четверг, 18 августа 2011 г.

Лукавая улыбка духовного лидера

Визит далай-ламы в Эстонию взбудоражил местную общественность. Немногочисленные, но активные прибалтийские буддисты с благоговением встречают своего религиозного лидера. Впопыхах эстонцы подзабыли о свойственном им прагматизме.

Религия и политика

Не меньшую напористость, чем адепты буддизма, проявляют и политики, подчас далекие от любой религии. Визит и встреча с далай-ламой для иных парламентариев и чиновников становится ярким и удобным способом заявить о себе и своей позиции. Даже президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес сам пошел на неофициальную встречу с главой буддистов. Президенту в самое ближайшее время понадобятся голоса правой партии «Союз Отечества и Республика».

На встречу с далай-ламой из Риги, кроме верующих буддистов, прибыли и члены парламентской группы поддержки Тибета. Поездку организовал депутат Рижской думы Гражданского союза Янис Скуя. Далай-лама приехал очень кстати — в Латвии скоро внеочередные выборы в Сейм, и нужно засвидетельствовать свою политическую позицию.

На встрече далай-ламой. Таллин, 2011.08.18
Далай-лама расколол правительство

Эстонские власти заняли в отношении человека в малиновой накидке двойственную позицию. Одна правящая партия дистанцировалась от визита далай-ламы и не хочет портить отношения с Китаем, другая — наоборот, поддерживает визит лидера Тибета. Правительство Эстонии в целом не смогло выработать общую позицию в отношении визита далай-ламы.

Как известно, в правящую коалицию входят две партии: Реформистская партия во главе с премьер-министром Андрусом Ансипом и партия «Союз Отечества и Республика» во главе с «хозяином» оборонного ведомства Мартом Лааром. Реформисты категорически отказались от встречи с далай-ламой, а «отечественники», наоборот, распростерли дружеские объятия. Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип срочно отбыл в отпуск, оставив на хозяйстве министра обороны Марта Лаара. Вот он то и принимал далай-ламу от лица эстонского правительства.

О сотрудничестве с нацистами

Впервые далай-лама побывал в Эстонии в далеком 1991 году. Тогда все было эстонцам в новинку, и приезд любого известного человека искренне воспринимался как поддержка маленького, но гордого народа, восстановившего свою независимость. Те времена прошли, эстонцы пресытились мировыми знаменитостями, и нынешний визит далай-ламы уже не собирает на улицах Таллина толпы зевак, гордых уже тем, что издали смогли углядеть уголок малиновой накидки духовного вождя тибетских буддистов.

Далай-лама и президент Эстонии.
В 2001 году его принимал бывший тогда премьер-министром Март Лаар. Сегодня увидеть и услышать далай-ламу стремятся, прежде всего, местные эстонские буддисты — художники и музыканты, но от них снова не отстают политики. Есть в Эстонии и Институт буддизма. Но и есть и поддерживаемый КНР Институт Конфуция, занимающийся продвижением китайского языка.

Почти пятьсот человек собрались, чтобы поговорить с далай–ламой о духовном. В первых рядах взыскивающих духовной мудрости сидел эстонский композитор и буддист Пеэтер Вяхи, а также певец Тынис Мяги. Публичная лекция лидера буддистов была, как обычно, посвящена темам возвышенным, а именно, сочувствию ко всем живым существам. Присутствующие с благоговением внимали своему духовному лидеру, пытаясь уловить в простых словах нечто святое и особенное.

О политике заговорили после лекции, и сделано это было по инициативе не далай-ламы, а слушателей. Лидер буддистов, отвечая на вопросы, назвал слухами сотрудничество тибетцев с нацистской Германией. Своей же уход из политики «на пенсию» он расценил как необходимость для тибетского народа прежде всего лидера духовного. Тем не менее, заметил далай-лама, — демократия — лучший способ управления государством и тибетцы должны иметь право сами избирать своего лидера. Периодически. Лет на пять.

"Встреча с далай-ламой — наслаждение",
— уверяет Март Лаар.
«Наслаждение» вместо транзита

По итогам визита Март Лаар назвал встречу с далай-ламой «прекрасным личным опытом» и «наслаждением». «Мы не можем в нашей внешней политике исходить только из того, что нам выгодно», — отметил он.

Демонстративный отказ части эстонских политиков от прагматизма в отношении КНР продиктован не только личными и идейными мотивами. Буддистов в Эстонии все-таки значительно меньше, чем лютеран, православных или откровенных безбожников. Дело в том, что несколько лет эстонские политики питались надеждой наладить транзитное сотрудничество с китайским портом Ниньбо в области контейнерных перевозок, заручиться китайскими инвестициями в порт Мууга и перенести свои восточные рынки из России дальше за Великую Китайскую стену. Этот проект провалился. Китайские товарищи отказались участвовать в транзитном проекте, проекте, который лоббировала именно партия «Союз Отечества и Республика». Вместе с «китайским транзитом» растаял и прагматизм. Нужно учитывать и то, что Март Лаар, будучи министром обороны, традиционно ориентируется на военные круги НАТО и США. Последние же сегодня серьезно обеспокоены ростом военной мощи КНР.

РЕАКЦИЯ

Третий за последние 20 лет визит духовного лидера тибетских буддистов в Эстонию вызвал недовольство и раздражение официального Пекина. Посольство КНР в Эстонии выступило с заявлением. Китайские дипломаты расценили эстонское гостеприимство как «серьезное нарушение принципов международных отношений» и обещание Эстонии «не поддерживать независимость Тибета». Официальный же прием Далай-ламы парламентской группой поддержки Тибета так и вообще было расценено как «вмешательство во внутренние дела Китая».

СПРАВКА

Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо; род. 6 июля 1935 г.) — духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и других регионов. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). В 2006 году награжден высшей наградой США — Золотой медалью конгресса. До 27 апреля 2011 года также возглавлял Тибетское правительство в изгнании (сейчас его сменил Лобсанг Сангай).

Далай-лама был возведен на трон 22 февраля 1940 года в Лхасе, столице Тибетского государства. После появления в Тибете китайских коммунистов в 1949 году, в течение десяти лет предпринимались попытки мирного сосуществования местного правительства и центральной власти КНР. Однако все закончилось антикитайским восстанием, и Далай-лама покинул Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года. С тех пор живет в индийском городе Дхарамсал (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.

В настоящее время действия китайских властей расцениваются Далай-ламой как культурный геноцид. Китайское правительство в ответ говорит о том, что после 1959 года в Тибете было ликвидировано рабство, возросла грамотность и стабильно повышается уровень жизни населения.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: