среда, 10 августа 2011 г.

Вторая мировая война - День за Днём СЕРИЯ 17: Операция «Джаджмент («Воздаяние»)

Три крейсера класса "Зара" находились в центре Нар-Гранде,
когда началась атака "Суордфишей". Кроме основного вооружения,
каждое из таких судов располагало 16 двухцелевыми 100-мм пушками,
представляя собой таким образом отличную зенитную батарею.
Рейд на Таранто

В ночь с 11 на 12 ноября 1940 г. 21 торпедоносец-бомбардировщик биплан «Фэйри Суордфиш» морской авиации Британии обрушился на итальянский флот в гавани Таранто и в ходе этого крупно-масштабного и полностью успешного предприятия фактически изменил баланс сил в Средиземном море в пользу британцев.

Вступление Италии в войну в июне 1940 г. и последовавшее затем уничтожение французского флота предоставили альянсу стран «Оси» превосходство в Средиземноморье, что создало угрожающую обстановку для британских конвоев, следовавших в Соединенное Королевство с жизненно важным снабжением из доминионов империи к востоку от Суэцкого канала. Кроме того, после нападения Италии на Грецию в октябре того же года господство флотов альянса стран «Оси» в Эгейском и Адриатическом морях создавало серьезные сложности для британцев, стремившихся удержаться на Балканах, каковое обстоятельство тоже приходилось принимать во внимание. Залогом продолжения любых оперативных действий в Центральном Средиземноморье для Королевского ВМФ оставалась возможность использования Мальты в качестве как военно- морской, так и военно-воздушной базы.

"Витторио-Венето" не пострадал во время налета на Таранто,
между тем его сестринский корабль, "Литторио" получил три
торпедных попадания, в результате чего встал на ремонт до
апреля 1941 г. Способные развивать скорость до 30 узлов,
вооруженные 361-мм (15-дюйм.) орудиями с высокой начальной
скоростью полета снаряда, эти великолепные линкоры серьезным
образом угрожали положению британцев на Средиземном море.
Посему, отдавая дань добрым традициям истории, 21 октября (в годовщину Трафатьгарской битвы) было решено дать бой итальянскому флоту силами британского соединения из четырех линкоров и линейных крейсеров, двух авианосцев (НМ5 «Игл» и «Илластриэс»), 10 крейсеров и четырех флотилий эсминцев. Между тем, несмотря на наличие наличие в Средиземном море двух неприятельских конвоев, итальянский флот (включавший пять линкоров, 14 крейсеров и 27 эсминцев) не пожелал покинуть базы в Таранто. Тем временем, после того как несколько бомб итальянских бомбардировщиков разорвалось рядом с авианосцем «Игл», у последнего возникли механические проблемы, вызвавшие необходимость передислокации его самолетов «Суордфиш» на «Илластриэс».

Итальянские военно-воздушные силы не смогли засечь приближавшийся британский флот,
находившийся от Таранто на расстоянии досягаемости палубной авиации. Несколько больше
похожих на летающие гробы, чем на гидросамолеты, летающих лодок сумели подобраться близко,
но были сбиты британскими истребителями «Фулмар», наведение которых осуществлялось
с помощью радаров.  В результате налет сделался полной неожиданностью для противника.
Половина линкоров итальянского ВМФ пошла ко дну или надолго вышла из строя, что разом
изменило баланс сил на Средиземном море. Британцам очень повезло: после бушевавшего
незадолго до рейда шторма, на момент атаки в небе оставалось только 27 из 90 заградительных
аэростатов, а кроме того, итальянцы должным образом не позаботились о защите кораблей
противоторпедными сетями.
Дерзкая разведка над волнами

Операцию пришлось отложить, и в качестве предварительной меры 10 ноября была предпринята разведывательная акция над гаванью Таранто. В соответствии с этим самолет «Мартин Мэриленд» из звена № 431 КВВС, управляемый пайлот-офицером Эриэном Уорбертоном, поднялся в воздух с Мальты и, промчавшись набреюшем полете над вражеским портом, невзирая на активное зенитное противодействие, доставил командованию — контр-адмиралу Ламли Листеру на борт «Илластриэса» — подробную информацию, позволявшую составить детальное представление о характере дислокации кораблей итальянского флота. Тем же вечером экипаж летающей лодки КВВС сообщил о входе в гавань Таранто шестого итальянского линкора.

«Фэйри Суордфиш» по прозванию "Стрингбэг" (нечто вроде авоськи)
вооружался одной 457-мм (18-дюйи.) торпедой или 8х27-кг (60-фунт.)
реактивными снарядами. Он мог развивать скорость только 220 км/ч
над уровнем моря и был чрезвычайно уязвим перед вражеским
истребительным или зенитным противодействием.
Ободренный тем, как эффективно провел полет «Мэриленд» Уорбертона, Листер решил нанести удар по итальянским судам прямо там, где они находились, и вечером 11 ноября две волны «Суордфишей» взлетели с «Илластриэса» в точке в 275 км юго-восточнее Таранто. Первое формирование, состоявшее из 12 самолетов (шесть оснащенных торпедами, четыре — бомбами и два — бомбами и осветительными ракетами), вел лейтенант-коммандер Кеннет Уильямсон, вторая ударная волна из девяти самолетов (пять с торпедами, два с бомбами и два с бомбами и ракетами) под началом лейтенант-коммандера Джона Хейла последовала за первой через 40 минут.

Несмотря на тревожный для них факт появления «Мэриленда» над морской базой накануне рейда, итальянцы, вне сомнения, оказались застигнутыми врасплох, когда самолеты Уильямсона обрушились на гавань Таранто. Ко всему прочему, заграждения из аэростатов, которые в противном случае могли бы стать серьезной помехой для летчиков, были почти полностью уничтожены прошедшим за несколько дней до того штормом. К тому же итальянцы частично отказались от использования противоторпедных сетей под предлогом того, что они ограничивали подвижность судов.

В составе итальянского ВМФ действовало большое количество
хорошо вооруженных эсминцев. Как и многие другие боевые корабли
итальянцев, эти суда строились с упором на скорость, однако
облегченность конструкции эсминцев подвела в боевых действиях
в районе залива Сидра (иначе Сиртский залив, или Вол. Сирт),
когда два из них пошли ко дну в бурном море.
Благодаря осветительным ракетам нападающие установили место дислокации линкора «Литторио» (35 000 тонн), который, получив три торпедных попадания, выбросился на берег. Двум более старым линкорам — «Конте ди Кавур» (иначе «Граф Кавур») и «Кайо Дуилио» (оба по 23600 тонн)— тоже были нанесены повреждения, причем первый из двух затонул и, хотя его удалось поднять, он так более и не вышел в плавание, а второй для предотвращения затопления пришлось выводить на отмель. Во внутренней гавани жертвами налета стали тяжелый крейсер и эсминец. Пострадали объекты инфраструктуры порта. Тем временем в действие вступили силы ПВО. которые сбили два «Суордфиша», включая и пилотируемый Уильямсоном; однако экипаж уцелел и попал в плен. Один из «Суордфишей» не смог произвести сброс торпеды.
HMS "Игл", запечатленный на этом снимке уже после нападения
на Таранто, не смог принять участие в рейде. Он пострадал от
близких разрывов бомб в ходе вражеских воздушных атак около
побережья Калабрии. Часть его »Суордфишей» вместе с их экипажами
перебазировалась на «Илластриэс» для налета на Таранто.

Так или иначе одним ударом половина линкоров Италии оказалась выведена из строя — итальянцы так никогда и не оправились после такого удара. Много раз затем на протяжении следующих трех лет их флот избегал сражений с Королевским ВМФ, поскольку не имел превосходства в крупных боевых кораблях. В морском сражении у мыса Матапан 28 марта 1941 г., когда мощные итальянские линкоры могли бы серьезно потрепать Средиземноморский флот адмирала сэра Эндрю Каннингема, два вражеских линкора (правда, один поврежденный) предпочли искать спасения в бегстве, что позволило Королевскому ВМФ пустить ко дну три неприятельских крейсера и два эсминца. В процессе последовавшей позднее эвакуации британских войск из Греции и с Крита Королевский ВМФ понес тяжелые потери, нанесенные ему, однако, вражеской авиацией, а не флотом. Если бы в ту пору итальянцы сумели ввести в действие все линкоры, урон у британцев, скорее всего, оказался бы куда выше.






Все 96 серий

Ещё:
День за Днём СЕРИИ 15-16: Небеса славы. Битва за Британию 2
День за Днём СЕРИИ 13-14: Небеса славы. Битва за Британию
День за Днём СЕРИЯ 12: Бегство из Дюнкерка
День за Днём СЕРИЯ 11: Прорыв под Седаном 2
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: