пятница, 26 августа 2011 г.

Вторая мировая война - День за Днём СЕРИЯ 23: Охота на «Бисмарка»

В бегах по Атлантике

Май 1941 г. Линкор «Бисмарк», гордость ВМФ Гитлера, отправляется в Северную Атлантику с целью нападения на жизненно важные для Соединенного Королевства конвои.

Очень широкий в бимсе (т.е. от борта до борта), "Бисмарк" легко опознаваем по этой особенности
его конструкции. Могучий корабль, конструктивно он все же пострадал из-за отставания, которое
произошло в военном кораблестроении Германии в период между войнами, когда немцы едва и
вовсе не потеряли эту индустрию из-за почти полного ее замораживания в крайне тяжелые времена
жестокой экономической депрессии. Тем не менее высокая скорость и 8 х 38, 1-см (15-дюйм.)
орудий превращали "Бисмарка" в серьезную угрозу для атлантических артерий Британии.
18 мая 1941 г. в сопровождении нового тяжелого крейсера Кригсмарине (ВМФ Германии) «Принц Ойген» 41 700-тонн. линкор «Бисмарк» вышел из Готенхафсна (Гдыни) для проведения операции «Райнюбунг» («Умения на Рейне»). Задача состояла в нанесении ударов по линиям торгового судоходства в Атлантике, с каковой целью боевое формирование получило хорошее обеспечение судами поддержки. Случилось так, что следующие 10 суток стали последними днями непродолжительной боевой карьеры немецкого линкора.

Учитывая то, что в море находилось 11 конвоев, Британское Адмиралтейство охватило сильное беспокойство, когда 21 мая поступили сведения о прохождении немецких рейдеров через Скагеррак. Фоторазведка подтвердила факт выхода в море корсаров, а также зафиксировала их дозаправку в Бергене.

Британцы быстро приступили к позиционированию своих сил. Линейный крейсер НМS «Худ» выступил из Скапа-Флоу в сопровождении линкора НМS «Принс оф Уэлс» и шести эсминцев на усиление тяжелых крейсеров НМS «Норфолк» и «Суффолк», уже осуществлявших патрулирование среди дрейфующих льдин Датского пролива (между Исландией и Гренландией). Два легких крейсера курсировали в «окне» Исландия — Фарерские острова, и когда в конце 21 мая пролетевший над Бергеном самолет-разведчик сообщил об уходе оттуда обоих немецких боевых судов, адмирал сэр Джон Тови, командующий Флотом Метрополии, отправился из Скапа-Флоу в направлении района предполагаемого появления противника со всеми имевшимися в его распоряжении силами, включавшими в себя два крупных боевых судна и авианосец.

УКРЫТИЯ НЕТ НИГДЕ. МАРШРУТ «БИСМАРКА»
Целью рейда «Бисмарка» служило нанесение ударов по атлантическим конвоям.
План представлялся довольно разумным, однако после того, как снаряды с НМ5 «Принс оф Уэлс»
пробили топливные цистерны «Бисмарка», перспектива выполнения задания стала маловероятной.
В условиях плохой видимости

Состояние погоды не благоприятствовало воздушной разведке, и в следующий раз информация о «Бисмарке» поступила с «Суффолка», который заметил противника входящим в узкий проход между кромкой льдов и минными полями в северной оконечности пролива. Находясь на удалении всего 11 км от неприятеля, британский крейсер поспешил скрытая в тумане, послав сообщения о контакте как кораблю — напарнику по дозору, так и командующему. Время от времени подвергаясь обстрелам, оба британских крейсера, которых в сложившейся ситуации чрезвычайно выручали имевшиеся на них примитивные радары, висели на хвосте у противника на всем протяжении ночи 23 мая. Благодаря этому они вывели на немцев группу во главе с «Худом», с которого в 05.35 24 мая был установлен визуальный контакт с неприятелем.

"Принц Ойген" представлял собой тяжелый крейсер класса "Хиппер"
водоизмещением около 20000 тонн при полной загрузке,
вооруженный 8 х 20,3-см (8-дюйм.) орудиями. Сумев избежать
печальной участи «Бисмарка» и уйти в Брест, он впоследствии
присоединился к «Шарнхорсту» и "Гнейзенау" в их прославленном
прорыве через Ла-Манш на обратном пути в Германию.
Вице-адмирал Ланселот Холланд сделал своим флагманом могучий, но имевший ряд недостатков корабль. Прежде всего ему недоставало мощной горизонтальной броневой защиты, что диктовало осуществление боевого контакта с мощным оппонентом на малой дистанции, когда при более пологой траектории огня удары крупнокалиберных выстрелов будет принимать на себя вертикальное бронирование (одним словом, у него была слабая палуба и крепкий борт). К несчастью, необходимость переложить курс ночью поставила Холланда в невыгодное положение, заставив вступить в соприкосновение на дистанции 22 850 м, когда «Бисмарк» с вице-адмиралом Понтером Лютьенсом на борту находился немного впереди по бимсу. Для сокращения расстояния контакта британские корабли осуществили поворот, делавший невозможным применение ими в полном объеме вооружения главного калибра. Неблагоприятная обстановка усугублялась тем, что новенькие носовые установки «Принс оф Уэлса» страдали от постоянных механических неполадок, в то время как «Худ», по-видимому, вообще вел огонь по «Принцу Ойгену», имевшему сходный с «Бисмарком» профиль. Последний, пользуясь преимуществом в наличии у него более совершенного радара, открыл точный огонь в 05.53.

На такой дистанции снаряды падали под высоким углом, и уже третий из них всего через семь минут стал роковым для «Худа». Крейсер взорвался и быстро ушел на дно, унеся с собой всю команду за исключением трех счастливчиков.

НMS «Кинг Джордж V». Спущенный на воду, как и "Бисмарк", в
феврале 1939 г., "Кинг Джордж V" был меньше и легче немецкого
линкора. 27 мая его сестринский корабль, "Принс оф Уэлс",
нанес «Бисмарку» повреждения, сделавшие невозможным
продолжение выполнения его боевого задания против торгового
судоходства, после чего «Кинг Джордж V» и "Родни" сумели
отомстить за гибель "Худа».
Оставшись в одиночестве (эсминцы получили приказ выйти из соприкосновения раньше), «Принс оф Уэлс» продолжал схватку на дистанции 16450 м. Несмотря на сложности с огневыми башнями, он поразил «Бисмарка» двумя 356- мм (14-дюйм.) выстрелами, прежде чем вышел из боя вследствие полученных повреждений. Лютьенс, обеспокоенный состоянием судна, решился отказаться от продолжения выполнения задания и идти обратно во французский порт.

К счастью для британцев, «Норфолк» и «Суффолк» оставались в контакте с противником, пока Тови пытался побыстрее преодолеть почти 500-км дистанцию, отделявшую его НМS «Кинг Джордж V» и НМS «Викториэс» от Лютьенса. Адмиралтейство лихорадочно спешило решить проблему усиления. Из Гибралтара в путь отправились силы «Н», включавшие авианосец НМS «Арк Ройал», тогда как линкоры, в том числе вооруженный 406-мм (16-дюйм.) стволами НМS «Родни», оставили конвойные миссии и тоже включились в погоню.

Потеря контакта

На протяжении ночи с 24 на 25 мая «Викториэс» сблизился с противником настолько, что мог отправить небольшое подразделение из девяти оснащенных радарами торпедоносцев. Однако единственное достигнутое ими попадание не замедлило продвижения линкора, который к тому же произвел удачный отвлекающий маневр, прикрывавший отход «Принца Ойгена». Необычное маневрирование позволило в конечном итоге сбить крейсеры с толку, и в 03.06 25 мая, когда Тови находился уже в 150 км, они потеряли «Бисмарка».

"Норфолк" и "Суффолк" представляли собой крейсеры «графского»
класса (Норфолк и Суффолк-графства в Англии): вполне надежные
суда водоизмещением 14000 тонн, вооруженные 8 х 203-мм (8-дюйм.)
орудиями. Примитивные радары страдали от многих изъянов, и
команды вначале установили визуальный контакт с «Бисмарком».
Искусно маневрируя, они иногда попадали под огонь, но сумели
избежать повреждений.
Только после 30 часов лихорадочных поисков местоположение Лютьенса засекла летающая лодка «Консолидейтед Каталина» из эскадрильи №209. «Бисмарк» держал курс на Брест, от которого находился всего в 1100 км. Поэтому Тови на севере, а его отделяло от преследуемого еще 160 км, было необходимо как-то замедлить ход противника, чтобы успеть ввести в действие свои корабли. Вследствие удачного расклада силы «Н» находились в досягаемости, и 26 мая самолеты с авианосца «Арк Ройал» засекли «Бисмарка»; крейсер НМS «Шеффилд» был выслан вперед для укрепления визуального контакта. Однако в условиях крайне плохой погоды мишенью 14 торпедоносцев с «Арк Ройала» по ошибке стал «Шеффилд». Тем не менее он не пострадал и примерно в 20.00 послужил «дорожным указателем» для второй ударной волны. Ни о какой координированной атаке в сложившихся условиях не могло идти и речи, а потому самолеты сбрасывали торпеды в соответствии с представлявшейся возможностью в период между 20.47 и 21.25. Из двух достигнутых попаданий одно вызвало серьезное повреждение рулевого механизма.

С наступлением темноты «Шеффилд» направил к цели пять эсминцев (под началом капитана сэра Филипа Вайена на НМS «Коссак»), в том числе польский «Перун». Эти суда не давали покоя могучему противнику на всем протяжении его ночного путешествия к убежищу. Как ни удивительно, но эсминцы почти не пострадали, не считая урона, нанесенного осколками разорвавшихся снарядов, в то время как сами добились двух или даже, вероятно, трех торпедных попаданий.

Когда забрезжил рассвет 27 мая, усталые канониры «Бисмарка» могли видеть по эсминцу в каждом из орудийных квадрантов, тогда как богиня Немезида уже гнала к ним линкоры «Кинг Джордж V» (под флагом адмирала Тови) и «Родни». Независимо маневрируя в штормовом море, они в 08.48 открыли огонь по противнику. К 10.15 превратившегося в пылающие обломки «Бисмарка» прикончила торпеда крейсера НМS «Дорсетшир». По сей день остается спорным, могла ли одна лишь орудийная стрельба привести к гибели вражеский линкор.


«Бисмарк» залпом бьет по несчастливой судьбе НMS «Худ».
Имея усиленный броневой пояс корпуса, "Худ" не располагал
адекватным бронированием палубы. Снаряды (возможно,
всего один) "Бисмарка" пробили ее и угодили в главный
артиллерийский погреб.
Хронология

Погоня за немецким «карманным линкором» «Бисмарк» началась в Северном море и закончилась его уничтожением на пути к берегам Франции. После того как «Бисмарк» пустил ко дну линкор НМS «Худ», стоивший флоту потери 1416 моряков, расправиться с противником стало наиглавнейшим государственным делом.

1941 г.

2 апреля
Гросс-адмирал Редер, командующий немецким ВМФ, представляет план операции «Райнюбунг». Задачи ее участников — «Бисмарка» и других надводных немецких рейдеров — наносить удары по линиям британского торгового судоходства в Атлантическом океане, по возможности избегая боевого соприкоснвения с военным флотом противника.

20 мая
«Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» оставляют порт и выходят в воды Северного моря.

21 мая
Британское Адмиралтейство встревожено в связи с возникновением угрозы от немецких боевых кораблей. Адмирал сэр Джон Тови (главнокомандующий Флотом Метрополии) получает усиление в виде линейного крейсера «Рипалс» и авианосца "Викториэс".

22 мая
Линкоры «Худ», «Принс оф Уэлс» и «Кинг Джордж V», вместе с семью эсминцами и четырьмя крейсерами, отбывают из Скапа-Флоу на поиски немецких боевых кораблей.

23 мая 19.22
С крейсера «Суффолк» замечают «Бисмарка». «Суффолк» вместе с сестринским «Норфолком» идут за немецким судном и сообщают о маршруте его следования командованию главной британской эскадры — вице-адмиралу Л. Холланду.

24 мая, 05.52
Британские суда входят в боевое соприкосновение с «Бисмарком» и с «Принцем Ойгеном».

06.00
В артиллерийский погреб «Худа» попадают снаряды с «Бисмарка». Чудовищной силы взрыв практически мгновенно уничтожает линкор. Из всей команды в 1324 матроса и 95 офицеров спасаются всего три человека. «Принс оф Уэлс» тоже получает серьезные повреждения в ходе дуэли с противником и в 06.13 прерывает боевой контакт и покидает район столкновения.

18.01
Поврежденный огнем «Принс оф Уэлса», «Бисмарк» травит солярку. Адмирал Лютьенс и командир «Бисмарка» капитан Эрнст Линдеманн разворачивают судно и направляются во французский порт Сен-Назер.

Полные драматического накала изображение воздушной атаки против "Бисмарка".
Вовремя не сданным в лавку старьевщика "Суордфишам" приходится столкнуться с плотным
заградительным огнем 16х105-мм. 16х37-мм и 12х20-мм зениток.
24 мая
На НМS «Суффолк» теряют контакт с «Бисмарком».

25 мая
Адмирал Лютьенс приказывает капитану «Принца Ойгена» оставить «Бисмарка» и уходить к французскому берегу.

26 мая
Летающая лодка «Каталина» из Берегового командования засекает «Бисмарка» примерно в 1100 км от Бреста. На усиление к британцам, занятым охотой на «Бисмарка», из Гибралтара идут «Арк Ройал». «Шеффилд» и «Ринаун».

14.50
Торпедоносцы «Суордфиш» с «Арк Ройал» приступают к проведению первой серии ударов по «Бисмарку».

20.47-21.25
"Бисмарк" поражен двумя сброшенными с воздуха торпедами. Вторая попадает в корму — рули «Бисмарка» заклинивает. «Бисмарк» беспомощно кружит на воде, а союзнические суда приближаются, чтобы прикончить его. 

27 мая, 08.47
После продолжительного периода обстрела «Бисмарка» с дальней дистанции линкоры «Родни» и «Кинг Джордж V» приближаются к противнику. Снаряды их мощных орудий рвутся на «Бисмарке» повсюду от носа до кормы.

10.00
Артиллерия «Бисмарка» смолкла.

10.36
В конечном итоге «Бисмарк» идет ко дну. Спасены только 115 членов команды.

Силы «Н» идут из Гибралтара, чтобы принять участив в охоте
на «Бисмарка». В середине следует НМS «Арк Ройал»,
поступивший на вооружение Королевского ВМФ в 1938 г.
и располагавший авиагруппой в 38 самолетов.
Международные события

1941 г.

4 апреля
Гитлер обязуется объявить войну США в случае возникновения враждебных действий между Америкой и Японией.

6 апреля
Начинается немецкое вторжение в Грецию и Югославию силами 24 дивизий при 1200 танках и всесторонней воздушной поддержке Люфтваффе.

8 апреля
До 30 ООО гражданских лип погибает в итоге в ходе немецких авианалетов на Белград.

27 апреля
Немецкие войска вступают в Афины, а союзники спешно эвакуируют 50 000 своих солдат с территории континентальной Греции.

11 мая
Бывший президент США Герберт Гувер высказывает мнение относительно того, что американцам лучше воздержаться от участия в европейском конфликте.

14 мая
Франция. Свыше 1000 евреев арестованы французской полицией и переданы немцам для депортации.

15 мая
Союзники в Северной Африке дают старт операции «Бревити» с целью овладения перевалом Хальфайя, занятым немецкими войсками Роммеля.

20 мая
Рейхсмаршат Геринг издает запрет на выезд евреев с территории Франции и Бельгии.

20 мая
Немецкие воздушно-десантные войска приступают к вторжению на Крит, крупнейшей на тот момент парашютной высадке в истории войн.

27 мая
Генерал-майор Фрейберг, командующий союзническими войсками на Крите, приказывает начать эвакуацию солдат с острова, по мере того как там все успешнее разворачивается немецкое наступление.





Все 96 серий

Ещё:
День за Днём СЕРИЯ 22: Смерть с небес
День за Днём СЕРИЯ 21: Гитлер разворачивает танки на юг
День за Днём СЕРИЯ 20: Победа О`Коннора 2
День за Днём СЕРИИ 19: Победа О`Коннора

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: