понедельник, 5 марта 2012 г.

Богатые долгами и бедные выбором

Наше общественное мнение не спешит проникаться
принципом солидарности и сочувствием к греческим долгам.
Красноречивы кочующие в Сети демотиваторы.
dzd.ee
Скуповатая сестра Эстония в залатанном платье внесет свою лепту в оплату карточных долгов сестрицы старшей – легкомысленной Греции. Ради того, чтобы всю семью по фамилии Евросоюз не выселили из обжитого особняка на экономической карте мира. Вот такой бытовухой выглядит принцип европейской солидарности из нашего чердачного окна.

В прошлую пятницу стало известно: Греция согласилась на все. 24 февраля правительство страны предложило частным инвесторам обменять старые облигации, имеющиеся у них на руках, на новые, меньшие по стоимости. Таким образом будут списаны долги на 107 миллиардов евро. Рейтинговое агентство Fitch уже предупредило, что на время переходного периода устанавливает для Греции рейтинг на уровне D – дефолт. К 20 марта Греции нужно выплатить 14,5 миллиарда евро по облигациям.

Не платить нельзя никому

Если бы на дворе стоял 2007 год, пик нашей упоенной увлеченности кредитами, то, наверное, вопрос о помощи Греции сопровождался бы репликами жителей Эстонии снисходительного и даже презрительного толка. Мол, слабоваты эти греки, не умеют вершить великие дела. Но теперь, когда мы испытали на собственной шкуре безработицу, урезание налоговых льгот, рост косвенных налогов во имя госбюджета, потащивших за собой рост расходов на жилье и товары первой необходимости, то кроме возмущения, мало что испытываем.

Причем общественная напряженность – что в Эстонии, которой предстоит сейчас как-то справляться с результатами урезаний, что в Греции, которая будет осуществлять их под железным нажимом, – на сегодняшний день крайне высока. Но есть и различия: например, ради поддержки соотечественников в трудный момент президент Греции Каролос Папульяс отказывается от своей зарплаты.

Ситуация с долгами Греции накалена до предела. Рийгикогу утверждал пакет эстонского участия в помощи в блиц-режиме. Проект «Меморандума о взаимопонимании между Греческой Республикой, Европейской комиссией и Банком Греции и других неотложных мер по сокращению государственного долга и спасению национальной экономики» вызвал у парламентариев бурную реакцию, причем единодушия не было ни в коалиции, ни в оппозиции.

В четверг, накануне дня рождения страны, на внеплановом заседании в ускоренном порядке в двух чтениях была решена судьба 357 млн евро максимум – вот сумма, которую мы, по всей видимости, должны будем гарантировать, а потом, вероятно, – и предоставить европейскому Стабфонду. 56 депутатов – «за», 32 – «против». Эти 357 миллионов – всего лишь 0,2748% от второго транша солидарной европомощи Греции в 130 млрд. евро, которые ей обязуются передавать до 2014 года. Сколько денег придется внести реально, зависит от того, как греки проведут переговоры с частными инвесторами, с банками. Напомним, что первый транш помощи Греции в 2010 году желаемых результатов не дал (см. справку).

Между скверным и очень скверным

Как отнестись к этой, небольшой в процентном выражении, цифре? Депутат от Центристской партии Райнер Вакра, переведя миллионы евро в кроны, напоминает, что 5,5 млрд крон – это половина годового бюджета Больничной кассы. «Очевидно, для того, чтобы скорее стать на ноги, стране разумнее всего покинуть еврозону. Это дало бы Греции свою валюту и возможность девальвации, что, в свою очередь, помогло бы восстановить внешнеторговый баланс. За примерами, как известно, далеко ходить не надо – такой сценарий помог десять лет назад Аргентине, а недавно из банковского краха выбралась Исландия».

«Чисто по-человечески мне греков не жалко, а если мы им не поможем, все кончится для нас значительно хуже. То есть, у нас есть выбор между плохим вариантом и очень плохим: если мы их не поддержим, наши риски вырастут значительно», – говорит депутат от Партии реформ Андрей Коробейник. « Тут – два главных вопроса: сможет ли Греция достигнуть когда-нибудь экономического роста и действительно ли дефолт Греции станет такой уж большой проблемой?» – сомневается депутат от соцдемов Евгений Осиновский.

Министр иностранных дел Урмас Паэт напоминает, что «мы – в клубе», а Эстония за каждый евро, который вкладывает в Евросоюз, получает обратно 5,5. Это связано с принципом солидарности ЕС, цель которого – помогать тем странам, которым тяжелее других. Большую озабоченность у Паэта вызывает способность греческого правительства твердой рукой довести все обещанные сокращения своих расходов до конца. В апреле грядут выборы в парламент, и кто может гарантировать, что договоренности подтвердит в случае прихода к власти греческая оппозиция?

То, что с этими деньгами Эстонии, скорее всего, предстоит попрощаться, нам пророчат и экономические аналитики. Греция, собрав лишь десять миллиардов евро (вместо запланированных сорока шести) от приватизации, сможет сократить дефицит бюджета примерно до 148% ВВП к 2020 году, вместо желаемых 120,5%, пишут аналитики Raiffeisen research, ссылаясь на отчет «тройки» кредиторов Греции – Европейского центробанка, Еврокомиссии и МВФ.

Однако Греции и в самом деле стоит посочувствовать: даже сидя на игле кредитов, она и к 2020 году придет более чем со стопроцентным долгом. Это означает, что прежней жизни гарантировано не бывать в ближайшее десятилетие. А кто лучше нас мог бы рассказать, как легко и неожиданно может повернуть вспять благополучие нескольких лет? В свою очередь Еврокомиссия, дабы не допустить развития стойкой привычки принимать несбалансированный госбюджет, для острастки решила оштрафовать Венгрию отказом от выплаты Будапешту в 2013 году помощи на развитие в сумме 495 млн евро за непроведенные реформы и запланированный дефицит в 6%. Венгрия станет первой страной ЕС, которую за это накажут.

История вопроса

- Греция стала жертвой мирового кризиса и своей финансово-экономической политики, приведшей к серьезному росту ее долга, который страна в итоге не смогла обслуживать.

- Экономика Греции падает четыре года подряд, сокращение 2011 года составило, по предварительным оценкам, 6,8%.

- В мае 2010 года была одобрена внешняя финансовая кредитная помощь Греции примерно на 3,5 года в объеме 110 миллиардов евро, иначе в еврозоне мог бы случиться первый в ее истории дефолт. Уже в 2011 году стало ясно, что этих денег Греции станет не хватать с 2012 года.

- Страна погружалась в более серьезную, чем планировалось, рецессию, не укладывалась в план по сокращению бюджетных расходов, кредиторы требовали новых оптимизаций и сокращений бюджета, доверие инвесторов к экономике Греции падало, рейтинги были снижены до «мусорного» уровня. Таким образом, первая программа спасения страны пока не дала серьезных положительных результатов по восстановлению Греции.

- Последние примерно полгода идет формирование второй программы спасения страны от дефолта. Она состоит из финансирования на 130 миллиардов евро до 2014 года также в обмен на меры бюджетной консолидации, и PSI – вовлечение частных инвесторов в реструктуризацию госдолга максимум примерно на 107 миллиардов евро. Второй спасательный план сейчас проходит финальную стадию формирования. Ради получения этого кредита Греции придется понизить уровень пенсий и минимальной зарплаты, реформировать платежные системы, а также открыть строго регулируемые до этого времени государством внутренние рынки.

- Внешний долг правительственного сектора Греции в 2011 году составлял 162% от ВВП, и по условиям кредитования его необходимо сократить к 2020 году до 120,5%.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: