«Я кричу, но никто меня не слышит! Я вижу Титаник, уходящий под воду, - нашу цивилизацию, плодящую моральных уродов. Все, что я могу сделать как учитель, это попытаться спасти с тонущего корабля как можно больше детей и бежать. Но куда? Это конец нашего мира. Я не могу остановить Титаник в одиночку. Я лишь беспомощно наблюдаю за погружением».
Кэтрин Бирбалсинх - известная в Англии учительница, интеллектуалка, социолог и общественный деятель. Страстная женщина (смешение экзотических карибских и индусских кровей) и храбрый человек (быть учителем в обычной английской школе, где ученики регулярно избивают преподавателей, - занятие не для слабонервных). Задолго до августовских событий в Лондоне она предсказывала массовые тинейджерские бунты и погромы, но ей выпала участь Кассандры. Кэтрин сочли паникершей и кликушей.
- Еще в октябре я держала речь перед членами Консервативной партии и пыталась рассказать им, к чему приведет наша система либерального воспитания, основанная на политкорректности и вседозволенности. Мне никто не поверил. Сегодняшние бунты – это только начало, а не конец. Они повторятся – если не через полгода, то через год. Будет только хуже».
«Им было просто скучно!»
Англия потрясена, шокирована и раздавлена. Пять суток великий город Лондон был заложником уличного сброда. Пять суток одна из самых профессиональных полиций мира не могла справиться с массовыми погромами, беспорядками и грабежами. И кто же эти преступники? Дети и подростки в возрасте от семи(!) до двадцати лет. Обыкновенные английские школьники (большинство из них никогда не совершало преступлений).
Каждый пятый, представший перед судом, - моложе 17! Многих привели в полицию родители, опознавшие своих непутевых чад по фотографиям в газетах (соплякам не хватило ума закрыть лица перед видеокамерами). Только в Лондоне арестовано 1276 человек (ожидается, что в ближайшие дни число задержанных достигнет 3000.) Местные суды работают без выходных и перерывов на обед.
Среди юных погромщиков – «черная» шпана из бедных районов и дочка миллионера, укравшая электротовары, сигареты и алкоголь на общую сумму 5500 фунтов. Мелкие гангстеры и 18-летний мальчик по имени Аарон из добропорядочной еврейской семьи, унесший из ювелирного магазина драгоценности стоимостью в 6100 фунтов (родители заставили его явиться с повинной). Фотомодели и студентка философского факультета, стащившая два мобильных телефона. Юная спортсменка, посол Олимпийских игр и двадцатилетний солдат, укравший гитару (на кой черт ему сдалась гитара, он и сам не знал. На следующий же день его задержали при попытке продать гитару в тот же музыкальный магазин, откуда он ее утащил!) Пятнадцатилетний грабитель, между делом изнасиловавший 13-летнюю девочку, и старшеклассница, укравшая два ящика вина. Черные и белые, бедные и богатые, двоечники и отличники. Порочные дети либеральной эпохи, отменившей телесные наказания. Англия с тоской вспоминает старые добрые розги. Хорошая порка малолетним подонкам уж точно бы не помешала!
- Это был абсолютно безмозглый бунт, - говорит журналист Пол Колстон. – Никакого социального протеста или требований. Детям было просто скучно. Август, знаете ли, каникулы, в воздухе висело ощущение грозы. Этих детей породила поп-культура индивидуализма и потребления. Хочешь дорогие кроссовки или новый телефон, - иди и бери. Мы живем в обществе под названием «Я», где все позволено, разрушены авторитеты и понятие семьи. Мы попали в капкан собственной либеральной системы образования. Десятилетний пацан уже знает свои права и кричит родителям: «Не смейте меня наказывать! Я подам на вас в суд!» И ведь подаст.
- Это страна Павликов Морозовых, - с возмущением говорит моя русская подруга, живущая в Лондоне. – Детей учат стучать на «плохих» родителей в школу, полицию и специальные службы.
В суде отец 16-летней девочки, укравшей компьютер за 500 фунтов, с горечью заявил, указывая на дочь: «Это конечный продукт общества, которое говорит тебе, что ты не можешь дисциплинировать и наказывать своего ребенка. Что вы будете делать, когда семилетнее дитя приходит домой и заявляет: «Ты не можешь меня шлепать и кричать на меня! Тебя за это посадят в тюрьму!» Это именно то, что им говорят в школах».
Праздник непослушания
«О, это была грандиозная вечеринка! – говорит учительница Кэтрин Бирбалсингх. – Тинейджеры пили вино вместе с друзьями, разбивали витрины, тащили все, что попадется под руку, нападали на испуганных прохожих. Это ж круто! Они получили кучу удовольствия. Они до сих пор не поняли: то, что они сделали, это плохо. Ни школа, ни семья, ни общество не объяснили им разницу между добром и злом. Они не собирались делать революцию. Это не восстание, нет. Для них это просто «party» и веселый грабеж, в котором, повинуясь стадному инстинкту, участвовали и дети из приличных семей. Если другие так развлекаются, почему я не могу?
Иностранцы до сих пор уверены, что у нас лучшая система образования. Но это было 50 лет назад. Да, частные школы все еще самые лучшие, но 90 процентов детей ходят в государственные заведения. Вы знаете, что творится в школах? Сплошной хаос! Они слушают музыку на уроках, болтают по телефону, развлекаются, как хотят, оскорбляют учителей, а иногда бьют их. И ни один учитель не обращается в полицию, - это как-то неудобно. Воспитание перестало быть воспитанием. Мы напридумывали детям кучу болезней. Если ребенок шалит, значит, он гиперактивный. Если он вертится на уроке, - у него проблемы со вниманием. Если он кричит, значит, он не может управлять своим гневом, и мы посылаем его в специальный класс, который так и называется «Управление гневом».
«А нельзя ему просто сказать: «Заткнись, или я тебя вылуплю?» - спрашиваю я. «Нельзя. Согласно модным теориям, ребенок никогда не виноват. Он всегда хороший: просто он бедный, или несчастный, или наоборот слишком богатый и у него ментальные проблемы, или у него разведенные родители, или плохая мама. Ребенку все время твердят, что это не его вина и не его ответственность. Виноваты всегда взрослые. Но ведь это чушь! Как можно воспитать человека, если не учить его отвечать за свои поступки! Мы годами пестовали болезнь политкорректности и морального релятивизма. Теперь модно отрицать объективный критерий нравственности: мол, ничего не бывает плохим, все зависит от точки зрения. Ты считаешь, что это хорошо, а я считаю, что это плохо. Ну, и прекрасно. Каждый, мол, имеет право на собственное мнение. Нет никаких моральных компасов и ориентиров. Мы поддерживаем и ободряем 15-16 летних девочек, которые рожают детей. Англия установила европейский рекорд по количеству подростковых беременностей. И общество не бьет тревогу. Но как могут дети воспитывать детей!?»
«А кем они хотят быть?» «Ха! Футболистами, рэперами и моделями. Они смотрят МТВ по 6-7 часов в день! Им нравится гангстерский стиль жизни и певцы с их девчонками, вечеринками и шикарными машинами. Телевизор учит их, кем быть. Перед ними никто не ставит высоких целей. Они, в самом деле, думают, что станут профессиональными футболистами, а значит, им не нужна математика и литература. Сейчас эти детки плачутся в суде, что они пошли воровать от бедности и голода. Это смехотворно! Голодный человек украдет кусок хлеба, но не плазменный телевизор. И, кстати, никто из них не пошел грабить библиотеки. Общество твердит: это все дети из неполных семей, пережившие развод родителей. Да, это так. Ну, и что? Воровство есть воровство, и не надо искать ему оправданий».
«Повелители мух», или о дьяволе внутри нас
«Когда мне было 14 лет, я вместе с друзьями вломился в пустующий дом просто для забавы, - говорит член Лондонской Ассамблеи Эндрю Бофф. – Меня схватил полицейский со словами: «Что ты здесь делаешь, пацан?» И он хлестнул меня по лицу перчаткой. Я до сих пор помню ту пощечину и благодарен за нее. Абсурд в том, что в наше время вы знаете, кто бы предстал перед судом? Не я! А полицейский, который ударил ребенка, пусть и за дело. Мы совершенно потеряли чувство пропорций. Я не хочу возвращаться к старой системе образования, в которой, безусловно, были садистские элементы. Мы не могли контролировать учителей, издевающихся над детьми. Но сейчас все наоборот. Дети издеваются над учителями. Оскорбления учителей – давно уже рутина в английских школах. Есть великая книга нобелевского лауреата Уильяма Голдинга «Повелитель мух» - о детях, оказавшихся на необитаемом острове без взрослых. В них пробудились все животные инстинкты, побуждающие их крушить все вокруг и убивать друг друга. Эта книга о звере внутри нас, о дьяволе, который может вырваться на свободу, если не посадить его в клетку цивилизации. Мы воспитываем опасных дикарей, не видящих разницы между своей и чужой собственностью.
Мы забыли, что такое кодекс вежливости и социальный протокол. Когда ты видишь мальчика на улице, который курит, бросает мусор или плюет, ты должен ему сказать: «Прекрати немедленно!» Но у нас говорят: ни одно хорошее дело не остается безнаказанным. Нам внушают, что неприлично вмешиваться в чужую жизнь. Кроме того, люди до смерти боятся быть неправильно понятыми. Если ты ласков с чужим ребенком, тебя могут счесть за педофила. Если суров, тебе могут предъявить обвинение в «abusing». (Широко толкуемое понятие, включающее в себя все виды физических и психологических пыток, в том числе, и словесные оскорбления. Д.А.)
Английское общество, потрясенное тем, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон уже назвал «моральным коллапсом», ищет пути решения проблемы. Что делать с детками, сбежавшими из клетки?
- Сначала люди испытывали удивление, потом стыд, а сейчас ярость, - говорит журналист газеты «Таймс» Майкл Бинен. – Мы позволили детям делать буквально то, что они хотят! Это изменило людскую мораль и национальный кодекс поведения. Мы пускались в объяснения, когда вообще ничего не надо объяснять. Подросткам надо говорить: ты обязан соблюдать правила только потому, что мы так тебе велим! И точка. Никаких дискуссий. Молодежные бунты не имеют ничего общего с правами человека. Тинейджеры даже не знают, что такое права человека. Они просто хотят новые тряпки и телефоны. Забавно: они входили в магазины и хватали кроссовки и джинсы, но не трогали дорогие элегантные костюмы. Материалистическая культура с ее навязчивой рекламой внушает людям, что они просто обязаны иметь модную вещь. Общество сфокусировано только на денежном успехе и выгодах. И это касается не только Запада, но и России. Я был в Москве четыре года назад, и меня поразила эта помешанность новых русских на вещизме и роскоши. Дикий капитализм возвращается. Опасность в том, что новое поколение, лишенное нравственных основ, почувствует свою силу и выйдет на улицы просто грабить. Мы можем столкнуться с необычным типом криминальных восстаний и бунтов. Города могут оказаться во власти уличных подростковых банд, отлично организованных с помощью совершенной мобильной связи и интернета».
В Англии ситуация обостряется так же традиционной враждой между мусульманской и черной общинами. Для верующего мусульманина черный бездельник, танцующий рэп и приторговывающий наркотой, занимающийся сексом в любое время, - всего лишь поганый язычник, презираемое животное. В Бирмингеме трое мусульман были убиты черными, атаковавшими их мечеть. (Кстати, единственные подростки, не участвовавшие в грабежах, - дети из мусульманских семей. В Коране воровство – один из самых страшных грехов. За него отрубают руку.)
«Я, безусловно, поддерживаю либеральное общество, - говорит журналист Майкл Бинен. – Но проблема свободного общества в том, что оно не ставит людям определенные границы». «Но как совместить личную свободу с обязательствами перед обществом?» - спрашиваю я. «Это именно тот вопрос, который сейчас обсуждают в парламенте. Ответа нет. Начались бурные дискуссии о Боге и религии. Бог становится политическим вопросом. Но мы не можем вернуться к вере. Англия – нерелигиозная протестантская страна, а протестанты всегда были весьма прохладными христианами».
«Я согласна с тобой, что если б мы имели Бога, то так бы себя не вели, - говорит учительница Кэтрин Бирбалсингх. – Но Бог ушел, и вряд ли вернется. Я в него не верю. Я не повешу в классе портрет Иисуса Христа». «Кого же ты повесишь?» «Нельсона Манделу. Пусть дети стараются быть как он. Я повешу героев нашей общины. Но если честно: я иногда прихожу в отчаяние. Я не вижу решения». «Но если вы хотите выбить дьявола из ваших детей, вам придется брать под контроль медиа и телевидение, а это несовместимо с вашей свободой». «Ты права. Свобода не может быть абсолютной. Без правил все рухнет». «Но правила создают божественные авторитеты, - замечаю я. - А Нельсон Мандела, при всем моем уважении к нему, весьма спорная фигура. Вы нуждаетесь в чем-то бесспорном. Если ты хочешь спасти своих детей, чтоб они не поклонялись богу наживы Мамоне, в класс придется вернуть и Христа, и пророка Мухаммеда, и даже Будду».
Можно ли купить всё?
«Когда я только приехал в Лондон из своей добропорядочной английской деревни, мне пришлось снимать квартиру на паях с одной девицей, - рассказывает мой знакомый фотограф Саймон Хипкинс. – Она была шопинговой наркоманкой. Целыми сутками она бегала по магазинам или заказывала товары по интернету. Каждый день в дом звонил курьер с очередной посылкой. Коробки все росли и росли, она их даже не распаковывала! Ей интересен был сам процесс. Однажды я понял, что если не выгоню ее, меня найдут похороненным под грудой пакетов из «Харродса» или «Селфриджа». У нас полстраны надо ставить на контроль к психиатру. Англию превратили в огромный шопинг-мол!»
Мы сидим в пабе в неблагополучном районе Брикстон, только что отмывшемся от погромов, и я впервые вижу запросто пьющих за стойкой черных и белых вперемешку.
«Это и в самом деле единственный паб в своем роде, - смеется Саймон. – Ты нигде этого больше не увидишь. Социальные различия в Англии сильны как никогда. Средний класс ненавидит рабочих, а те платят ему взаимностью. А все вместе они ненавидят богатых. Все это смягчается холодной политкорректностью и попыткой не замечать друг друга. Но ненависть не скроешь. Когда в 90-х лейбористы пришли к власти, Тони Блэр сказал историческую речь об уничтожении социальных границ и о наступлении эры всеобщего равенства. Как же они собирались установить это равенство? С помощью магазинов. Они раздали всем кредитов и бросили клич: «Покупайте!» И люди бросились покупать. Им внушали мысль, что с каждой новой покупкой они могут подняться на ступеньку выше по социальной лестнице и стать круче. Потом наступил кризис, деньги кончились, а кредиты надо было выплачивать. Страна производила бомбы на миллиарды долларов, которыми вколачивали демократию в Афганистан, Ливию и Ирак, но у нее не было денег на школьные расходы. Богатые стали еще богаче, а бедные беднее. Люди разорились, но покупка все еще остается главным критерием статусности. А если ты не можешь купить, значит, ты должен украсть. Эта цивилизация заканчивается, поскольку не может больше производить и защищать моральные ценности. Эпоха декаданса. Наши прабабушки видели последний расцвет и блеск Великой Британской империи конца 19 века, в которой никогда не заходило солнце. Она сузилась до маленького островка всего за 50 лет. Мне 31 и боюсь, я еще на своем веку увижу падение моей страны, которая больше не производит героев и не ставит великих целей. По всему Лондону катаются автобусы с рекламой фильма о хорошем английском мальчике Гарри Потере, которого давно победил Волан-де-Морт. Никто не обратил внимания на пророческий рекламный слоган «This all ends», «Это все заканчивается».
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
О том, что британцы всерьез решили взяться за мародеров, свидетельствуют и судебные процессы, начавшиеся на туманном Альбионе.
Так, двое молодых парней графства Чешир получили за свои виртуальные "шалости" вполне реальные сроки. 22-летний Перри Сатклифф-Кинан и 20-летний Джордан Блэкшоу из графства Чешир получили по 4 года тюрьмы - за призывы к насилию и погромам в соцсети Facebook.
Причем судьи действуют жестко и оперативно - свои сообщения Блэкшоу и Сатклифф-Кинан опубликовали 9 и 10 августа. А уже во вторник, 16 августа, им огласили приговор.
По мнению правоохранителей, вина парней усугубляется открытостью соцсети - прочитать их "зажигательные" речи и принять их как руководство к действию может неограниченное число людей. Поэтому к провокаторам будут приниматься самые жесткие меры.
Ещё:
Лондон: неделя унижений и недоуменных вопросов
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кэтрин Бирбалсинх - известная в Англии учительница, интеллектуалка, социолог и общественный деятель. Страстная женщина (смешение экзотических карибских и индусских кровей) и храбрый человек (быть учителем в обычной английской школе, где ученики регулярно избивают преподавателей, - занятие не для слабонервных). Задолго до августовских событий в Лондоне она предсказывала массовые тинейджерские бунты и погромы, но ей выпала участь Кассандры. Кэтрин сочли паникершей и кликушей.
- Еще в октябре я держала речь перед членами Консервативной партии и пыталась рассказать им, к чему приведет наша система либерального воспитания, основанная на политкорректности и вседозволенности. Мне никто не поверил. Сегодняшние бунты – это только начало, а не конец. Они повторятся – если не через полгода, то через год. Будет только хуже».
«Им было просто скучно!»
Англия потрясена, шокирована и раздавлена. Пять суток великий город Лондон был заложником уличного сброда. Пять суток одна из самых профессиональных полиций мира не могла справиться с массовыми погромами, беспорядками и грабежами. И кто же эти преступники? Дети и подростки в возрасте от семи(!) до двадцати лет. Обыкновенные английские школьники (большинство из них никогда не совершало преступлений).
Каждый пятый, представший перед судом, - моложе 17! Многих привели в полицию родители, опознавшие своих непутевых чад по фотографиям в газетах (соплякам не хватило ума закрыть лица перед видеокамерами). Только в Лондоне арестовано 1276 человек (ожидается, что в ближайшие дни число задержанных достигнет 3000.) Местные суды работают без выходных и перерывов на обед.
Среди юных погромщиков – «черная» шпана из бедных районов и дочка миллионера, укравшая электротовары, сигареты и алкоголь на общую сумму 5500 фунтов. Мелкие гангстеры и 18-летний мальчик по имени Аарон из добропорядочной еврейской семьи, унесший из ювелирного магазина драгоценности стоимостью в 6100 фунтов (родители заставили его явиться с повинной). Фотомодели и студентка философского факультета, стащившая два мобильных телефона. Юная спортсменка, посол Олимпийских игр и двадцатилетний солдат, укравший гитару (на кой черт ему сдалась гитара, он и сам не знал. На следующий же день его задержали при попытке продать гитару в тот же музыкальный магазин, откуда он ее утащил!) Пятнадцатилетний грабитель, между делом изнасиловавший 13-летнюю девочку, и старшеклассница, укравшая два ящика вина. Черные и белые, бедные и богатые, двоечники и отличники. Порочные дети либеральной эпохи, отменившей телесные наказания. Англия с тоской вспоминает старые добрые розги. Хорошая порка малолетним подонкам уж точно бы не помешала!
- Это был абсолютно безмозглый бунт, - говорит журналист Пол Колстон. – Никакого социального протеста или требований. Детям было просто скучно. Август, знаете ли, каникулы, в воздухе висело ощущение грозы. Этих детей породила поп-культура индивидуализма и потребления. Хочешь дорогие кроссовки или новый телефон, - иди и бери. Мы живем в обществе под названием «Я», где все позволено, разрушены авторитеты и понятие семьи. Мы попали в капкан собственной либеральной системы образования. Десятилетний пацан уже знает свои права и кричит родителям: «Не смейте меня наказывать! Я подам на вас в суд!» И ведь подаст.
- Это страна Павликов Морозовых, - с возмущением говорит моя русская подруга, живущая в Лондоне. – Детей учат стучать на «плохих» родителей в школу, полицию и специальные службы.
В суде отец 16-летней девочки, укравшей компьютер за 500 фунтов, с горечью заявил, указывая на дочь: «Это конечный продукт общества, которое говорит тебе, что ты не можешь дисциплинировать и наказывать своего ребенка. Что вы будете делать, когда семилетнее дитя приходит домой и заявляет: «Ты не можешь меня шлепать и кричать на меня! Тебя за это посадят в тюрьму!» Это именно то, что им говорят в школах».
Праздник непослушания
«О, это была грандиозная вечеринка! – говорит учительница Кэтрин Бирбалсингх. – Тинейджеры пили вино вместе с друзьями, разбивали витрины, тащили все, что попадется под руку, нападали на испуганных прохожих. Это ж круто! Они получили кучу удовольствия. Они до сих пор не поняли: то, что они сделали, это плохо. Ни школа, ни семья, ни общество не объяснили им разницу между добром и злом. Они не собирались делать революцию. Это не восстание, нет. Для них это просто «party» и веселый грабеж, в котором, повинуясь стадному инстинкту, участвовали и дети из приличных семей. Если другие так развлекаются, почему я не могу?
Иностранцы до сих пор уверены, что у нас лучшая система образования. Но это было 50 лет назад. Да, частные школы все еще самые лучшие, но 90 процентов детей ходят в государственные заведения. Вы знаете, что творится в школах? Сплошной хаос! Они слушают музыку на уроках, болтают по телефону, развлекаются, как хотят, оскорбляют учителей, а иногда бьют их. И ни один учитель не обращается в полицию, - это как-то неудобно. Воспитание перестало быть воспитанием. Мы напридумывали детям кучу болезней. Если ребенок шалит, значит, он гиперактивный. Если он вертится на уроке, - у него проблемы со вниманием. Если он кричит, значит, он не может управлять своим гневом, и мы посылаем его в специальный класс, который так и называется «Управление гневом».
«А нельзя ему просто сказать: «Заткнись, или я тебя вылуплю?» - спрашиваю я. «Нельзя. Согласно модным теориям, ребенок никогда не виноват. Он всегда хороший: просто он бедный, или несчастный, или наоборот слишком богатый и у него ментальные проблемы, или у него разведенные родители, или плохая мама. Ребенку все время твердят, что это не его вина и не его ответственность. Виноваты всегда взрослые. Но ведь это чушь! Как можно воспитать человека, если не учить его отвечать за свои поступки! Мы годами пестовали болезнь политкорректности и морального релятивизма. Теперь модно отрицать объективный критерий нравственности: мол, ничего не бывает плохим, все зависит от точки зрения. Ты считаешь, что это хорошо, а я считаю, что это плохо. Ну, и прекрасно. Каждый, мол, имеет право на собственное мнение. Нет никаких моральных компасов и ориентиров. Мы поддерживаем и ободряем 15-16 летних девочек, которые рожают детей. Англия установила европейский рекорд по количеству подростковых беременностей. И общество не бьет тревогу. Но как могут дети воспитывать детей!?»
«А кем они хотят быть?» «Ха! Футболистами, рэперами и моделями. Они смотрят МТВ по 6-7 часов в день! Им нравится гангстерский стиль жизни и певцы с их девчонками, вечеринками и шикарными машинами. Телевизор учит их, кем быть. Перед ними никто не ставит высоких целей. Они, в самом деле, думают, что станут профессиональными футболистами, а значит, им не нужна математика и литература. Сейчас эти детки плачутся в суде, что они пошли воровать от бедности и голода. Это смехотворно! Голодный человек украдет кусок хлеба, но не плазменный телевизор. И, кстати, никто из них не пошел грабить библиотеки. Общество твердит: это все дети из неполных семей, пережившие развод родителей. Да, это так. Ну, и что? Воровство есть воровство, и не надо искать ему оправданий».
«Повелители мух», или о дьяволе внутри нас
«Когда мне было 14 лет, я вместе с друзьями вломился в пустующий дом просто для забавы, - говорит член Лондонской Ассамблеи Эндрю Бофф. – Меня схватил полицейский со словами: «Что ты здесь делаешь, пацан?» И он хлестнул меня по лицу перчаткой. Я до сих пор помню ту пощечину и благодарен за нее. Абсурд в том, что в наше время вы знаете, кто бы предстал перед судом? Не я! А полицейский, который ударил ребенка, пусть и за дело. Мы совершенно потеряли чувство пропорций. Я не хочу возвращаться к старой системе образования, в которой, безусловно, были садистские элементы. Мы не могли контролировать учителей, издевающихся над детьми. Но сейчас все наоборот. Дети издеваются над учителями. Оскорбления учителей – давно уже рутина в английских школах. Есть великая книга нобелевского лауреата Уильяма Голдинга «Повелитель мух» - о детях, оказавшихся на необитаемом острове без взрослых. В них пробудились все животные инстинкты, побуждающие их крушить все вокруг и убивать друг друга. Эта книга о звере внутри нас, о дьяволе, который может вырваться на свободу, если не посадить его в клетку цивилизации. Мы воспитываем опасных дикарей, не видящих разницы между своей и чужой собственностью.
Мы забыли, что такое кодекс вежливости и социальный протокол. Когда ты видишь мальчика на улице, который курит, бросает мусор или плюет, ты должен ему сказать: «Прекрати немедленно!» Но у нас говорят: ни одно хорошее дело не остается безнаказанным. Нам внушают, что неприлично вмешиваться в чужую жизнь. Кроме того, люди до смерти боятся быть неправильно понятыми. Если ты ласков с чужим ребенком, тебя могут счесть за педофила. Если суров, тебе могут предъявить обвинение в «abusing». (Широко толкуемое понятие, включающее в себя все виды физических и психологических пыток, в том числе, и словесные оскорбления. Д.А.)
Английское общество, потрясенное тем, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон уже назвал «моральным коллапсом», ищет пути решения проблемы. Что делать с детками, сбежавшими из клетки?
- Сначала люди испытывали удивление, потом стыд, а сейчас ярость, - говорит журналист газеты «Таймс» Майкл Бинен. – Мы позволили детям делать буквально то, что они хотят! Это изменило людскую мораль и национальный кодекс поведения. Мы пускались в объяснения, когда вообще ничего не надо объяснять. Подросткам надо говорить: ты обязан соблюдать правила только потому, что мы так тебе велим! И точка. Никаких дискуссий. Молодежные бунты не имеют ничего общего с правами человека. Тинейджеры даже не знают, что такое права человека. Они просто хотят новые тряпки и телефоны. Забавно: они входили в магазины и хватали кроссовки и джинсы, но не трогали дорогие элегантные костюмы. Материалистическая культура с ее навязчивой рекламой внушает людям, что они просто обязаны иметь модную вещь. Общество сфокусировано только на денежном успехе и выгодах. И это касается не только Запада, но и России. Я был в Москве четыре года назад, и меня поразила эта помешанность новых русских на вещизме и роскоши. Дикий капитализм возвращается. Опасность в том, что новое поколение, лишенное нравственных основ, почувствует свою силу и выйдет на улицы просто грабить. Мы можем столкнуться с необычным типом криминальных восстаний и бунтов. Города могут оказаться во власти уличных подростковых банд, отлично организованных с помощью совершенной мобильной связи и интернета».
В Англии ситуация обостряется так же традиционной враждой между мусульманской и черной общинами. Для верующего мусульманина черный бездельник, танцующий рэп и приторговывающий наркотой, занимающийся сексом в любое время, - всего лишь поганый язычник, презираемое животное. В Бирмингеме трое мусульман были убиты черными, атаковавшими их мечеть. (Кстати, единственные подростки, не участвовавшие в грабежах, - дети из мусульманских семей. В Коране воровство – один из самых страшных грехов. За него отрубают руку.)
«Я, безусловно, поддерживаю либеральное общество, - говорит журналист Майкл Бинен. – Но проблема свободного общества в том, что оно не ставит людям определенные границы». «Но как совместить личную свободу с обязательствами перед обществом?» - спрашиваю я. «Это именно тот вопрос, который сейчас обсуждают в парламенте. Ответа нет. Начались бурные дискуссии о Боге и религии. Бог становится политическим вопросом. Но мы не можем вернуться к вере. Англия – нерелигиозная протестантская страна, а протестанты всегда были весьма прохладными христианами».
«Я согласна с тобой, что если б мы имели Бога, то так бы себя не вели, - говорит учительница Кэтрин Бирбалсингх. – Но Бог ушел, и вряд ли вернется. Я в него не верю. Я не повешу в классе портрет Иисуса Христа». «Кого же ты повесишь?» «Нельсона Манделу. Пусть дети стараются быть как он. Я повешу героев нашей общины. Но если честно: я иногда прихожу в отчаяние. Я не вижу решения». «Но если вы хотите выбить дьявола из ваших детей, вам придется брать под контроль медиа и телевидение, а это несовместимо с вашей свободой». «Ты права. Свобода не может быть абсолютной. Без правил все рухнет». «Но правила создают божественные авторитеты, - замечаю я. - А Нельсон Мандела, при всем моем уважении к нему, весьма спорная фигура. Вы нуждаетесь в чем-то бесспорном. Если ты хочешь спасти своих детей, чтоб они не поклонялись богу наживы Мамоне, в класс придется вернуть и Христа, и пророка Мухаммеда, и даже Будду».
Можно ли купить всё?
«Когда я только приехал в Лондон из своей добропорядочной английской деревни, мне пришлось снимать квартиру на паях с одной девицей, - рассказывает мой знакомый фотограф Саймон Хипкинс. – Она была шопинговой наркоманкой. Целыми сутками она бегала по магазинам или заказывала товары по интернету. Каждый день в дом звонил курьер с очередной посылкой. Коробки все росли и росли, она их даже не распаковывала! Ей интересен был сам процесс. Однажды я понял, что если не выгоню ее, меня найдут похороненным под грудой пакетов из «Харродса» или «Селфриджа». У нас полстраны надо ставить на контроль к психиатру. Англию превратили в огромный шопинг-мол!»
Мы сидим в пабе в неблагополучном районе Брикстон, только что отмывшемся от погромов, и я впервые вижу запросто пьющих за стойкой черных и белых вперемешку.
«Это и в самом деле единственный паб в своем роде, - смеется Саймон. – Ты нигде этого больше не увидишь. Социальные различия в Англии сильны как никогда. Средний класс ненавидит рабочих, а те платят ему взаимностью. А все вместе они ненавидят богатых. Все это смягчается холодной политкорректностью и попыткой не замечать друг друга. Но ненависть не скроешь. Когда в 90-х лейбористы пришли к власти, Тони Блэр сказал историческую речь об уничтожении социальных границ и о наступлении эры всеобщего равенства. Как же они собирались установить это равенство? С помощью магазинов. Они раздали всем кредитов и бросили клич: «Покупайте!» И люди бросились покупать. Им внушали мысль, что с каждой новой покупкой они могут подняться на ступеньку выше по социальной лестнице и стать круче. Потом наступил кризис, деньги кончились, а кредиты надо было выплачивать. Страна производила бомбы на миллиарды долларов, которыми вколачивали демократию в Афганистан, Ливию и Ирак, но у нее не было денег на школьные расходы. Богатые стали еще богаче, а бедные беднее. Люди разорились, но покупка все еще остается главным критерием статусности. А если ты не можешь купить, значит, ты должен украсть. Эта цивилизация заканчивается, поскольку не может больше производить и защищать моральные ценности. Эпоха декаданса. Наши прабабушки видели последний расцвет и блеск Великой Британской империи конца 19 века, в которой никогда не заходило солнце. Она сузилась до маленького островка всего за 50 лет. Мне 31 и боюсь, я еще на своем веку увижу падение моей страны, которая больше не производит героев и не ставит великих целей. По всему Лондону катаются автобусы с рекламой фильма о хорошем английском мальчике Гарри Потере, которого давно победил Волан-де-Морт. Никто не обратил внимания на пророческий рекламный слоган «This all ends», «Это все заканчивается».
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
О том, что британцы всерьез решили взяться за мародеров, свидетельствуют и судебные процессы, начавшиеся на туманном Альбионе.
Так, двое молодых парней графства Чешир получили за свои виртуальные "шалости" вполне реальные сроки. 22-летний Перри Сатклифф-Кинан и 20-летний Джордан Блэкшоу из графства Чешир получили по 4 года тюрьмы - за призывы к насилию и погромам в соцсети Facebook.
Причем судьи действуют жестко и оперативно - свои сообщения Блэкшоу и Сатклифф-Кинан опубликовали 9 и 10 августа. А уже во вторник, 16 августа, им огласили приговор.
По мнению правоохранителей, вина парней усугубляется открытостью соцсети - прочитать их "зажигательные" речи и принять их как руководство к действию может неограниченное число людей. Поэтому к провокаторам будут приниматься самые жесткие меры.
Ещё:
Лондон: неделя унижений и недоуменных вопросов
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий