Каждый раз накануне выборов на русского избирателя обрушиваются страшилки, типа: "Караул! Все пропало! Правые наступают! Сависаар в опасности!"
Выдвигаются лозунги, суть которых достаточно примитивна: "Все, как один, защитим нашего защитника!". Процентристские СМИ, в том числе и Первый балтийский канал, ставший стараниями работников эстонской редакции центристским партийным рупором, распространяют мифы о роли и значении Центристской партии Эстонии и ее лидера в жизни русской общины. Из них я бы выделил четыре, на мой взгляд, основных.
Миф первый: "Центристская партия, придя к власти, решит "русский вопрос"
ЦП неоднократно входила в правящую коалицию в Рийгикогу и как следствие этого в правительство ЭР, причем, имела в нем ключевые посты. Но именно в эти периоды были приняты как сами Законы о языке, о гражданстве, об иностранцах и пр., так и поправки к ним, ужесточающие положение русской части эстонского общества. Накануне апреля 2007 не без участия центристов Рийгикогу принял нормативные акты, позволившие неуклюже-хамски ликвидировать воинские захоронения на Тынисмяги, а также расширить полномочия Языковой инспекции. Международные организации неоднократно выступали с жесткой критикой самого существования этой карательной структуры. Вот самое свежее — замечания в адрес Эстонии со стороны Комитета по ликвидации расовой дискриминации ООН, принятые в августе 2010 года: "Комитет считает, что уделение чрезмерного внимания языку в стратегии интеграции и содержащиеся в ней карательные элементы (здесь и далее выделено мною — В.Л.) являются излишними…". И далее Комитет рекомендует "использовать некарательный подход к поощрению использования официального языка и вновь рассмотреть роль Инспекции по языку…". Как говорится, эти слова да Богу (то бишь, центристам) в уши…
Теперь о русском языке, точнее, о его статусе. Разговоры об этом сразу поднимают давление у любого эстонца-политика, даже центриста. Но что говорить об эстонцах, когда "русскоязычный" депутат Рийгикогу от ЦП Ольга Сытник в открытую заявляет, что "с предложением ввести второй государственный язык согласиться не могу". А коллега Сытник Владимир Вельман идет еще дальше: "В Эстонии русский язык никогда не будет вторым государственным. Я, как русский человек, скажу: он у нас лишний". Как говорится, приехали… Спасибо, господа центристы, за откровенность!
Эстония до сих пор не ратифицировала принятую Советом Европы Европейскую хартию об использовании языков национальных меньшинств в регионах компактного проживания. Решение вопроса статуса русского языка, как регионального, в исполнении центристов вообще доходит до абсурда: Нарвский городской Совет, в котором подавляющее большинство принадлежит ЦП, свои заседания проводит в два этапа: на первом, неофициальном, идет обсуждение проектов решений, на втором, уже официальном, — только голосование.
Эстония до сих пор не ратифицировала принятую Советом Европы Европейскую хартию об использовании языков национальных меньшинств в регионах компактного проживания. Решение вопроса статуса русского языка, как регионального, в исполнении центристов вообще доходит до абсурда: Нарвский городской Совет, в котором подавляющее большинство принадлежит ЦП, свои заседания проводит в два этапа: на первом, неофициальном, идет обсуждение проектов решений, на втором, уже официальном, — только голосование.
Второй этап, разумеется, проходит на государственном… Хотя, даже по "драконовскому" языковому законодательству, в Нарве вполне мог официально, наряду с государственным эстонским, функционировать русский, как язык местного самоуправления и делопроизводства — ведь там проживает свыше 50% неэстонского населения, чей родной язык — русский. Сторонники центристов могут возразить, мол, нарвские депутаты неоднократно обращались к правительству с просьбой разрешить им реализацию данного права. Да, такое было. Но с этой просьбой они обращаются накануне каких-нибудь выборов и, что интересно, именно в тот момент, когда Центристская партия в Рийгикогу находится в оппозиции и не может влиять на правительство.
И здесь я опять хочу сослаться на рекомендации Комитета ООН о необходимости эстонским властям "рассмотреть возможность применения подхода, основывающегося на двух языках в отношении предоставления государственных услуг. Комитет также призывает государство-участника пересмотреть положения своего законодательства, которые ограничивают использование языка меньшинства в государственных службах только теми округами, в которых меньшинство составляет половину населения." Иными словами, в переводе с дипломатического на обычный, русский язык может и должен иметь статус "регионального" не только на Северо-Востоке, но и в других регионах компактного проживания русскоговорящего населения, к примеру, Тарту или Пярну, не говоря уже о Таллине, где длительное время "рулят" центристы.
Что касается русских школ и "центристской заботы" о них, то в СМИ об этом сказано было уже предостаточно, не буду углубляться. Одно скажу — конкретные шаги по реализации т.н. "лукасовской реформы" школы были начаты еще тогда, когда пост Министра образования принадлежал центристам, а сама партия входила в правящую коалицию…
Миф второй: "Сависаар нам поможет!"
Этот миф направлен, в первую очередь, на пенсионеров. Особая роль здесь отводится на финансовую "помощь". И пожилые люди, а именно они самые дисциплинированные избиратели, клюют на эту тысячу крон и идут голосовать за своего "благодетеля". Люди не понимают, что эти самые кроны (теперь — евро) вынуты из их тощих кошельков в качестве платы за бездеятельность властей в сфере коммунальных услуг (отопление, вода, транспорт).
Кто-то может возразить, что системы водо- и теплоснабжения не принадлежат городу, они проданы, как "Таллинна Веси", или сданы в аренду, как "Таллинна Сооюс" частным фирмам. Что это было сделано, когда у власти в городе были "враги" центристов (был такой непродолжительный период) и что город не занимается ценообразованием. Да, это так. Но что мешает сейчас вернуть теплосистемы в муниципальную собственность, убрав посредников? В финансовом отношении городская казна ничего не потеряет, тарифы снизятся, а население сэкономит деньги. Но, правда, посредники-частные лица, владельцы "Таллинна Кютте", арендующие эти сети, останутся без "бутерброда с икоркой". Конечно, забрав теплосистемы в свое ведение, городским чиновникам придется забыть о "кофепаузах" и торжественном перерезании ленточек на открытие какого-нибудь склада-сарая с последующим фуршетом и начать ежедневно работать на благо тех, о ком они так любят проявлять "заботу" накануне различных выборов. А от этого они уже отвыкли… Из моего окна в Ласнамяэ даже в снегопад и лютый мороз можно увидеть, где проходит городская теплотрасса — по буйно растущей зелени на ней. Можно наблюдать борьбу бездомных котов и кошек за "место под солнцем" — металлических люках этой самой теплотрассы. Это из нашего кармана изымаются деньги для отопления подобных "грядок".
Тоже самое можно сказать и о системе водоснабжения, которая проданы частной фирме. Город имеет определенную долю акций в этом предприятии и может влиять на политику ценообразования и тарифы, если, конечно, захочет. Кроме этого, при фирмах-монополистах действуют советы, в чьи функции входит контроль за деятельностью этих предприятий. Как правило, членами этих советов являются депутаты правящих партий, получающие зарплату в этих фирмах, т.е. от тех, кого они обязаны контролировать.
Про городские парковки, право, даже говорить не хочется. Скоро в результате центристских "упорядочиваний" и "заботы об окружающей среде" в собственном дворе нельзя будет оставить свой автомобиль, не заплатив какой-нибудь "паркинг-сити-групп". И опять же, что мешает городу самому организовать платные парковки в наиболее уязвимых местах и принимать оплату в свой бюджет, а не отдавать городские площади "на откуп" частным лицам, чьи инвестиции в "паркинг" заключаются в двух-трех самосвалах кое-как разровненного грейдером крупного щебня. Организацией парковки в городе могла бы заняться муниципальная полиция, обеспечив финансирование и своей деятельности, и принося доход в городскую казну, как это делается во многих европейских столицах. При этом можно безболезненно для городской казны сократить платные зоны и снизить плату за парковку. Но городским властям это или не выгодно, или лень. Со страхом ожидаю, когда "отцам города" придет в голову идея установить плату за пользование тротуарами с целью "упорядочить движение" и "во благо жителей столицы", разумеется…
Если коротко, то вся эта помощь населению со стороны центристов оплачивается самим населением, причем в процессе всей этой "заботы" сумма невольных пожертвований значительно усыхает.
Миф третий: "Центристы для русских — меньшее зло!"
Это посыл — уже для более "продвинутых", интересующихся политической "кухней". На самом деле, для русских что центристы, что реформисты, что исамаалийтчики абсолютно одинаковы. Лучше иметь честного противника, чем лицемерного союзника. Действия первого можно прогнозировать, от второго надо ожидать подлости в любой момент. Уже стало политической классикой фраза генсека Центристской партии Прийта Тообола относительно "русской" политики: "Квазипатриоты Эстонии упрекают нас, то бишь центристов, в том, что мы слишком много якшаемся с русскими. Но зачем мы это делаем? Для того, чтобы их держать под контролем. Абсорбируя голоса русскоязычных избирателей, мы предотвращаем самоорганизацию русских в самостоятельную силу и не допускаем их к главному — к ключевым постам." Интересно, кто-нибудь слышал или читал, что кто-то из центристов, особенно из т.н. "русскоязычных" членов партии, поправил бы своего высокопоставленного коллегу? Думается, таких нет.
Наглядный пример двуличия центристов — события вокруг "Бронзового солдата", которые начались задолго до апреля 2007 года. Центристские власти Таллина сквозь пальцы смотрели на выходки националистов и вандалов в отношении Мемориала воинам-освободителям на холме Тынисмяги, а Министр внутренних дел центрист Калле Лаанет неоднократно отказывал активистам Ночного дозора в их просьбе взять памятник под охрану полиции. Итогом этого сериала "безразличия" стал провокационный пикет националистов во главе с небезызвестным Юри Бёмом, организованном 9 мая 2006 года на Тынисмяги. Думаю, мало кто сомневается в том, что и городской мэр центрист Юри Ратас, и Министр внутренних дел К.Лаанет, и Вице-премьер Э. Сависаар отчетливо понимали всю опасность этой провокации, однако, они не предприняли каких-либо шагов по ее предотвращению, причем такая возможность и такое право у них имелись и неоднократно применялись к акциям антифашистов. Провокаторы отделались легким испугом — полиция их срочно эвакуировала, но в эстонских СМИ разразилась национальная истерия, в которую включились эстонские политики — год-то был предвыборный...
В 2008 году на парламентских выборах центристы, "до донышка" выбрав голоса русских избирателей, остались вторыми. Теперь, в свете всех скандалов вокруг ЦП и лично Сависаара, значительная часть эстонского центристского электората отвернется от них. Похоже, звезда "Железного Эдгара" скатывается с эстонского политического небосклона…
Здесь надо сказать, что во многих местных органах власти центристы прекрасно уживаются со своими "закадычными" врагами — реформистами и националистами. Да и на республиканском уровне они не прочь составить с РП коалиционное правительство, как это бывало неоднократно. Уже сейчас в околоцентристских кругах говорят о готовности поделиться с Реформой постами старейшин частей Таллина. Как тут не вспомнить русскую поговорку: "Милые бранятся — только тешатся".
Миф четвертый: "У центристов отличные связи с Россией"
Здесь сразу хочу возразить — не с Россией, а с отдельными представителями "Единой России", с теми, кто готов за "зеленые рубли" забыть о государственных интересах. С теми, у кого имеется "интерес" к эстонским портам или опасения за свое добро, нажитое "непосильным трудом". Можно, к примеру, вспомнить Сергея Матвиенко, сына губернатора Петербурга, который хотел прикупить островок на реке Пирита для строительства парочки "хатынок". Совсем недавно мы стали свидетелями "соборного" скандала. Спрашивается, кто мог заставить Владимира Якунина, человека авторитетного и влиятельного в России, принять участие в финансировании предвыборного шоу под названием "Сависаар — строитель храма". Почему Фонд Андрея Первозванного не мог сам, без посредников, передать средства на достройку Ласнамяэского собора напрямую РПЦ Московского Патриархата? Недавно ИА "Регнум" назвала фамилию высокопоставленного чиновника администрации президента РФ, во многом определяющего внешнюю политику России в отношении Прибалтики и которого очень "беспокоит", к примеру, судьба Силламяэского порта, где владелец — один из его "френдов"…
С другой стороны, может ли кто подсказать хоть один случай, когда центристские представители в Парламентской ассамблее Совета Европы, в Европарламенте, других международных структурах поддержали Россию и своих российских коллег? Я такого не припоминаю…
Это, на мой взгляд, основные мифы о Сависааре и его партии. Кроме этих мифов припасен еще один способ "промывки мозгов": гипнотически-монотонное бормотанье адептов ЦП типа: "Твой голос ничего не изменит", "Все уже поделено", "Политика — грязное дело", "Все политики жулики". В "сухом остатке" получается: "На выборы можно ходить, можно не ходить — от этого ничего не меняется. Если ты пошел на выборы, то голосовать лучше за старого жулика — может, не все украдет и что-то останется для дела". И что характерно, эти пассы направлены в первую очередь, на русского избирателя из числа тех, кто уже готов оправиться от центристского мифологического наркоза.
Димитрий Кленский: Как центристы Эстонии "абсорбируют" местных русских
Предвыборная пропаганда г-на Сеппика
Антифашизм по-центристски, или кто вы, г-н Стальнухин?
Дымовая завеса «русской политики»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------Антифашизм по-центристски, или кто вы, г-н Стальнухин?
Дымовая завеса «русской политики»
1 комментарий:
Это не мифологический наркоз,а самый настоящий.Работа отличных психологов в сми.Даже не представляю сколько они заработали за свои услуги и откуда их центристы приглашали.Были задействованы все грязные методы внушения,в основном направленные на русских пенсионеров Эстонии.
Чего боятся ?
Да потому,что все места в центристской партии заняты на русских голосах. Эстонцы давно не голосуют за центристов. У меня нет ни одного знакомого эстонца кто бы голосовал за центристов.Все их обещания лживы как эстонская статистика.
Отправить комментарий