают женщины. Женщины в таких мечетях никак не отделены от мужчин (в традиционных мечетях они сидят за перегородками или в отдельном помещении). Единственное пока «теологическое» ограничение для женщин-имамов: они не могут совершать похоронный обряд.
Но и над этой «проблемой» работают китайские мусульмане-теологи, чья работа оплачивается за государственный счёт. Они выискивают в Коране и работах теологов «лазейки», с помощью которых оправдывают те или иные реформы в исламе. В частности, возможность женщинам служить в мечетях основывалась на работах средневекового теолога Мухаммада ибн Джарира аль-Тараби.
Всего в центральном и восточном Китае насчитывается около 80 женщин-имамов, а также около 6000 т.н. «ахонг» – женщин-служителей более низкого ранга (как правило, они управляют небольшими мечетями в сельской местности).
Средняя зарплата имама в бедных центральных областях Китая – около 40 долларов в месяц. Но местные коммунистические власти доплачивают к этой сумме ещё пособие в 100-120 долларов – но только женщинам-имамам (женщинам-«ахонг» доплата составляет 30-40 долларов). Таким экономическим способом китайские коммунисты стимулируют приток женщин-управленцев в ислам.
В начале 1980-х ряд ортодоксальных китайских мусульман – в основном с запада страны – протестовали против реформ в местном исламе. Но китайские коммунисты быстро разобрались с бунтовщиками – около 10 человек были расстреляны (с формулировкой «за попытку государственного переворота»), ещё несколько десятков ортодоксов были приговорены к длительным тюремным срокам. Из страны также были высланы теологи из Саудовской Аравии, которых подозревали в «подрывной деятельности».
Сегодня китайские власти финансируют реформы в исламе среди китайской диаспоры Юго-Восточной Азии. В частности, идут переговоры с властями Малайзии и Индонезии об открытии мечетей с женщинами-имамами в этих странах.
Пример Китая показывает, что ислам можно сделать «религией мира и добра». Но для этого нужен мощный репрессивный аппарат. Одной «доброй воли» для этого мало. Показательно, что такие же реформы в исламе с большим скрипом идут даже в США. Так, первая женщина-имам в Америке – Амина Вадуд около 10 лет боролась за создание мечети, где на молитве могли бы присутствовать и женщины, и мужчины без всяких перегородок и ограничений. Несколько раз перед самым открытием такой мечети ей поступали угрозы исламских ортодоксов о предстоящем взрыве, и Вадуд не решалась идти дальше. Сегодня в США существуют лишь 3 мечети с женщинами-имамами.
Ещё:
Ислам и Европа в 21-ом веке
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Считается, что мусульмане живут в Китае с VIII века. В средневековье мусульманские чиновники занимали высшие посты в государстве, и императоры использовали их в системе «сдержек и противовесов» – чтобы не «зарывались» местные чиновники-конфуцианцы. Именно тогда ислам стал частью управленческой системы Китая и во многом потерял классические черты, бытовавшие в остальном мусульманском мире.
Уже в XVII веке в Китае при мечетях были открыты школы для девочек, а со свержением Манчжурской династии и приходом к власти гражданских правителей (то есть после 1912 года) мусульманство стало цивилизоваться усиленными темпами – главным мотивом властей было создание провластного образованного меньшинства, на которое они могли положиться при реформах в стране. Именно тогда, сто лет назад в среде китайских мусульман появились женщины-имамы. Этим шагом, в том числе, власти пытались снизить градус шовинизма в исламе, и показать, что они рассматривают ислам скорее как этическое, а не религиозное течение.
После 1979 года, «открытия Китая миру», эти реформы продолжились. Первоначально женщины-имамы были только в среде т.н. «группы Хуэй» (она в Китае относится к одной из 56 официально зарегистрированных народностей), мусульманской общности, проживающей в восточных и центральных областях страны. Но сегодня реформы ислама начинаются и в среде более ортодоксальных уйгуров, живущих на западе Китая в Синцзян-Уйгурском районе (СУР). Недавнее восстание в СУР, в ходе которого погибли несколько сотен уйгуров, было вызвано в том числе и этими реформами.
«Группа Хуэй» насчитывает 21 млн. человек, и на них приходится около 3600 мечетей. Значительная часть из них управляется женщинами-имамами. Только один пример: в городе Кайфэй расположены 16 мечетей, и лишь 5 из них являются «чисто мужскими». До недавних пор были женские и мужские мечети (первые выкрашены в розовый цвет). Однако за последние 5-6 лет среди «группы Хуэй» появились и «смешанные» мечети, где проповеди мужчинам читают женщины. Женщины в таких мечетях никак не отделены от мужчин (в традиционных мечетях они сидят за перегородками или в отдельном помещении). Единственное пока «теологическое» ограничение для женщин-имамов: они не могут совершать похоронный обряд.
Но и над этой «проблемой» работают китайские мусульмане-теологи, чья работа оплачивается за государственный счёт. Они выискивают в Коране и работах теологов «лазейки», с помощью которых оправдывают те или иные реформы в исламе. В частности, возможность женщинам служить в мечетях основывалась на работах средневекового теолога Мухаммада ибн Джарира аль-Тараби.
Всего в центральном и восточном Китае насчитывается около 80 женщин-имамов, а также около 6000 т.н. «ахонг» – женщин-служителей более низкого ранга (как правило, они управляют небольшими мечетями в сельской местности).
Средняя зарплата имама в бедных центральных областях Китая – около 40 долларов в месяц. Но местные коммунистические власти доплачивают к этой сумме ещё пособие в 100-120 долларов – но только женщинам-имамам (женщинам-«ахонг» доплата составляет 30-40 долларов). Таким экономическим способом китайские коммунисты стимулируют приток женщин-управленцев в ислам.
В начале 1980-х ряд ортодоксальных китайских мусульман – в основном с запада страны – протестовали против реформ в местном исламе. Но китайские коммунисты быстро разобрались с бунтовщиками – около 10 человек были расстреляны (с формулировкой «за попытку государственного переворота»), ещё несколько десятков ортодоксов были приговорены к длительным тюремным срокам. Из страны также были высланы теологи из Саудовской Аравии, которых подозревали в «подрывной деятельности».
Сегодня китайские власти финансируют реформы в исламе среди китайской диаспоры Юго-Восточной Азии. В частности, идут переговоры с властями Малайзии и Индонезии об открытии мечетей с женщинами-имамами в этих странах.
Пример Китая показывает, что ислам можно сделать «религией мира и добра». Но для этого нужен мощный репрессивный аппарат. Одной «доброй воли» для этого мало. Показательно, что такие же реформы в исламе с большим скрипом идут даже в США. Так, первая женщина-имам в Америке – Амина Вадуд около 10 лет боролась за создание мечети, где на молитве могли бы присутствовать и женщины, и мужчины без всяких перегородок и ограничений. Несколько раз перед самым открытием такой мечети ей поступали угрозы исламских ортодоксов о предстоящем взрыве, и Вадуд не решалась идти дальше. Сегодня в США существуют лишь 3 мечети с женщинами-имамами.
Ещё:
Ислам и Европа в 21-ом веке
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий