Нет в России человека, которому был бы незнаком образ Родины-матери..
Искусство построения коммуникации между властью и народом не стоит на месте. Когда-то глашатаи доносили до населения громким голосом волю своих правителей, потом появились газеты, которые в корне изменили сложившуюся ранее систему коммуникации. Новыми ключевыми вехами стали плакаты, радио, телевиденье, наконец, Интернет.
Вставай, страна огромная!
Советский военный плакат первого периода войны играл роль катализатора: надо было всколыхнуть всю огромную страну, поднять ее на борьбу с врагом. Как-то стушевались на этом фоне предвоенные плакаты с лицом «вождя народов» — к гражданам с плакатов обращались беззащитные матери, сестры, дети, которые молили об одном – защитить. Взывали и о справедливом мщении.
Образ поруганной матери с ребенком на руках — разжигал ненависть к врагу
Чтобы победить — война должна была стать народной. И она такой стала
Призыв защищать завоевания отцов также был хорошим ходом
К 1942 году партизанское движение наносило тылам Вермахта огромный вред
Битва за Москву развеяла миф о непобедимости гитлеровских армий
Исторические аналогии играли на патриотических чувствах граждан
Перелом в войне: смена концепции плаката
Вместе с ходом войны концепция плаката начинает меняться: на плакатах все чаще и чаще предстают суровые бойцы, сжимающие гранаты и винтовки. Все громче звучат призывы бить врага и гнать его обратно на Запад. Плакаты создают не только для тех, кто с оружием в руках бьется на фронтах: тружеников тыла также стимулируют плакатным примером. Больше металла, больше танков фронту… Апеллируют плакатисты и к доблестным полководцам из русской истории – на плакатах появляются Александр Невский, Суворов, даже былинные богатыри.
После Сталинграда итог войны уже стал окончательно ясен
Снайпер Василий Зайцев стал легендой не только благодаря плакатам
Красноармеец на германских улицах — плакат звал скорее закончить войну
Вперед, на Запад! Плакаты 1944-1945 годов уже насквозь пропитаны воодушевлением, которое царило в тогдашнем обществе: позади остался Сталинград, врага без остановки гнали все дальше и дальше на Запад – в плакатах появилось нечто радостное, помпезное. Демонстрировали воинам и то, что они не одиноки в этой войне – что где-то далеко на западе с противником сражаются англо-американские союзники.Бой шел не только на фронте: люди сражались с усталостью и у заводских печей
Солдаты шли освобождать Европу. Никто не думал, что кто-то назовет их оккупантами.
P.S. – теперь плакат, можно сказать, канул в прошлое. В эпоху Интернета и социальных сетей мастерство художников-плакатистов стало невостребованным. На наших улицах более нет плакатов. И, тем не менее, посмотрев подборку (далеко неполную) каждый может ощутить грозную энергию тех лет. И дай Бог, чтобы подобные плакаты не понадобились вновь: пусть Родина-мать зовет к созидательному труду, а не на смертный бой.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Искусство построения коммуникации между властью и народом не стоит на месте. Когда-то глашатаи доносили до населения громким голосом волю своих правителей, потом появились газеты, которые в корне изменили сложившуюся ранее систему коммуникации. Новыми ключевыми вехами стали плакаты, радио, телевиденье, наконец, Интернет.
Вставай, страна огромная!
Советский военный плакат первого периода войны играл роль катализатора: надо было всколыхнуть всю огромную страну, поднять ее на борьбу с врагом. Как-то стушевались на этом фоне предвоенные плакаты с лицом «вождя народов» — к гражданам с плакатов обращались беззащитные матери, сестры, дети, которые молили об одном – защитить. Взывали и о справедливом мщении.
Образ поруганной матери с ребенком на руках — разжигал ненависть к врагу
Чтобы победить — война должна была стать народной. И она такой стала
Призыв защищать завоевания отцов также был хорошим ходом
К 1942 году партизанское движение наносило тылам Вермахта огромный вред
Битва за Москву развеяла миф о непобедимости гитлеровских армий
Исторические аналогии играли на патриотических чувствах граждан
Перелом в войне: смена концепции плаката
Вместе с ходом войны концепция плаката начинает меняться: на плакатах все чаще и чаще предстают суровые бойцы, сжимающие гранаты и винтовки. Все громче звучат призывы бить врага и гнать его обратно на Запад. Плакаты создают не только для тех, кто с оружием в руках бьется на фронтах: тружеников тыла также стимулируют плакатным примером. Больше металла, больше танков фронту… Апеллируют плакатисты и к доблестным полководцам из русской истории – на плакатах появляются Александр Невский, Суворов, даже былинные богатыри.
После Сталинграда итог войны уже стал окончательно ясен
Снайпер Василий Зайцев стал легендой не только благодаря плакатам
Красноармеец на германских улицах — плакат звал скорее закончить войну
Вперед, на Запад! Плакаты 1944-1945 годов уже насквозь пропитаны воодушевлением, которое царило в тогдашнем обществе: позади остался Сталинград, врага без остановки гнали все дальше и дальше на Запад – в плакатах появилось нечто радостное, помпезное. Демонстрировали воинам и то, что они не одиноки в этой войне – что где-то далеко на западе с противником сражаются англо-американские союзники.Бой шел не только на фронте: люди сражались с усталостью и у заводских печей
Солдаты шли освобождать Европу. Никто не думал, что кто-то назовет их оккупантами.
P.S. – теперь плакат, можно сказать, канул в прошлое. В эпоху Интернета и социальных сетей мастерство художников-плакатистов стало невостребованным. На наших улицах более нет плакатов. И, тем не менее, посмотрев подборку (далеко неполную) каждый может ощутить грозную энергию тех лет. И дай Бог, чтобы подобные плакаты не понадобились вновь: пусть Родина-мать зовет к созидательному труду, а не на смертный бой.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий