четверг, 11 августа 2011 г.

Оружие нового поколения против безоружных

Оружию, о котором пойдёт речь, казалось бы, самое место в каких-нибудь научно-фантастических триллерах, а никак не на улицах наших городов. В его разработке США, безусловно, принадлежит ведущее место. Устройства, использующие микроволновую энергию для того, чтобы в вашей голове зазвучал «трубный глас», ослепляющие лазерные лучи, особые химические реагенты и акустические пушки – всё это средства нового поколения для усмирения гражданских волнений.

Пентагон квалифицирует это оружие как «несмертельное» или «временного поражения». Оно предназначено для использования против безоружных: разгона демонстраций, усмирения отдельных разбушевавшихся индивидуумов или защиты границ. То есть, представляет собой более современную версию полицейской дубинки, перцового аэрозоля и слезоточивого газа. И, как сказал журналист Андо Арик, «мы становимся свидетелями первой гонки вооружений, в которой противником выступает всё население в целом».

Необходимость создания подобного рода несмертельного оружия была продиктована в своё время той ролью, которую заняло в общественной жизни телевидение. В 1960-х и 70-х американцы впервые смогли стать свидетелями жестокости, с которой полиция расправлялась с участниками антивоенных движений.

Сегодня, благодаря современным средствам медиа- и телекоммуникаций, стало намного проще фиксировать и публиковать фото- или видеосвидетельства незаконного применения силы блюстителями правопорядка. Власти хорошо знают, чем грозит обнародование подобных материалов. В 1997 году в совместном отчёте Пентагона и Министерства юстиции США прозвучало такое предостережение:

«Даже законное применение силы может быть неверно представлено или истолковано общественностью. Более чем когда-либо, полиция и военные должны проявлять осмотрительность в вопросах применения силы».

Глобальный экономический кризис, катастрофы и катаклизмы, дефицит природных ресурсов, наступление новой эры, требующей самоограничения и вопиющее неравенство между людьми – всё это привело к массовым протестам в Испании, Греции, Египте… Да и у американцев богатая история отстаивания своих прав на улицах.

Между тем, десятки миллионов долларов инвестируются в создание оружия, к которому у СМИ не было бы существенных претензий, и которое полиция могла бы использовать каждый день для контроля большого скопления людей. В результате, оружие старого образца постепенно заменяют более экзотичные и спорные технологии будущего.

1. Луч боли или «Священный Грааль» управления толпой

Это не оружие из «Звездных войн», как может показаться. Установка называется «Система активного отбрасывания» (англ. Active Denial System, ADS) и работает как микроволновая печь на открытом воздухе. Электромагнитной луч, направленный на кожу жертвы, создаёт невыносимое ощущение жжения и принуждает спасаться бегством. Этот эффект разработчики назвали эффектом «до свидания» (Goodbye effect).

Авторы программы Пентагона по созданию «несмертельного оружия» считают, что «подобное оружие даёт возможность остановить, отпугнуть и обратить в бегство наступающего противника без причинения ему физического вреда».

Тем не менее, в отчёте, составленном в 2008 году физиком и экспертом по оружию временного поражения доктором Юргеном Олтманом, содержится несколько другой вывод:

« … «Система активного отбрасывания» обладает технической возможностью вызвать ожог второй или третьей степени. Поскольку диаметр луча составляет 2 метра или даже больше, то есть превышает размеры человека, ожоги могут покрыть значительную часть тела – до 50 процентов поверхности кожи. При том, что ожоги второй и третьей степени, покрывающие более 20 процентов поверхности тела уже представляют угрозу жизни и требуют интенсивного лечения в специализированной клинике. Без гарантии повторного попадания болевого луча в одну и ту же цель, подобная система представляет собой потенциальную угрозу для здоровья и даже жизни людей».

Если первые образцы Active Denial System
годились для перевозки на грузовике или
крупном внедорожнике, то последние версии
(как эта) являются, фактически, ручным оружием.
Впервые это оружие испытано в Афганистане, но позже было запрещено в связи с рядом технических сложностей и политических проблем. Одной из таких проблем стали опасения, что «Система активного отбрасывания» будет использоваться как инструмент для пыток, в связи с чем дальнейшее её применение было признано «неразумным с политической точки зрения», – как сказано в отчёте Научного совета Министерства обороны США.

В то время, как болевой луч был признан слишком спорным оружием для применения в военных условиях, для американских заключённых, по-видимому, не существует ничего слишком садистского. Поэтому «Система активного отбрасывания» была модифицирована компанией Raytheon в более компактную версию, которая поступила на вооружение правоохранительных органов.

В прошлом году Система получила новое название – «Устройство, останавливающее насилие» и была установлена в тюрьме Питчесс (Калифорния). Бывший начальник полицейского управления Лос-Анджелеса Чарльз Хил несколько лет добивался разрешения на использование этого устройства, называя его «Священным Граалем управления толпой» из-за возможности практически мгновенно разогнать любое скопление людей.

Устройством при помощи джойстика управляет служащий тюрьмы, и оно предназначается для подавления бунтов, драк между сокамерниками и отражения агрессии, направленной на охранников. Шериф Ли Бака считает главным достоинством системы то, что она позволяет быстро прекратить конфликтную ситуацию без необходимости физического вмешательства.

Американский союз защиты гражданских свобод потребовал запретить использование устройств подобного рода в отношении американских заключённых, считая их равносильными «орудиям пыток». По мнению правозащитников, «причинение боли без необходимости, а также неоправданный риск, которому подвергается человеческая жизнь – явное нарушение Восьмой поправки (поправка к Конституции США, которая гласит: «Не должны требоваться чрезмерные залоги, не должны налагаться чрезмерные штрафы, не должны назначаться жестокие и необычные наказания»; прим. mixednews)».

Болевой луч, который используется в тюрьме Питчесс – это экспериментальный проект. Если он зарекомендует себя как эффективный, то пробьёт себе дорогу и в другие тюрьмы страны. Национальный институт юстиции тоже заинтересовался этим оружием, так что вполне возможно, в обозримом будущем оно поступит на вооружение департаментов полиции по всей стране.

2. Слепящий лазер

Лазерная винтовка PHaSR (Personnel Halting and Stimulation Response, т.е. Персональное устройство сдерживания и побуждения) – это совместный проект Национального института юстиции, программы Пентагона по созданию несмертельного оружия и Министерства обороны. Разработка оружия была поручена исследовательской лаборатории при ВВС. Причём Пентагон заинтересован в создании технологии для военных нужд, а Национальный институт юстиции – для нужд правоохранительных органов.

Назначение новой лазерной игрушки? Она не убивает, а всего лишь ослепляет на какое-то время. Или, если использовать излюбленную формулировку Национального института юстиции «приводит к зрительной дезориентации», с помощью двух лазерных лучей небольшой мощности с диодной накачкой.

В 1995 году лазерное оружие, причиняющее вред зрению, было запрещено конвенцией ООН, которая называлась «Протокол об ослепляющих лазерных вооружениях». После этого Пентагон был вынужден закрыть несколько находившихся в разработке программ. Однако, винтовку PHaSR разработчикам удалось отстоять благодаря короткому времени её действия, и тому, что Протокол не запрещает использование лазеров, не вызывающих необратимого ухудшения зрения.

Министерство обороны США считает, что такое оружие может стать незаменимым в ситуациях, когда, например, нужно временно ослепить подозреваемых, проезжающих через блокпост на дороге.

3. Дистанционное электрошоковое оружие Taser

Основным недостатком предыдущих версий оружия Taser была его ограниченная дальность – не больше шести метров. Для решения этой проблемы компания Taser International объединила усилия с австралийской компанией Metal Storm, специализирующейся на производстве электрического оружия. Результатом их совместной деятельности стало ружьё 12-го калибра, получившее название MAUL.

Ружье Maul стреляет автономными электрошоковыми зарядами на расстояние до 30 м. Принцип его действия отличается от принципа действия традиционного огнестрельного оружия тем, что для стрельбы здесь используется не порох, а электричество.

Магазин вмещает в себя пять электрошоковых картриджей, в каждом из которых имеется собственный источник питания. Это даёт возможность произвести пять выстрелов с периодичностью менее чем в две секунды.

В сентябре 2010 года на сайте Raw Story появилась информация об участившихся случаях смертей, связанных с применением Taser. А по данным, опубликованным в отчёте правозащитной организации «Международная амнистия», за период между июнем 2001 и августом 2008 количество смертей от Taser составило более 4-х в месяц. Причём 90 процентов жертв были безоружными и не могли представлять серьёзной угрозы. Правозащитники опасаются, что оружие Taser «может быть использовано для насилия, поскольку его легко переносить, оно причиняет сильную боль и не оставляет заметных следов». Если ружьё MAUL поступит на вооружение полицейских участков по всей стране, можно легко предсказать серьёзный рост количества связанных с ним летальных исходов.

Ещё один проект компании Taser International, о котором стало известно в 2009 году – это система Shockwave, позволяющая охватить большой сектор обстрела и усмирить неуправляемую толпу высоковольтными разрядами. В 2007 та же компания объявила о своих планах по созданию оружия, которое стреляет вызывающими временную потерю сознания стреловидными пулями.

4. Успокоительное для бунтарей

В 1997 году была принята «Конвенция о запрещении химического оружия», налагающая на её участников обязательства отказаться от использования химического оружия для ведения военных действий.

Тем не менее, некоторые успокаивающие средства уже давно находятся в арсенале как военных, так и правоохранительных органов, и широко применяются для разгона толпы, усмирения мятежников или отдельных, особенно буйных правонарушителей.

Самые известные виды химического оружия, предназначенного для контроля толпы – это слезоточивый газ и хлорацетофенон, также известный как полицейский газ раздражающего действия «Мейс».

Несколько более совершенных видов успокаивающих средств могут применяться в зависимости от среды, в которой приходится действовать органам правопорядка. В их число входят средства, которые наносятся на кожу, проникают под кожу, различные аэрозоли, стреловидные пули внутримышечного действия и резиновые пули наполненные пылью, проникающей в верхние отделы дыхательных путей.

В мартовском выпуске журнала Harper от 2010 года был опубликован обзор технологий для сдерживания массовых беспорядков. Статья называлась «Мягкое убийство. Новые рубежи в сделке с болью». Её автор Андо Арайк пишет:

«Интерес Пентагона к «средствам полицейского контроля нового поколения» уже давно был секретом полишинеля. И только в 2002 году, когда группа контроля над вооружением разместила в интернете целую коллекцию документов Пентагона, полученных в соответствии с Законом о свободе информации, стало понятно, как близки мы к тому, чтобы увидеть эти новинки в действии. Среди документов находился и отчёт объёмом в пятьдесят страниц, озаглавленный как «Достоинства и недостатки применения успокаивающих средств в качестве оружия несмертельного действия». Исследование проводила научная лаборатория при Университете штата Пенсильвания.

В этом отчёте «развитие и использование технологий несмертельного успокаивающего действия» называется «доступным и желательным», и приводится длинный список «многообещающих» препаратов, включая такие, как Валиум, Прозак или опиатов вроде морфина, фентанила и карфентанила.

По мнению исследователей, с применением подобных средств могут быть связаны только две проблемы: 1) необходимость в специализированных транспортных средствах для доставки и 2) в правильном расчете доз. Но обе они легко решаются путём стратегического партнёрства с фармацевтической индустрией.

В июле 2008 года ежемесячный военный журнал «Арми» напечатал статью о запуске производства оружия нелетального поражения XM1063. Это артиллерийский снаряд, который разрывается в воздухе над целью, рассеивая 152 наполненные химическим веществом мельчайшие капсулы по площади свыше 30 квадратных метров, которые затем оседают на толпу, оказывая, по существу, массовое наркотическое воздействие.

Прототип Railgun - микроволновая пушка MEDUSA.
5. Микроволновая пушка MEDUSA

Английская корпорация Sierra Nevada по заказу ВМС США продолжает разработку системы микроволнового оружия под названием MEDUSA . Эта система использует возможность передавать короткие микроволновые импульсы на значительные расстояния и вызывать у противника акустический шок, сводя его боеспособность на нет.

В основе устройства лежит известный микроволновый слуховой эффект: генерация звука во внутреннем ухе человека в ответ на облучение микроволнами определённых частот.

MEDUSA предназначается для сдерживания толпы от проникновения в защищённую зону, такую, например, как ядерный объект и даёт возможность, при необходимости, обезвредить неуправляемого правонарушителя.

6. Оглушающая сирена

Дальнодействующее акустическое устройство LRAD (Long Range Acoustic Device), известное также как звуковая/акустическая пушка – детище American Technology Corporation. Это устройство было создано в 2000 году для защиты кораблей от нападения пиратов. LRAD поражает людей мощным звуком в 150 децибел. Для сравнения: шум двигателей реактивного самолета составляет около 120 децибел, а шум в 130 децибел может повредить слуховой аппарат человека.

Американцы впервые испробовали на себе действие этого оружия в Питтсбурге, во время саммита Большой двадцатки в 2009 году.

В заключение

Конечно, оружие временного поражения действительно позволяет полиции быстро справиться с толпой и навести общественный порядок с наименьшими потерями.

Но научившись использовать боль как средство принуждения, силовые структуры получили давно желанную власть над человеческими ощущениями.

А это означает, что возможность для демонстрации общественного протеста в будущем практически сведена к нулю. И в то время, когда необходимость перемен становится для нашего общества и для всей планеты всё очевидней, в руках у властей оказывается всё больше разнообразных и безотказных средств для усмирения несогласных.
Ещё:
Полицейские танки: милитаризация органов правопорядка США
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: